4h4-auto.ru

4х4 Авто
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Углы установки колес автомобиля

Углы установки колес автомобиля

Правильные углы установки колес – один из важнейших факторов, обеспечивающих нормальную управляемость, стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении и при прохождении поворотов. Оптимальные для каждой модели параметры геометрии подвески закладываются на этапе проектирования. Заданные значения углов установки колес подвержены изменению и требуют периодической регулировки по причине естественного износа узлов и элементов ходовой части или после ремонта подвески.

Назначение углов установки колес

Корректно настроенная геометрия подвески позволяет автомобилю более эффективно воспринимать силы и моменты, возникающие в пятне контакта колеса с дорожной поверхность во время различных режимов движения. Этим обеспечивается предсказуемое поведение автомобиля, а именно: стабильность движения по прямой, устойчивость в поворотах, стабилизация при разгонах и торможении. Также благодаря отсутствию излишнего сопротивления качению колес происходит более равномерный износ шин, что позволяет увеличить срок их службы.

negative camber

Заданные производителем значения углов установки колес являются оптимальными для конкретного автомобиля и соответствуют его назначению и особенностям настройки подвески. Однако, в случае необходимости, конструктивно предусмотрена возможность их изменения либо регулировки. Количество параметров, которые можно регулировать для каждого автомобиля, индивидуально.

Виды основных углов установки колес автомобиля

ПараметрОсь автомобиляРегулируемый параметрНа что влияет
Угол развала колес (Camber)Передняя
Задняя
Да
(зависит от автомобиля)
Устойчивость движения в повороте
Преждевременный износ шин
Угол схождения колес (Toe)Передняя
Задняя
ДаУстойчивость при прямолинейном движении
Преждевременный износ шин
Поперечный угол наклона оси поворота (KPI)ПередняяНетСтабилизация автомобиля при движении
Продольный угол наклона оси поворота (Caster)ПередняяДа
(зависит от автомобиля)
Стабилизация автомобиля при движении
Плечо обкаткиПередняяНетСтабильность автомобиля при торможении
Стабилизация автомобиля при движении

Развал колес

Развал колес (англ. camber) – это угол, образованный средней плоскостью колеса и вертикалью, проходящей через точку пересечения средней плоскости колеса и опорной поверхности. Различают положительный и отрицательный развал:

  • положительный (+) – когда верхняя часть колеса наклонена наружу (от кузова автомобиля);
  • отрицательный (-) – когда верхняя часть колеса наклонена внутрь (к кузову автомобиля).

Конструктивно camber формируется положением ступичного узла и обеспечивает максимальную площадь пятна контакта шины с дорогой. В случае двухрычажной независимой подвески положение ступицы определяется верхним и нижним поперечными рычагами. В подвеске типа МакФерсон на формирование угла развала влияет нижний рычаг и амортизационная стойка.

Отклонение значений угла развала от нормы влияют на автомобиль следующим образом.

Слишком большой отрицательный угол:

  • хорошая устойчивость авто в поворотах;
  • ухудшается сцепление колес при прямолинейном движении;
  • повышенный износ внутренней стороны шины.

Слишком большой положительный угол:

  • хорошее сцепление колес с дорогой;
  • ухудшается устойчивость в поворотах;
  • повышенный износ наружной стороны шины.

Схождение колес

Cхождение колес (англ. toe) – угол между продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса. Может быть также определено как разность расстояний между передними и задними бортами ободов колес (на рисунке это значение А минус В). Таким образом, схождение может измеряться в градусах либо миллиметрах.

shozhdenie

Различают суммарное и индивидуальное схождение. Индивидуальное схождение рассчитывается отдельно для каждого колеса. Это отклонение плоскости его вращения от продольной оси симметрии автомобиля. Суммарное схождение рассчитывается как сумма индивидуальных углов схождения левого и правого колес одной оси. Аналогично определяется суммарное схождение в миллиметрах. При положительном схождении (англ. toe-in) колеса взаимно повернуты внутрь по направлению движения, при отрицательном значении (англ. toe-out) – наружу.

shozhdenie-1

Отклонение значений угла схождения от нормы влияют на автомобиль следующим образом.

Слишком большой отрицательный угол:

  • ухудшается выдерживание траектории движения;
  • повышенный износ шины с внутренней стороны;
  • острая реакция авто на рулевое управление.

Слишком большой положительный угол:

  • ухудшается выдерживание траектории движения;
  • повышенный износ шин с наружной стороны.

Поперечный угол наклона оси поворота колеса

ugol-poperechnogo

Поперечный угол наклона оси поворота (англ. KPI) – угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности. Благодаря данному параметру при повороте управляемых колес кузов автомобиля приподнимается, вследствие чего возникают силы,
стремящиеся вернуть колесо в прямолинейное положение. Таким образом, KPI оказывает значительное влияние на стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении. Разность величин углов поперечного наклона правой и левой осей может приводить к уводу автомобиля в сторону с большим наклоном. Данный эффект может проявляться и при соответствии нормальным значениям остальных углов установки колес.

Угол продольного наклона оси поворота колеса

kaster

Продольный угол наклона оси поворота (англ. caster) – угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности в продольной плоскости автомобиля. Различают положительный и отрицательный углы продольного наклона оси поворота колеса.

Положительный caster способствует возникновению дополнительной динамической стабилизации автомобиля при движении на средней и высокой скорости. При этом ухудшается поворачиваемость на малой скорости.

Плечо обкатки

Помимо вышеперечисленных параметров, для передней оси имеет большое значение еще одна характеристика – плечо обкатки. Это расстояние между точкой, образованной пересечением оси симметрии колеса и опорной поверхности, и точкой пересечения линии поперечного наклона оси поворота и опорной поверхности. Плечо обкатки положительное, если точка пересечения поверхности и ось поворота колеса лежат справа от оси симметрии колеса (нулевого плеча), и отрицательное, если располагается слева от него. Если эти точки совпадают – то плечо обкатки нулевое.

scrub radius

Данный параметр влияет на стабилизацию и поворачиваемость колеса. Оптимальным значением для современных автомобилей является нулевое либо положительное плечо обкатки. Знак плеча обкатки определяется развалом, поперечным наклоном оси поворота колеса и вылетом колёсного диска.

Автопроизводители не рекомендуют устанавливать колесные диски с нестандартным вылетом, т.к. это может повлечь изменение заданного плеча обкатки на отрицательное значение. Это может серьезно повлиять на устойчивость и управляемость автомобиля.

Изменение значений углов установки колес и их регулировка

Углы установки колес подвержены изменениям вследствие естественного износа деталей, а также после их замены на новые. Все без исключения рулевые тяги и наконечники имеют резьбовое соединение, которое позволяет увеличить или уменьшить их длину для регулировки величин углов схождения колес. Схождение задних колес, равно как и передних, регулируется на всех типах подвесок, за исключением задней зависимой балки или моста.

can bolt diagram

Регулировка значений развала для задней и передней оси предусмотрена далеко не на всех автомобилях: она отсутствует на зависимой подвеске, на подвеске МакФерсон (за исключением небольшого ряда моделей авто, у которых верхний крепеж стойки – это болт с эксцентриком). Присутствует настройка camber, как правило, на обоих осях подвесок с верхними и нижними поперечными рычагами.

Неправильный сход-развал задних колес на переднеприводном автомобиле оказывает меньшее влияние на его управляемость и неравномерный износ шин, поскольку задняя часть менее нагружена. Параметры caster и KPI, регулировка которых в конструкции подвески автомобиля, как правило, не предусмотрена, должны всегда соответствовать допустимым значениям.

Влияние тяг на угол схождения колес

Наиболее важным углом выравнивания является угол схождения. Поскольку вес автомобиля переносится на передние или задние колеса, угол схождения постоянно меняется. Инженеры настраивают геометрию подвески таким образом, чтобы сделать автомобиль более устойчивым при торможении или при входе в поворот.

Очень важно помнить, что схождение не всегда имеет нулевой угол. Некоторые производители в спецификациях будут указывать определенный положительный или отрицательный угол схождения. Эти характеристики могут учитывать деформацию втулки, поскольку при увеличении частоты вращения шины сдвигаются назад. Кроме того, положительный или отрицательный угол схождения спереди или сзади может сделать автомобиль более комфортным для вождения.

Очень важно убедиться, что после регулировки схождения колес тяги имеют одинаковую длину. Если одна тяга длиннее другой, это может свидетельствовать о повреждении подвески, например, изогнутом рулевом рычаге или поворотном кулаке. Или это может означать, что при регулировке общего схождения специалист по центровке отрегулировал только одну сторону, чтобы привести автомобиль в соответствие с техническими характеристиками. Это также может привести к неровному управлению.

Осмотр тяг

Если внутренняя или внешняя тяги передней или задней оси согнута, не пытайтесь ее отрегулировать или придать ей нужную форму. При повреждении детали ее прочность и структура нарушаются. Любой дальнейший изгиб или нагрев еще больше повредит ее. Многие тяги предназначены для изгиба в определенных местах, чтобы поглощать удары, которые могут повредить рулевую рейку или подрамник.

Чрезмерный люфт тяги трудно не заметить. Он приводит к износу внутреннего края передних шин. Затем может появиться легкий стук при торможении или ускорении. И, наконец, тяги могут издавать стук при поворотах.

Повреждение пыльников очень сильно влияет на состояние тяг, поскольку грязь и мусор попадают в шарнир, что может привести к его износу и повреждению муфты. Если пыльник на конце тяги поврежден, немедленно замените его. В современных герметичных конструкциях нет фитингов для смазки, поэтому загрязнения не могут быть удалены из места соединения деталей.

Проверка на подъёмном механизме является лучшим методом проверки тяг на износ. Износ тяги на шаре и муфте происходит в определенном диапазоне движений. Он, как правило, происходит по овальному рисунку в сравнении с идеальным кругом. Если подвеска полностью опущена, может показаться, что между шаром и муфтой нет люфта.

Во время теста необходимо проверить, нет ли чрезмерного износа внутренних концов тяг на рейках рулевого колеса, послушать, не издают ли тяги стук или щелчок при вращении рулевого колеса. Если автомобиль находится на поворотных дисках, попросите помощника заблокировать рулевое управление и попытайтесь переместить колесо, чтобы обнаружить люфт. Помните, что небольшой износ в каждом конце тяги может привести к существенному изменению угла схождения.

Если вы используете монтировку и грубую силу, то на результаты проверки могут повлиять втулки в рычагах управления. Если вы используете инструменты для сжатия рулевой тяги, это даст вам ложные показания почти в каждом случае, поскольку вам не удастся оценить реальный износ. Даже новые тяги будут сжиматься.

Если на внутренней соединительной тяге есть люфт, убедитесь, что изношено соединение, а не втулки. Если пыльник стойки позволяет, сожмите его, чтобы посмотреть, не заключается ли проблема в самом соединении, и стойка не ослабнет и не сдвинется с места. Это также позволит оценить, нужно ли менять пыльник стойки. Замена пыльника всегда является хорошей практикой, тем более в это время вы сможете тщательно осмотреть конец тяги. При осмотре внешних шарниров рекомендуется учитывать длину тяги перед снятием конца, чтобы при сборке схождение было нормальным. Многие техники просто запоминают количество оборотов при снятии тяги, но измерение от центра стыка до известной точки является хорошим вариантом. В любом случае, убедитесь, что схождение находится в пределах допустимых значений, прежде чем выезжать на дорогу.

Установка

Скорее всего, в настоящее время вы с легкостью найдете алюминиевые шарниры и компоненты подвески. Для того чтобы закрепить штифт соединительной тяги на кулачке, он должна иметь другую конструкцию, которая отличается от конструкции конических штифтов. Большинство алюминиевых кулачков используют штифты с моментом затяжки. Такие тяги обычно устанавливаются на сухую. Не наносите масло, смазку, монтажную смазку или герметик на штифт или в отверстие. Смазочные материалы увеличивают нагрузку на болт или штифт, что может привести к перегрузке и растяжению, и, следовательно, к его поломке. Если крепеж затянут слишком сильно, он может растянуться за пределы своих возможностей и сломаться. Повышенный крутящий момент также может вызвать трещины в внутренней части, если приложить слишком большое усилие.

Шаровые соединения могут иметь начальные характеристики крутящего момента до 20-40 Нм, а углы затяжки от 140 до 225. Никогда не затягивайте детали наугад. Всегда проверяйте значения, указанные в спецификации и используйте динамометрический ключ. Убедитесь, что шайбы на штифтах находятся в хорошем состоянии и установлены в правильном положении. Если шайба расколется, это может привести к катастрофическим последствиям.

Что такое сход-развал или зачем регулировать углы установки колес

Одним из важных нюансов работы подвески авто являются углы установки колес. Последствия неверно настроенного развал-схождения — это: плохое сцепление автомобиля с дорожным полотном, повышенное напряжение водителя в процессе езды, возможные ДТП, короткий ресурс резины. Рассмотрим, что подразумевается под углами установки колес, на что они влияют, когда их требуется регулировать и как.

Что такое развал-схождение

Шасси транспортного средства соединены с кузовом через подвеску, призванную смягчать удары от неровной дороги. Для не жесткой фиксации ступицы со стойкой используются шаровые опоры, ШРУС и рычаги. В переднюю часть подвески интегрированы рулевые тяги, обеспечивающие управление машиной.

Рассмотрим их подробнее.

Развал

Развал колес автомобиля — это положение боковой плоскости шины к оси по вертикали. Можно перефразировать проще — по правильно отрегулированному развалу видно, что колесо стоит на дороге ровно, т. е. строго перпендикулярно земле. Такой угол называется нулевым и закладывается производителем с завода. Допускаются незначительные отклонения до 0º30 мин.

Схождение

Схождение колес — это второй параметр, сказывающийся на маневренности авто и ресурсе покрышек. Под ним подразумевается положение шины кпереду ТС, если смотреть на авто сверху. Оптимально, чтобы покрышки находились строго параллельно друг к другу.

Кастор

В понятие развал-схождения колес заложен еще и кастор. Под ним подразумевается угол оси поворота колеса, измеряемый от вертикальной линии. Чаще всего он положительный (намеренно наклонен в сторону водителя), чтобы после проезда поворота руль выравнивался самостоятельно. В большинстве серийных автомобилей этот параметр заложен с завода и его регулировка не предусмотрена. Но на отдельных моделях машин можно задать любое положение для повышения маневренности.

Положительный и отрицательный сход-развал

Кроме нулевых значений, бывают отклонения в большую и меньшую сторону. Если вершина покрышки выступает наружу, а низ утоплен внутрь кузова — это положительный развал. При положении наоборот (вершина наклонена внутрь) образуется отрицательный параметр. Обычно для легковых городских автомобилей стараются настроить нулевой развал колес, обеспечивающий минимальный износ резины и хорошие поведенческие характеристики на дороге.

Но существуют и исключения. Например, для спортивных машин при регулировке устанавливают отрицательное значение, чтобы автомобиль сохранял устойчивость во время вхождения в крутые повороты, не сбрасывая скорость. При нулевом угле машина бы просто перевернулась в такой ситуации.

Для грузовиков рациональна регулировка подвески с установкой положительного значения. Тогда при загрузке кузова вес машины будет давить на мосты и авто просядет, а угол относительно вертикальной оси шасси выровняется. Поскольку грузовики чаще всего ездят загруженными, так меньше износится резина.

Положительное схождение колес — это ситуация, когда передняя часть шасси обращена друг к другу (если смотреть сверху), т. е. расположена немного на конус относительно переда авто. С такой регулировкой углов автомобиль отлично держит курс, но поворачивать становится труднее. Отрицательное схождение образуется при развернутой наружу передней части покрышек. Это повышает чувствительность рулевого управления — маневрировать гораздо легче, но машина начинает «рыскать», виляя по трассе.

Когда нужно делать сход-развал

Производители автомобилей не указывают в инструкции по эксплуатации точных временных сроков или пробега. Некоторые для самоуспокоения обращаются за услугой раз в 20-40 тыс. км. Обязательная регулировка углов установки колес проводится после планового ремонта подвески и вмешательства в ходовую часть, но здесь весомую роль играет марка, а также модель транспортного средства, поскольку конструкции везде разные. Обязательна корректировка после замены:

  • левой или правой шаровой опоры;
  • небольших рулевых наконечников;
  • стоек в сборе, соединенных со ступицами.

В некоторых моделях машин регулировка углов установки колес может понадобиться после замены ШРУСа или рулевой рейки. Если в конструкции используется задняя полузависимая балка, то там углы стабильны и при замене сайлентблоков балки или амортизаторов регулировка не требуется. В таких автомобилях настраивается только развал передних колес для оптимального взаимодействия с подвеской.

Кроме ремонтных работ, развал-схождение потребуется проверить после попадания автомобиля в большую яму на скорости. Удар способен сместить крепление и сбить регулировку углов. Еще при ударах деформируются диски, поэтому диагностика поможет выявить верное направление для ремонта. Среди признаков, указывающих на необходимость регулировки сход-развала следующие:

  • автомобиль самостоятельно уходит с прямой траектории движения — водителю приходится подруливать;
  • шины визжат при маневрах;
  • теряется стабильность управления при смене дорожного покрытия;
  • вхождение в повороты дается с трудом — машина норовит выйти из заданного круга;
  • руль не возвращается самостоятельно в исходное положение после выхода из поворота;
  • заметен неравномерный износ покрышек по наружному или внутреннему краю.

Когда автомобиль получил серьезный удар при лобовом столкновении, стоит проверить развал передних колес, поскольку ДТП могло спровоцировать смещение угла, выставленного при регулировке.

Но за услугой можно обратиться по желанию, чтобы быть спокойным.

Неправильные регулировки сход-развала

На легковых автомобилях неправильной регулировкой считается отклонение настроек углов на 0º30’ от нуля. Слишком положительный или отрицательных сход-развал имеет негативные последствия как для управления автомобилем, так и ресурса деталей. Например, резина начнет стираться неравномерно. Если быстрее изнашивается наружная сторона, то владелец машины это заметит во время подкачивания шины и отправится на регулировку.

А вот при чрезмерном износе со внутренней стороны водитель узнает о проблеме только при «переобувании» машины. Тогда уже будет, возможно, поздно и придется потратиться на новые колеса. В случае всесезонной резины проблема так и не будет выявлена, что приведет к сильному истиранию беговой зоны и разрыву покрышки. Если это произойдет на скорости 80-120 км/ч, машина станет неуправляемой и может случиться ДТП.

Кроме износа протектора неправильная регулировка чревата плохой устойчивостью авто на дороге. Причем на сухом покрытии машина держится нормально, а после первого дождя сцепление с асфальтом ухудшается, что делает эксплуатацию небезопасной. В дальние поездки на таком авто отправляться не стоит и нужно ехать в сервис для регулировки углов колес.

На переднеприводных авто с задней многорычажной подвеской бывают диагональные вмятины на протекторе, поскольку изменена геометрия подвески. Это случается при неправильной регулировке задних покрышек с дисками, если автомобиль часто используется для транспортировки больших грузов (овощи с дачи, стройматериалы). В таком случае требуется правильное распределение нагрузки и разная настройка углов передних и задних шасси.

Как проводится процедура

Перед регулировкой УУК необходимо выровнять давление в шинах и разгрузить багажник и салон авто, чтобы подвеска была в исходном состоянии. На СТО используется разное оборудования для проверки и выравнивания развала и схождения, что влияет на точность данных. Стенды бывают:

  1. Оптические — для определения угла используются световые трубки, генерирующие лучи света. Они проецируют изображение на плоскость с метками. Это самые первые стенды, которые обладали низкой точностью и постепенно почти вышли из эксплуатации.
  2. Лазерные — имеют схожий принцип работы, но вместо светового луча используется лазер. Его отличие в том, что луч способен не только выходить, но и возвращаться. Если он входит в ту же точку, из которой вышел, это означает нулевое схождение. Цена лазерных стендов довольно доступная, но точность все же низкая.
  3. Компьютерные — самый популярный тип стендов, поскольку более точный. Для считывания данных с колеса используются ИК-датчики или корды. В последних поколениях задействованы камеры и фотоэлементы.

Блоки обработки данных с компьютером, экраном и цифровыми камерами позволяют наиболее точно определить схождение или развал колесного диска по отношению к кузову. Благодаря считыванию оптикой на компьютере строится 3D модель и видны любые отклонения от нормативов, которые обозначаются на экране как визуально — рисунком, так и в цифрах. Крепить к колесам нужно только небольшие мишени. Сбор информации происходит сразу с четырех шасси — заезжать последовательно передом или задом на машине не нужно. Но стоит такое оборудование дороже других, хотя быстро окупается за счет высокой скорости обработки данных и востребованности со стороны клиентов.

Процедура проводится в такой последовательности:

  1. Автомобиль загоняется на стенд и оставляется с ровным положением колес.
  2. К покрышкам фиксируются мишени. Установка происходит непосредственно на шины, поэтому краска на дисках не повреждается.
  3. Включаются одновременно четыре камеры на стойке, собирающие всю информацию.
  4. Настраиваются мишени, для чего машина немного прокатывается.
  5. Блок управления сообщает о развале и схождении на левой и правой стороне автомобиля, а также определяет угол тяги движения.

Нормальные значения отображаются зеленым цветом, а красные — указывают, что нужно регулировать. Вся процедура проверки занимает не более 10 минут. Если в фактических данных есть отклонения от нормы, то каждое колесо поочередно ослабляется (крепления рычагов подвески) и регулируется до выхода значений в зеленый диапазон. Для отчетности можно сразу распечатать результаты проверки на принтере.

Можно ли сделать самостоятельно

Узнать, верны ли углы колес развала и схождения машины можно и без сложного оборудования, но результат будет лишь приблизительным, а процесс долгим. Такие меры оправданы только при наличии свободного времени, да и то, только чтобы убедиться в необходимости посещения СТО для полноценной регулировки.

В домашних условиях, чтобы проверить развал и узнать правильность схождения, установите руль в ровное положение. Затем выполните следующее:

  1. На внешней стороне шины сделайте мелом узкие вертикальные метки в самой крайней части вверху и внизу. Давление в покрышках должно быть везде одинаковым.
  2. Строго по центральной оси этих меток приложите отвес. Это может быть обычная нитка с грузиком на конце. Точка опоры — это крыло машины.
  3. Дождитесь остановки колебания отвеса и измерьте рулеткой расстояние от нитки до метки.
  4. Действие выполняется на всех четырех шасси, а данные записываются, чтобы не забыть и ничего не перепутать. Так вы определите развал.
  5. Затем сдвиньте машину на 40-90 см (зависит от диаметра дисков на машине), чтобы метки повернулись на 90º. Теперь они расположены на одной горизонтальной линии.
  6. Произведите снова замеры, приложив отвес к одним и тем же точкам кузова со всех сторон. Так вы определите схождение.

Отклонение данных до 3 мм теоретически допустимо, хотя и не желательно. Свыше 3 мм развал или схождение настроены неверно (в зависимости от того, где были отклонения — по горизонтали или по вертикали). Для более точной проверки своими руками используют деревянные рейки, привязываемые к колесным дискам машины.

Это особенно эффективно для автомобилей с задней полузависимой подвеской, которая всегда сохраняет ровное положение колес. От задней рейки с саморезом натягивают нить так, чтобы она отступала от планки на 2 см. На рейке спереди необходимо предусмотреть тоже саморез и закрепить нить строго на расстоянии 2 см от нее. Это позволит наглядно увидеть схождение. Для более точного результата используйте деревянный брусок толщиной 2 см. Проведя им вдоль планки получится заменить отклонения в схождении, поскольку нить будет либо плотно прилегать к нему, либо отходить от него.

Когда регулировка углов установки колес не помогает

Если регулировка развала или схождения не помогает, значит проблемы кроются в подвеске, ходовой, а может быть и в самой резине. Поэтому перед процедурой лучше провести диагностику подвески, чтобы исключить поломки в ней, влияющие на настройки схождения и развала. Например, при разболтанных шаровых опорах углы будут постоянно смещаться в зависимости от уклона дороги и распределения веса в машине.

Еще одной распространенной причиной являются погнутые колесные диски. В шиномонтажке при балансировке стенд это покажет. Понадобится рихтовка или замена. Иногда машина «гуляет» из-за изношенных зубцов рулевой рейки или разбитых ступичных подшипников. Подняв ТС на подъемнике и подергав шасси на себя за верх и низ, вы ощутите люфт. В таком случае нужна замена подшипников, поскольку люфта здесь быть не должно.

Существует много причин, почему машину тянет в сторону или туго вращается руль, поэтому лучше сразу обратиться в сервис. В СТО проведут диагностику, отсеяв исправные рабочие узлы в подвеске, и займутся непосредственно устранением причины неисправности. Если дело все же в неверном схождении или развале, проверка на профессиональном стенде обеспечит самый точный результат.

Как отрегулировать схождение колес на ВАЗ 2107

Если на ВАЗ 2107 ремонтировалась ходовая часть или рулевое управление, то после этого необходимо выполнить развал-схождение. Также это действо нужно проводить с некоторой периодичностью, так как езда по плохим дорогам тоже приводит к сбиванию точных настроек. Итак, как отрегулировать схождение колес на ВАЗ 2107 своими силами?

Схождение ВАЗ 2107

Теоретическая часть

Для начала немного подкуемся в теории, чтобы точно понимать все действия, которые будут описаны. Разберемся с определениями:

Угол установки колес

Или по-другому – развал-схождение. Это параметры конструкции, определяющие текущее положение колес, когда автомобиль движется по прямой линии и на поворотах. В идеале автомобиль по ровной поверхности должен всегда двигаться в заданном положении руля.

При отклонении этого параметра появляется курсовая неустойчивость, водителю постоянно приходится тянуть руль в сторону, чтобы удержать нужное направление.

Интересно! Из-за езды с такими настройками угла установки колес начинают быстрее стираться покрышки, страдают детали подвески и существенно вырастает расход топлива, так как движущийся автомобиль постоянно испытывает некое сопротивление.

Схождение колес ВАЗ 2107

Угол продольного наклона оси поворота

Он же кастер – заданный угол между осью поворота колес и вертикальным уровнем, если смотреть сбоку. Этот угол выставляется при помощи шайб регулировки, которые ставятся на болты крепления оси нижнего рычага. Тем самым обеспечивается стабилизация положения колес, когда автомобиль двигается по прямой.

Угол развала

Отклонение плоскости вращения колеса от вертикальной линии, которая проходит точно через центр площади соприкосновения шины с поверхностью дороги. Этот угол задается также регулировочными шайбами на обоих болтах оси нижнего рычага.

Количество шайб всегда должно быть одинаковым, ровно как и их толщина. Это позволяет добиться правильного положения колес при работе подвески.

Схождение колес

Это разница в расстоянии между точками спереди и сзади внутренних частей ободьев колес.

Регулировка и проверка углов колес должна проводиться в мастерских, где для этого имеется все необходимое. Вручную вы тоже можете много чего подправить, не считая угол продольного наклона оси поворота.

Интересно! Наиболее точные данные при выставлении угла колес можно получить при работе с загруженным автомобилем на 320 кг – это приблизительный вес четырех человек, находящихся в салоне, 50 кг груза в багажном отсеке. При этом топлива в бак должно быть залито до полной.

В идеале значение всех перечисленных углов после прохождения технического обслуживания должно соответствовать следующим величинам (в скобках указываются значение для ненагруженного автомобиля):

  • Угол продольного наклона — 4°±30′ (3°±30′);
  • Развал колес — 4°30’+20′ (0°5’+20′);
  • Схождение — 2 — 4 (3 — 5) мм.

Именно на эти значения будем ориентироваться при работе

Как понять, что нужно выставить сход-развал

На мысли о необходимости такой процедуры вас может натолкнуть следующее:

  1. Во время езды машину ведет в сторону и постоянно приходится выравнивать курс. Не ошибитесь, так как подобный эффект может возникать, когда двигаетесь по неровной или наклонной дороге. Прокатитесь в разных местах и в разных направлениях по ровной дороге, чтобы не обмануться.
  2. Наблюдается быстрый и неравномерный износ покрышек и деталей подвески. Автомобиль стал жестче реагировать на наезды на кочки. Показатель расхода топлива неоправданно вырос.
  3. Если автомобиль попал в ДТП, даже не очень серьезное, рекомендуется, как минимум, проверить угол схождения колес, так как ударный импульс даже при наезде на ямку способен сбить настройки подвески.
  4. Проверка также рекомендована после прохождения 15 000 км.

Мы уже писали, что замена некоторых деталей подвески тоже требует последующей регулировки сход-развала. К таковым не относятся:

  • Втулки стабилизатора;
  • Стабилизатор в сборе;
  • Втулки амортизатора и он сам;
  • Подшипники ступицы.

А вот после замены следующих деталей проверка строго обязательна:

  • Рулевые наконечники и тяги в сборе;
  • Укороченные или удлиненные пружины;
  • Маятник рулевого управления;
  • Рулевая колонка;
  • Верхние и нижние рычаги;
  • Балки в сборе;
  • Сайлентблоки;
  • Проставки.

Процесс выставления углов

Как сделать развал схождения на ВАЗ 2107

Настройка углов на СТО

Для работы в домашних условиях вам понадобятся следующие инструменты и приспособления:

  • Набор гаечных накидных ключей;
  • Штангенциркуль;
  • Прочная нить или леска с крючками на конце – если их нет, то нужно будет придумывать, как привязаться к колесу;
  • Два бруска – первый толщиной 6 мм, а второй – 22 мм.

Также может понадобиться специальная или обычная линейка – есть такой метод регулировки тоже.

Прежде чем приступать к установке углов колес, необходимо проверить давление в шинах, убедиться в том, что нет радиального и осевого биения покрышек, люфта подшипников ступиц, люфта на верхних шаровых опорах и свободного хода руля.

При обнаружении чего-то из перечисленного устраняем неисправность. Далее действуем в следующем порядке.

Загоняем автомобиль на ровную площадку, выставляем положение рулевого колеса в режим движения по прямой – для этого нужно проехать пару раз вперед и назад, чтобы понять, что автомобиль никуда не смещается, и прижимаем подвеску, оказывая давление на передний и задний бампер в 50 кгс по несколько раз подряд.

Регулировка развала схождения ВАЗ 2107

Проверка угла по нити и штангенциркулю

Проверяем углы установки колес. Для этого закрепите рядом с колесом отвес, чтобы он проходил точно по его центру, как это показано на фото выше. Остановите его качение и замерьте расстояние от верхнего и нижнего краев обода до нити. Получившаяся разница будет показателем развала.

Совет! Если штангенциркуля нет, воспользуйтесь обычной линейкой.

ВАЗ 2107 является заднеприводным автомобилем. Для таковых максимальная разница может составлять 4 мм, для переднеприводных – 1 мм.

При этом стоит учитывать, что верхнее расстояние не может быть меньше нижнего – уж лучше пусть будет наоборот. В идеале развал должен быть нулевым для автомобилей с любым приводом.

Если потребовалась регулировка, ослабьте все гайки на поворотном кулаке, сдвиньте деталь в нужную сторону и затяните все, как было.

Чтобы убедиться, что все сделано правильно, повторите измерения, а также проведите его при вывернутых вправо и влево колесах.

Переходим к регулировке схождения.

Схождение колес своими руками ВАЗ 2107

Брус на 22 мм

Проводим такие же подготовительные мероприятия, как и при регулировке развала.

Далее натягиваем нить между передними и задними колесами так, чтобы она проходила через их центр. Если нить цепляется за подкрылки, то их временно нужно снять.

Колея задних колес на ВАЗ 2107 немного уже, чем у передних, поэтому требуется сделать подкладку из бруска или двух сложенных спичечных коробков.

Затем поворачиваем рулевое колесо так, чтобы нить коснулась покрышки переднего колеса с двух сторон. Если все получилось, то регулировка вам не потребуется.

Теперь перенесите брусок на заднюю часть заднего колеса и добавьте к нему еще 6-ти мм вставку – можно подложить третий коробок спичек. Нить по-прежнему должна касаться покрышки в двух точках. Получилось – отлично, нет – нужна регулировка.

Отрегулировать сход можно гаечными ключами на 13. Для этого ослабляется муфта наружной рулевой тяги.

Регулировка схождения колес ВАЗ 2107

Клещи «Кобра»

Далее клещами по типу «Кобра» нужно ухватиться за муфту и провернуть ее, регулируя тем самым длину тяги. Добиваемся такого положения, чтобы нить коснулась покрышки, как это требуется.

В завершении затягиваем хомуты и повторяем все манипуляции со вторым колесом. Стремимся к показателю совместного схождения в 2 мм.

Схождение-развал колес авто — что это, зачем и когда делать?

Схождение-развал колес авто - что это, зачем и когда делать?

После чего делают развал — схождение? Нужно ли делать балансировку после сход развала? Какие курсы полезны для обучения шиномонтажу?

ЧТО ТАКОЕ СХОД-РАЗВАЛ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ

Развал-схождение (распространены также такие названия сервисной операции как сход-развал и регулировка углов установки колес или же сокращённо РУУК) – это процедура, направленная на регулировку колёс относительно кузова. Если сход-развал не выполнен или сделан неграмотно, это чревато для транспортного средства и его владельца рядом проблем:

  • Нарушается курсовая устойчивость.
  • Машину начинает «заносить».
  • Теряется маневренность.
  • Транспортное средство начинает «съедать» увеличенное количество топлива. Особенно это ощутимо на коммерческом транспорте: грузовиках, тягачах, автобусах.
  • Шины приобретают желание быстро «лететь». Если со сходом-развалом всё из рук вон плохо, то даже, если пройдено всего пятьсот километров дороги, новая покрышка будет стерта полностью.

Результат развал-схождения – обеспечение транспортному средству правильного положения колёс при разных углах поворота и на различных скоростях.

Прямое влияние оказывается на уровень безопасности движения. Если с развал-сходом всё в порядке при плотном трафике водитель в самый неожиданный момент обеспечит оперативное изменение траектории движения. При повороте не возникнет скольжения, а после прохождения поворота транспортное средство легко вернёт своё первоначальное положение.

Развал-схождение: геометрические показатели

Развал-схождение относится к регулируемым параметрам.

Главные геометрические показатели – это:

  • угол схождения,
  • угол развала,
  • угол наклона колеса,
  • расстановка колёс и осей.

Угол схождения

Средние значения углов схождения:

  • для переднеприводных: 0±10′.
  • для заднеприводных: +15’±10′.

Сумма углов для левого и правого колеса образует полное схождение.

Если схождение левого и правого колеса равны, это половинчатое схождение.

Допуск в отклонениях схождения на каждое колесо на автосервисах составляет ±5′.

Угол развала

Угол развала (или просто развал) — угол, образованный между вертикалью и плоскостью вращения колеса.

Средние значения угла развала:

  • для задней колесной базы – не превышает 0°40′-1°00′.
  • для передней колесной базы – не превышает 0°15′-0°40′.

Конструктивно транспортные средства разнятся и исходные углы развала разнятся. Бывает нулевой, отрицательный и положительный угол.

углы развала.jpg

Теория:

  • Чтобы представить нулевой развал, представьте, что через центр колеса проходит перпендикулярная линия.
  • Направление верхнего колеса в сторону центра машины характерно для отрицательного развала.
  • Если же верхний край колес направлен наружу, то речь идёт о положительном угле развала.

Практика:

  • Выйдя с конвейера, большинство транспортных средств имеют нулевой развал.
  • Чуть для меньшего количества транспортных средств характерен отрицательный развал. Это в основном – гоночные машины. Отрицательное значение угла получает максимальный контакт колес с дорогой. Для гонщиков это приоритет №1. Правда, износ шин – колоссальный. Из-за этого это не вариант для «рядовых» автомобилей. Непрактично. Но в соревнованиях, когда важна, в первую очередь, скорость, нужный эффект легко получить. Для дрифта идеальней не придумать.
  • Положительный развал уходит в прошлое. В 21-м веке автомобили с такими геометрическими параметрами не выпускаются, хотя в 80-е годы 20-го века с такими параметрами с конвееров сходил даже коммерческий транспорт. Яркий пример – знаменитые грузовики Tatra 815 с хребтовой рамой. Но в восторге от них часто были не автопарки, а…опять-таки шиномонтажники. Износ резины у них был предельно неравномерным, и для мастеров всегда находились заказы.

Угол наклона оси (кастер)

Существуют продольные углы наклона оси поворота. Они регулируемы. Могут менять значение под воздействием веса груза в багажнике транспортного средства. Допуск для левой и правой стороны не может превышать значение 0°15′-0°40′.

Также существуют поперечные углы наклона оси поворота. Они нерегулируемы.

Обычно, когда на шиномонтаже говорят про угол наклона оси, имеется в виду продольный угол оси поворота. Он расположен между перпендикулярной плоскостью к поверхности дорожного полотна и плоскостями симметрии колеса. Кастер показывает отклонение положения колеса относительно стойки амортизатора.

углы поворотов.jpg

Расстановка осей и колёс

Под расстановкой осей подразумевают интервал между серединой передней оси и серединой задней оси.

Под расстановкой колёс подразумевают интервал между серединами колес конкретной оси.

Чем выше величина параметра расстановки осей, тем больше пространство салона. Чем меньше величина этого параметра, тем выше маневренность.

Нужно ли делать балансировку после сход-развала?

Как таковые сервисные операции, касающиеся развала схождения и балансировки, не взаимосвязаны. Поэтому нет чёткого правила: сделали РУУК – приступите к балансировке.

Важно понимать, что цели у этих процедур совершенно разные:

  1. РУУК направлена на обеспечение колёсам геометрически правильного положения.
  2. Балансировка колес избавляет от такой процедуры как биения колес при движении.

Но на практике при техническом обслуживании РУУК действительно делают часто в тандеме с балансировкой. И здесь есть две причины:

Обе процедуры для профилактики рекомендуется выполнять каждые 7 00 000 – 8 000 км пробега, для старых автомобилей при езде по плохим дорогам и каждые 15 000 – 20 000 км.

Но, если речь идёт не о плановой диагностике и техобслуживании, то показания, которые являются громким звоночком для проведения той и иной сервисной операции, – разнятся.

Так «показанием» к РУУК выступает смена покрышек, монтаж новых дисков, регулярная езда с пробуксовкой. Балансировку же делают, если покрышки повреждены с одной стороны, беспокоит работа подвески (чувствуются удары), выполнялся ремонт ходовой.

Правда, если выполняется ремонт ходовой, не нужно сразу «пороть горячку». Необходимость проведения РУУК зависит от того, что конкретно меняли, и диагностических мероприятий. Если была демонтирована рулевая рейка с целью регулировки прижима или замены пыльника, то высока вероятность, что диагностика покажет: параметры не сбиты.

Если же проводилась замена рулевых наконечников, обстоятельства несколько иные. РУУК показан в обязательном порядке. И диагностические мероприятия в этом случае целенаправленно ориентированы на решение такого вопроса, насколько отклонились геометрические параметры.

Замена сайлентблоков: нужен ли сход развал?

У ряда автомобилистов возникает вопрос: а нужен ли РУУК при замене сайлентблоков.

Давайте разбираться: если замене подлежат сайлентблоки реек (рулевой, задней), передней оси, параметры сход-развала всегда отклоняются от нормы. И корректировать их нужно обязательно.

Порой возникает такая ситуация, что РУУК автомобилист выполняет регулярно, а с заменой сайлентблоков медлит. Это недопустимо. РУУК в том случае «адаптивен» не под норму, а под деформации, которые неизбежны из-за состарившихся сайлентблоков.

Что в итоге? Выброшенные деньги на ветер. Ведь сайлентблоки всё-равно придётся менять, а развал-сход делать повторно.

Нужно ли делать развал-схождение при замене шаровых опор?

РУУК – очень полезная для “здоровья” транспортного средства и обеспечения уровня безопасности процедура при замене шаровых опор.

При замене шаровых опор старые разбираются, образуется люфт и естественным путём изменяются геометрические параметры. Их нужно корректировать.

Нужно ли делать развал схождение после замены амортизаторов?

А вот после замены амортизаторов РУУК – необязательная процедура, хотя автовладельцы как-раз часто воспринимают замену амортизаторов в качестве прямого стимула отправиться сделать сход-развал.

Дело в том, что хоть эти автозапчасти не оказывают прямого влияния на рулевое управление. У них нет «власти» над рулевыми тягами.

Как регулируется развал схождение?

Если работы выполняются традиционным способом, то рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

  • Поднимите автомобиль на домкрате.
  • Проверьте геометрию подвески.
  • В случае проблем с подвеской – замените «нездоровые» детали, то есть осмотрите подвеску на предмет износа и трещин. Если никаких патологий не обнаружили идем дальше, если обнаружили, замените износившийся элемент, иначе наши усилия пройдут зря.
  • Для ослабления развала вращайте эксцентрик и ослабьте контргайку (приём актуален для большинства современных транспортных средств).
  • Измерьте результат развала.
  • Для настройки схождения ослабьте тягу контргайки.
  • Измените длину контргайки путем её вращения
  • Затяните крепления.
  • Опустите авто.

Работы всегда рекомендуется начинать с настройки развала, а не со схождения. Потому что при коррекции схождения на развал вы не повлияете, а если поступите наоборот, то в случае ошибок, допущенных на начальном этапе, все настройки «полетят».

Во время работ обязательно контролируйте давление в шинах. Важна его полная стабильность.

Если же используются 3D-стенды, то важно понимать, тут механизм следующий:

  • сначала определяется пространственная ориентация осей вращения колес автомобиля (и несмотря на наличие хорошей техники шиномонтажнику важно чётко понимать суть геометрических параметров),
  • далее в процесс включаются непосредственно 3D-стенды, огромное достоинство – возможность достичь синхронной компенсации.

Чем SENSYS Engineering полезен в освоении технологий РУУК?

SENSYS Engineering предлагает своим слушателям базовый электронный тренинг и система проверки знаний «Шины, диски и шиномонтаж». Это 16 интерактивных модулей и система тестов, которые «заточены» на освоение таких вопросов, связанных с устройством колёс автомобилей, дисков и шин транспортных средств, маркировкой, системой контроля давления в них.

В доступном и при этом информативном (концентрированная подача) виде рассматривается вопрос обслуживания и эксплуатация шин и дисков колес транспортных средств.

Общее (ориентировочное) время изучения материала: 10 часов. При этом так как продукт электронный, слушатели могут изучать материал в наиболее удобном для себя ритме.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Регулировка гур волга 3110
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector