4h4-auto.ru

4х4 Авто
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рулевое управление МТЗ 82

Рулевое управление МТЗ 82

Рулевое управление позволяет управлять направлением движения трактора. Его конструкция достаточно проста, однако любая неисправность влечет за собой трудности, что может представлять опасность, учитывая вес и размеры трактора. Исправность и точность управления напрямую влияют на эффективность и безопасность работ. Существуют способы усовершенствовать этот узел: в частности, в продаже можно найти комплект переоборудования рулевого управления МТЗ 82, а на форумах — инструкции по его установке и впечатления водителей.

Схема рулевого управления

Рулевое управление состоит из:

  • трапеции;
  • привода;
  • собственно рулевого механизма;
  • гидравлического усилителя (ГУРа) или гидрообъемной системы (ГОРУ).

Рулевая трапеция «отвечает» за поворот управляемых колес на разные углы. Механизм действия таков, что передние и задние колеса имеют общий центр поворота и поворачиваются вокруг него. Расположен он на продолжении оси задних колес. Если посмотреть со стороны моста, механизм действительно напоминает по форме трапецию.

Трактора МТЗ-82

Движение трактора задает рулевое управление

Конструктивно трапеция представляет собой две поперечные рулевые тяги, соединенные между собой сошкой, два поворотных рычага и балку переднего моста. Каждая тяга состоит из соединительной трубы и двух наконечников с разнонаправленной резьбой (один с левой, другой — с правой). Соединяющая их сошка при поворотах перемещается, крайние положения ограничены ходом поршня ГУРа. При движении по прямой сошка находится на продольной оси трактора. Шарниры наконечников заполнены заводской долговременной смазкой и защищены от влаги, пыли и грязи резиновым чехлом и регулировочной пробкой.

Привод передает вращения от рулевого колеса к рулевому механизму и гидроусилителю. Он включает в себя рулевую колонку, колесо и систему валов, соединенных между собой карданными шарнирами. В кабине привод закреплен на амортизаторах, что снижает передачу вибраций.

Рулевое колесо регулируется по высоте и в продольной плоскости. Это обеспечивает удобство управления и свободный вход и выход из кабины.

Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) уменьшает усилие тракториста независимо от условий работы и повышает маневренность трактора. Он заметно облегчает работу с передней и боковой навеской, резко увеличивающей нагрузку на передние колеса. Незаменим при работе с ковшом, бульдозерным отвалом и пр. Гидросистема ГУРа — отдельная, состоит из насоса, распределителя и силового цилиндра, также снабжена датчиком автоматической блокировки заднего дифференциала.

Обязательно почитайте: Технические характеристики двигателя ЯМЗ-5344

Управление трактором МТЗ 82 выглядит так:

  1. Тракторист вращает рулевое колесо (например, вправо).
  2. Вращение через привод передается на червячный механизм и остановит поступление масла от насоса в переднюю и нижнюю сливные выточки.
  3. Под давлением масла из средней нагнетательной выточки поршень будет поворачивать вал и сошку влево, а сошка через тяги рулевой трапеции повернет направляющие колеса вправо.

Предельный угол поворота внутреннего колеса составляет 40°, при этом наружное колесо поворачивается на 30°. Рычаги управления МТЗ 82 нового образца располагают справа от водителя, недалеко от руля.


Возможные неисправности

Проблема: Большой люфт руля при работающем двигателе.

Причина: Изношены соединения вала рулевого механизма. Возможно, также увеличены зазоры в зацеплении зубчатой передачи ГУРа, шаровых пальцев и рулевых тяг, а также ослабли подшипники червячного механизма на валу.

Решение: Проверить состояние деталей механизма и тяг, изношенные — заменить. Люфт проверяется специальным устройством с динамометром. Динамометр устройства располагают на руле, а указатель — на колонке. Далее руль поворачивают в обе стороны до полного исчезновения зазоров в шарнирах тяг и зацеплении рулевого механизма. Показатель не должен превышать 35° и в идеале должен укладываться в диапазон 25—30°. Далее определяют усилие на ободе руля. Для этого необходимо откинуть тяги от сошки, завести мотор и при максимальной частоте вращения коленвала потянуть ручку динамометра на себя. Результат должен находиться в пределах 30—50 Н. Если люфт руля выше допустимого значения, необходимо отрегулировать механизм и устранить зазоры. В зубчатом сцеплении необходимо отвернуть стопорный болт и сместить регулировочную втулку. Зазор должен быть в пределах 0,1—0,3 мм. В вале ГУРа — заменить прокладки фланца датчика блокировки дифференциала.

Рулевое управление МТЗ

Схема рулевого управления

Проблема: необходимо прикладывать большое усилие при повороте трактора.

Причина: нехватка масла в баке, проблемы с её подачей или неправильная работа предохранительного клапана.

Решение: В первую очередь необходимо установить, какое давление обеспечивает насос и проверить утечки. При проверке используется специальный прибор с манометром. Подача масла должна составлять от 1,2 до 2,0 л/мин при Р = 5,0 МПа. Предохранительный клапан должен срабатывать при 7 — 8,5МПа. Далее осматривают все шланги и соединения на предмет утечек. При необходимости заменяют прокладки и маслопроводы. Если причина в недостаточной подаче рабочей жидкости, насос необходимо заменить.

Обязательно почитайте: ТНВД на МТЗ-82

Проблема: Резкие толчки и рывки при повороте трактора.

Причина: ослабление затяжка гайки золотника гидронавесного распределителя или увеличение зазоров тяг.

Решение: Сначала отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг. После этого затянуть корончатую гайку золотника распределителя. Используется динамометрический ключ, усилие должно быть в пределах 20 Н*м. После затяжки гайку чуть отпускают для зашплинтовки.

Ремонт

Большинство узлов и агрегатов МТЗ вполне подлежат разбору «на коленке» в полевых условиях, однако регулировка рулевого управления должна выполняться в гараже с использованием специальных приборов и инструментов. Большинства поломок можно избежать, своевременно проводя техобслуживание.

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в следующих действиях:

  1. Регулярная проверка масла.
  2. Контроль за утечками в соединениях ГУРа и состоянием резьбовых соединений рулевого привода, тяг, сошки, поворотных рычагов и пр.
  3. Смазывание карданных шарниров привода каждые 960 моточасов.
  4. Замена масла и промывка масляного фильтра каждые 960 моточасов.
  5. Проверка и, при необходимости, регулировка свободного хода рулевого колеса.

Все операции рекомендуется выполнять после каждых 960—1000 часов работы трактора. Проверять масло рекомендуется перед началом каждой смены.

Читайте так же:
Регулировка фар в златоусте

Гидроусилитель МТЗ 82

Рулевая колонка МТЗ

Промывка масляного фильтра выполняется так:

  1. Отсоединить маслопровод от крышки и редукционного клапана.
  2. Вывернуть болты крышки, завернуть два из них в резьбовые отверстия, приподнять и снять верхнюю крышку.
  3. Снять два оставшихся маслопровода и аккуратно выворачивать клапан, пока не удастся снять фильтр.
  4. Тщательно промыть фильтр в бензине или дизельном топливе изнутри и снаружи.
  5. Подтянуть гайку крепления сектора и проверить зазор зацепления с рейкой (должен быть не более 0,3 мм). При необходимости отрегулировать зацепление, для чего нужно вывернуть четыре болта крепления и попарно вынимать прокладки, тем самым уменьшая зазор.
  6. Установить фильтр.
  7. После установки крышки отвернуть контргайку и полностью закрутить болт, регулирующий осевое перемещение поворотного вала.

Обязательно почитайте: Как сделать подъемник в гараже своими руками

Неисправности насоса дозатора МТЗ и их признаки

Любая неисправность дозирующего устройства или системы объемного рулевого управления приводят к осложнениям в работе системы управления. Чтобы восстановить функциональность системы, следует четко знать какой именно узел вышел из строя. Для этого есть ряд признаков:

  1. Передний мост стал более неустойчивым. Этот признак в большинстве случаев свидетельствует о смещении оси поворотного вала. Также возможно образование зазоров в тяге рулевого управления или в узлах насоса.
  2. Поворот руля стал более трудным и требует дополнительных усилий. Причиной является недостаточное количество масла внутри дозатора. Второй вариант – большое количество воздуха внутри гидравлической системы и как следствие – частично холостая работа устройства.
  3. Своевольное изменение положения рулевого колеса. Самостоятельный поворот руля является следствием неправильного положения золотника внутри насоса. За его нейтральное положение отвечают две растягивающие пружины. В случае поломки одной из них, масло постоянно подается на один из цилиндров, и руль поворачивается соответственно.
  4. Слабый упор в процессе поворота или его полное отсутствие. Такое явление наблюдается в том случае, если в дозаторе недостаточно масла. Соответственно его функциональность падает. Второй причиной проблемы может быть истирание уплотнительных прокладок на цилиндрах, отвечающих за поворот машины.
  5. При повороте рулевого колеса, колеса трактора поворачивают в противоположную сторону. В этом случае проблема заключается в том, что выводы к гидравлическим цилиндрам машины неправильно соединены с дозаторным насосом. В результате золотник подает масло не на тот цилиндр, соответственно идет усиление не той стороны.

Также одной из проблем в работе насосного оборудования контура гидроусиления является его загрязнение. Когда клапана устройства забиваются грязью и другими частицами, они не способны пропускать жидкость по системе и регулировать давление. В результате снижается функциональность системы и возможна ее поломка.

Переоборудование рулевого управления

Для своего времени ГУР был эффективным и передовым способом облегчить управление, однако сегодня появились более современные механизмы. Гидрообъемное рулевое управление МТЗ 82 (ГОРУ) обеспечивает комфортное и точно управление, при этом проще в обслуживании и легче по весу. Оно не требует механической связи привода и механизма руля, а поворот осуществляется силовыми цилиндрами, управляемыми насосом-дозатором.

Основные элементы гидрообъемного управления:

  • насос-дозатор;
  • силовые цилиндры, установленные на переднем мосту;
  • маслопроводы, соединяющие насос с цилиндрами и колонкой;
  • насос шестеренчатого типа, поддерживающий давление масла;
  • гидроаккумулятор;
  • маслобак;
  • магистрали, прокладки, соединители.

Схема рулевого управления МТЗ 82 с дозатором выглядит так:

  1. Когда трактор движется по прямой, золотник дозатора блокирует поступление масла в полости поворотных цилиндров.
  2. При повороте руля золотник смещается, и масло попадает в цилиндры, обеспечивая работу механизма.

Комплект для переоборудования

Комплект переоборудования для МТЗ

Гидрообъёмные системы обеспечивают большую легкость управления по сравнению с гидроусилительными, а благодаря малому весу могут монтироваться на любые части трактора. За счет отсутствия механической связи с рулем, исключают появление люфтов. Однако эти системы очень чувствительны к утечкам и требуют тщательного обслуживания.

Управлять трактором, оснащенным ГУРом, труднее, зато эти системы проще устроены, быстрее откликаются на движение руля, защищают от ударов и вибрации.

Переоборудование — относительно простая операция, доступная даже начинающему механику:

  1. Снять червяк рулевого механизма и гидрораспределитель ГУР.
  2. Установить насос-дозатор таким образом, чтобы он не подвергался осевым и радиальным нагрузкам.
  3. Соединить рулевой вал с валиком дозатора.
  4. Укрепить силовой цилиндр на переднем мосту (используется специальный кронштейн).
  5. Соединить цилиндры и поворотными рычаги управления колесами.
  6. Подсоединить дозатор к гидроцилиндру двумя трубопроводами.
  7. При необходимости насос легко демонтируется, после чего можно снова установить ГУР.

Комплект для переоборудования

В комплект входит:

  • насос-дозатор;
  • поворотный гидроцилиндр рулевого управления МТЗ 82 ;
  • поворотные рычаги (2 шт, правый и левый);
  • маслопроводы высокого давления;
  • рулевая тяга;
  • соединения и крепежная арматура.

Не забывайте о масле

Последовательность при замене фильтрующего элемента масляного бака в комплекте ГОРУ на МТЗ должна быть следующей:

  • Аккуратно отверните болты, закрепляющие крышку, затем снимите ее вместе с клапаном и пробкой;
  • Удалите элемент фильтрации;
  • Очистите стакан внутри;
  • Закрепите новый фильтр;
  • Поставьте крышку, затяните болты.

Масло в баке современной гидросистемы ГОРУ МТЗ следует заменять при рабочей температуре жидкости. Для этого выворачивают пробку, сливают масло из бака и снова заворачивают пробку. Свежее масло заливается до уровня «П».

Первую замену масла производите через 500 ч работы техники. Далее замена потребуется через каждую тысячу ч работы. Обратите внимания, что в системе гидрообъемного рулевого управления применяются как всесезонные виды масел, так и сезонные.

Напоминаем, что в нашем каталоге вы можете найти все необходимое для ремонта комплекта ГОРУ на МТЗ в Ростове-на-Дону. Низкие цены, быстрая доставка в любой город России, оперативная консультация, широкий ассортимент – делать покупки в нашем магазине всегда выгодно!

Если у вас остались какие-либо вопросы, советуем позвонить по номеру. Квалифицированный менеджер подробно расскажет вам не только о применяемости запчастей МТЗ, но и поможет быстро скомплектовать заказ.

Читайте так же:
Регулировка фар с линзами своими руками

Регулировки гидроусилителя рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-80Л)

В гидроусилителе регулируются: зацепление «червяк — сектор», зацепление «сектор — рейка», затяжка гайки червяка, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан, а также управление краном блокировки дифференциала.

Для регулировки зацепления «червяк—сектор» ослабьте болт 5 (рис. 50), заведите в паз фланца втулки ключ, поверните втулку 6 по часовой стрелке (по ходу трактора) до упора при среднем поло­жении сошки 18, затем поверните против часовой стрелки на 10— 12 мм по наружному диаметру фланца. Затяните болт 5, заведите двигатель и убедитесь в отсутствии заеданий при повороте рулево­го колеса в обе стороны до упора.

При необходимости увеличьте зазор в зацеплении, поворачивая втулку против часовой стрелки до исключения заеданий.

Для регулировки зацепления «сектор — рейка» уменьшите тол­щину набора регулировочных прокладок 24 (рис. 50) под фланцем упора 23 до получения зазора 0,1—0,3 мм между упором и рейкой. При проверке зазора поджимайте рейку к сектору.

Сферической гайкой червяка 30 обеспечивается затяжка упор­ных подшипников 28 (рис. 50). Правильная затяжка упорных под­шипников является важнейшим условием нормальной работы гид­роусилителя. Чрезмерное поджатие гайки может вызвать перекос золотника и неравномерное усилие поворота. Перед затяжкой гай­ки закрепите распределитель двумя болтами, предварительно под­ложив под головки болтов шайбы на толщину фланца крышки. Затяните гайку червяка моментом 2 кгс*м (20 Н*м), от­верните ее на 1/12—1/10 оборота до совмещения отверстия в червя­ке с прорезью под шплинт гайки и зашплинтуйте гайку. Выверните два болта крепления распределителя к корпусу, установите крыш­ку и надежно закрепите распределитель.

Для регулировки осевого хода поворотного вала 21 (рис. 50) ослабьте контргайку 12, заверните регулировочный болт 10 до упо­ра в торец вала, затем отверните на 1/8—1/10 оборота и законтрите контргайкой.

Для регулировки предохранительного клапана в нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 1 подсоедини­те манометр со шкалой не менее 100 кгс/см 2 (10 МПа). Поверните рулевое колесо до упора, дайте двигателю максимальные обороты и поворачивайте регулировочный винт 3 предохранительного кла­пана до тех пор, пока манометр не покажет давление 88 кгс/см 2 (8,8 МПа). После регулировки клапана законтрите колпачок прово­локой. Регулировку производите при температуре масла 50±5° С.

Свободный ход рулевого колеса проверяйте при работающем двигателе на стоянке трактора. Свободный ход должен быть в этом случае не более 20°. При повышенном свободном ходе проверьте люфт в соединениях рулевого привода, подтяните гайки крепления сошки, сектора и поворотных рычагов, отрегулируйте шарнирные соединения рулевых тяг, проверьте затяжку гайки червяка, зацеп­лений «червяк — сектор», «сектор — рейка» и осевой ход поворот­ного вала гидроусилителя.

Рис. 50. Гидроусилитель рулевого управления:

1— пробка; 2— клапанная крышка; 3— регулировочный винт клапана; 4 — червяк; 5 — болт крепления регулировочной втулки; 6 — регулировочная втулка; 7 — сектор; 8— гайка; 9— рейка, 10 — регулировочный болт; 11 верхняя крышка; 12 — гайка; 13 — сливной фильтр; 14 — редукционный клапан; 15 — кран управления; 16 — золотник датчика блокировки диффе­ренциала; 17 — маховичок крана управления; 18 — сошка; 19 — гайка сошки; 20 — сливная пробка; 21 — поворотный вал; 22 — корпус; 23 — упор рейки; 24 — регулировочные проклад­ки; 25 — шток; 26 — поршень; 27 — передняя крышка цилиндра; 28 — упорный подшипник; 29 — шайба; 30- сферическая гайка; 31 — золотник.

Билет 5 Вопрос 1

Устройство и принцип действия МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ двигателя Д-240(Д-240Л)

Муфта сцепления предназначена для передачи крутящего мо­мента от двигателя к трансмиссии, отсоединения двигателя от си­ловой передачи, а также плавного и безударного их соединения.

Рис. 32. Муфта сцепления с понижающим редуктором и приводом независимого

1— маховик; 2 — ведомый диск в сборе; 3 —нажимной диск; 4 — стакан пружины сцепле­ния; 5 — пружина нажимная сцепления; 6 — опорный диск; 7 — ступица ведомого диска; 8—демпфер; 9 — диск поддерживающий; 10 — пластина пружинная; 11 — накладка фрик­ционная; 12 — диск ограничительный; 13 — рычаг отжимной; 14 — штифт опорный; 15 — ось; 16 — палец; 17 — втулка; 18 — гайка корончатая; 19 — пружина; 20 — контргайка; 21 — винт регулировочный; 22 — подшипник; 23 — отводка муфты сцепления; 24 — кронштейн отвод­ки; 25 — шестерня промежуточная; 26 — вал ведущий привода ВОМ; 27 — вал силовой пе­редачи; 28 — кронштейн отводки тормозка; 29 — вал вилок включения; 30 — вилка включе­ния; 31 — отводка тормозка; 32 — диск ведущий тормозка с накладкой; 33 — пружина фик­сатора; 34 — шарик; 35 — рычаг переключения понижающего редуктора; 36 — крышка люка редуктора; 37 — рычаг вилки; 38 — шестерня ведущая понижающего редуктора; 39 — под­шипник игольчатый; 40 — муфта зубчатая; 41 — педаль сцепления; 42 —рычаг тормозка; 43 — ось педали сцепления; 44 — ступица педали сцепления; 45 — масленка; 46 — пружина сервоусилителя; 47 — болт упорный; 48 — болт; 49 — кронштейн; 50 — тяга сцепления; 51 — пружина; 52 — тяга блокировочная тормозка; 53 — рычаг сцепления; 54 — подшипник игольчатый; 55 — вал ведомый привода ВОМ; 56 — муфта соединительная; 57 — поводок; .58 — валик переключения привода ВОМ; 59 — вилка переключения; 60 — втулка бронзовая; 61 — крышка сцепления; 62 — шестерня ведомая привода ВОМ II ступени; 63 — шестерня ведомая привода ВОМ I ступени; 64 — вилка; 65 — вал выключения сцепления; 66—мас­ленка; 57 —пробка; 68 — корпус сцепления.

На тракторе установлена сухая, однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа. Ведущей частью муфты сцепления является маховик 1 и нажимной диск 3 (рис. 32), установленный через три призматических выступа в пазах опорного диска 6, ко­торый крепится к маховику при помощи пальцев 16, дистанцион­ных втулок 17 и корончатых гаек 18. Двенадцать нажимных пру­жин 5 со стаканами 4 расположены между опорным и нажимным дисками.

Читайте так же:
Регулировка сцепления кия маджентис

На призматических выступах нажимного диска с помощью осей 15 устанавливаются отжимные рычаги 13. Регулировка положения отжимных рычагов производится регулировочными винтами 21, ввернутыми в отжимные рычаги и упирающимися в опорные штиф­ты 14. Рычаги прижимаются к опорным штифтам специальными пружинами 19.

Ведомый диск 2 состоит из ступицы 7, имеющей шлицы для под­вижного соединения с силовым валом 27, демпферного устройст­ва— гасителя крутильных колебаний, диска с двумя прикреплен­ными к нему фрикционными накладками 11. Одна накладка при­креплена непосредственно к диску с помощью латунных заклепок, вторая — со стороны нажимного диска через шесть пружинных пластин 10 стальными заклепками.

Такая конструкция ведомого диска обладает осевой податли­востью и повышает плавность включения сцепления.

Крутящий момент двигателя передается от ведомого диска с накладками к ступице 7 через восемь упругих демпферов 8.

Включение и выключение сцепления производится при помощи отводки 23 с выжимным подшипником 22, перемещающейся по кронштейну отводки 24 и соединенной с педалью сцепления через тягу 50, рычаг сцепления 53 и две вилки 64, закрепленные на валу 65 выключения сцепления посредством шпонок и клеммовых соеди­нений.

Выжимной подшипник 22 смазывается солидолом через отверстие на левой стороне корпуса сцепления, закрытое пробкой 67, и масленку 66, ввернутую в цапфу отводки 23. При этом через спе­циальное отверстие смазывается также поверхность сопряжения отводки с кронштейном.

При нажатии на педаль сцепления 41 (рис.- 32) отводка, пере­мещаясь по кронштейну 24 через выжимной подшипник, нажимает на отжимные рычаги. Отжимные рычаги, упираясь регулировочными винтами в опорные штифты, поворачиваются и отводят нажимной диск от ведомого — муфта сцепления выключается. При отпу­скании педали происходит включение муфты сцепления.

В исходном положении педаль сцепления удерживается усили­ем пружины 46 механического сервоусилителя. При выключении сцепления точка упора пружины переходит через нейтраль и пружина сервоусилителя, воздействуя на педаль сцепления 41 в об­ратном направлении, снижает усилие на педали. Педаль сцепления установлена на оси 43, запрессованной в корпусе заднего моста. Поверхность сопряжения ступицы с осью смазывается солидолом через масленку 45, ввернутую в ступицу.

Рулевое управление трактора МТЗ-80

Рулевое управление трактора МТЗ-80 разделенное, с гидроусилителем и задним расположением расчлененной рулевой трапеции. Привод рулевого механизма служит для изменения положения рулевого колеса и передачи вращения от него к рулевому механизму.

Труба 6 ( рис. 122, а ) рулевой колонки приварена к серьге 7, которая шарнирно соединена со стойкой 9 двумя винтами 15. Благодаря этому рулевую колонку можно поворачивать относительно стойки 9 и тем самым изменять угол наклона рулевого колеса ( рис. 122, б ). В рабочем положении 1 рулевая колонка удерживается фиксатором 17 ( рис. 122, а ). Для поворота колонки рукоятку 19 подают вверх, и фиксатор выходит из паза правой стенки 16 стойки 9. После этого колонку можно легко повернуть вперед. В этом положении 11 колонка не фиксируется. У тракторов МТЗ-100, МТЗ-102 предусмотрена фиксация колонки в четырех положениях через угол 5°.

Рулевое колесо 1 закреплено на шлицах полого рулевого вала 3, внутри которого проходит винт 4, соединенный с маховичком 2. Винт вворачивается в гайку 20, в которую запрессован штифт 21, фиксирующий ее от проворачивания в промежуточном вале 5. На гайке 20 и вале 3 выполнены скосы, которые при вворачивании винта 4 расклинивают и прижимают гайку и вал к внутренним стенкам промежуточного вала 5. Этим устройством можно регулировать положение рулевого колеса по высоте в пределах ± 120 мм ( рис. 122, б ).

Промежуточный вал 5 ( рис. 122, а ) вращается в капроновых втулках 22, которые установлены в резиновые амортизаторы 23 для уменьшения вибрации вала.

Вращение от рулевого колеса передается на вал 3, затем через гайку 20 и штифт 21 на промежуточный вал 5 и далее через карданный шарнир 12,. вал 13 — на шлицевую втулку 14, которую устанавливают на шлицы червяка рулевого механизма.

Рис. 122. Привод рулевого механизма трактора МТЗ-80: а — конструкция привода: 1 — рулевое колесо; 2— маховичок; 3 — рулевой вал; 4 и15-винты; 5 — промежуточный вал; в — труба рулевой колонки; 7 — серьга; 8 и 12 —карданные шарниры; 9 — стойка; 10 — средний вал; 11 — промежуточная опора; 13 — передний вал; 14 — шлицевая втулка; 16 —правая стенка стойки; 17 —фиксатор; 18 —пружина; 19 — рукоятка; 20 и 24 — гайки; 21 — штифт; 22 — втулка; 23 — амортизатор; 25 — контргайка; б — различные положения рулевого колеса; I и II — положения рулевой колонки.

Рулевой механизм смонтирован в одном корпусе 22 ( рис. 123 ) с гидроусилителем. В качестве рулевого механизма использована передача цилиндрический червяк 4 — сектор 7. Двухвенцовый сектор одновременно находится в зацеплении с червяком и рейкой 9, соединенной со штоком 25 гидроцилиндра.

Червяк вращается в двух шариковых подшипниках, наружные обоймы которых установлены в эксцентричной втулке 6 с небольшим зазором, что позволяет ему вместе с золотником 31 перемещаться в осевом направлении (вперед и назад).

Сектор 7 установлен на шлицах поворотного вала 21 и закреплен гайкой 8. Поворотный вал 21 вращайся в двух втулках корпуса 22 и в верхней крышке 12. На нижнем шлицевом конце поворотного вала установлена сошка 18, закрепляемая гайкой 19.

Рис. 123. Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80: 1 — пробка; 2 — клапанная крышка; 3 — регулировочный винт предохранительного клапана; 4 — червяк; 5 — болт регулировочной втулки; 6 — регулировочная эксцентричная втулка; 7 — сектор; 8, 19 и 30—гайки; 9—рейка; 10 — маслопровод для смазывания верхней опоры; 11 — регулировочный винт; 12 — верхняя крышка; 13 — фильтр; 14 — редукционный клапан; 15—кран управления; 16 — золотник датчика; 17 —маховичок крана; 18 —сошка; 20 — сливная пробка; 21 — поворотный вал; 22 — корпус; 23 — упор рейки; 24 — регулировочные прокладки; 25 — шток; 26 — поршень; 27 — передняя крышка цилиндра; 28 — упорный подшипник; 29 — крышка; 31 — золотник.

Читайте так же:
Регулировка педали тормоза мотоцикл

Рулевая трапеция включает в себя две поперечные рулевые тяги, шарнирно соединенные с сошкой 4 (см. рис. 120, в ), два поворотных рычага 6 и переднюю ось. Каждая рулевая тяга состоит из соединительной трубы 3 и двух наконечников 1 с правой и левой резьбой. Наконечники ввернуты в резьбовые отверстия трубы 3 и закреплены контргайками 2.

Внутри наконечника размещено шарнирное устройство, состоящее из шарового пальца, резинового и капронового вкладышей, закрытых резиновым чехлом и регулировочной пробкой.

Рис. 120. Установка направляющих колес: а —развал колес и поперечный наклон шкворней: 1 — остов трактора; 2 — выдвижные трубы кулаков; 3 — передняя ось; 4 — шкворень; б — продольный наклон шкворней; в — схождение колес: 1 — наконечник; 2 — контргайка; 3 — труба поперечной тяги; 4 — сошка; 5 — ось; 6 — поворотный рычаг.

Как отрегулировать рулевой механизм на мтз

Большой люфт руля при работающем двигателе трактора говорит о том, что есть износ соединений вала рулевого механизма, возможны увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг. Есть вероятность того, что ослабли подшипники червяка на валу.

Как все это исправить? Вначале проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг. Ликвидируем зазоры, меняем необходимые детали и далее регулируем механизм.

Чтобы узнать величину зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также вычислить усилие на ободе руля, создан прибор НИИАТ-402 (см. на рис. 2.3.1).

Рис. 2.3.1. Как определить свободный ход руля трактора МТЗ:
1 — прибор НИИАТ-402; 2 рулевое колесо; 3 — рулевая колонка

Свободный ход руля определяют следующим образом. Динамометр прибора размещают на руле, а указатель — на рулевой колонке. Поворачивая руль в обе стороны до пропадания зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход руля. Обычно свободный ход рулевого колеса лежит в пределах 25—30°, а приемлемый (допустимый) — 35°.

Для определения усилия, которое развивается на ободе руля, откидывают рулевые тяги от сошки, включают двигатель и при максимальной частоте вращения коленвала тянут на себя одну из ручек динамометра устройства. По размещению на противоположной рукоятке фиксаторного кольца узнают усилие свободного поворота руля. Усилие на руле должно находиться в пределах 30—50 Ньютон.

Если люфт руля выше допустимого значения, приступают к регулировке механизмов гидроусилителя. Зазоры в зубчатом сцеплении «червяк-сектор» (см. рис. 2.3.2) выправляют смещением регулировочной втулки 4, предварительно отвернув стопорный болт 3. При малом изменении свободного хода вала гидроусилителя руля, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3), а далее пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4). Он обычно должен находится в пределах 0,1—0,3 мм. Зазор доводят до требуемых параметров с помощью прокладок фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). В завершении регулируют зацепление «червяк-сектор». Добиваются, чтобы вращение червяка было свободным, без заеданий.

Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении «червяк—сектор» поворотом регулировочной втулки МТЗ:
1 — лимб; 2 — стрелка-указатель; 3 — стопорный болт; 4 — регулировочная втулка червяка; 5 — червяк

Рис. 2.3.3. Как снять крышку корпуса ГУР МТЗ:
1 — корпус ГУРа; 2 — крышка корпуса ГУРа

Рис. 2.3.4. Проверка зазора между упором и рейкой трактора МТЗ:
1 — рейка; 2 — щуп; 3 — упор

Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк—сектор прокладками:
1 — корпус ГУРа; 2 — датчик блокировки дифференциала; 3 — регулировочные прокладки

Тяжелый поворот трактора возможен при нехватке рабочей жидкости в баке, снижении ее подачи, либо ошибке в регулировки предохранительного клапана. Износ или разваливание уплотнительных колец силового цилиндра так же может являться причиной.

Методика тестирования техсостояния гидросистемы управления поворотом трактора основывается на вычислении давления подачи, которое развивается насосом. Определяют факты утечек масла в распределителе и силовом цилиндре, а так же регулировку предохранительного клапана. Эти несложные процедуры осуществляют, обычно, без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, применяя всего лишь КИ-5473 (направление дроссель-расходомер).

Режимы работы гидросистемы управления поворотом определяют прибором при номинальной частоте вращения коленвала двигателя трактора, противодавлении 5,0 МПа по известному манометру прибора и температуре охлаждающей жидкости 50—60° С. Показания шкалы расходов прибора помножают на коэффициент 0,7 L.

Проверим подачу рабочей жидкости к гидроусилителю руля трактора. По рисунку 2.3.6 от коробки предохранительного клапана отделяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подключают входной рукав КИ-5473. Сливной рукав помещают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Далее, запустив двигатель, доводят давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленвала и по шкале прибора наблюдают подачу рабочей жидкости. При недостаточном уровне подачи, насос необходимо заменить.

При величине подачи не ниже допустимого значения, проверяют состояние распределителя по количеству утечки масла как на рис. 2.3.7.

Рис. 2.3.6. Проверка насоса высокого давления ГУРа трактора МТЗ:
а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — нагнетательный трубопровод насоса; 3 — заливная горловина ГУРа

Рис. 2.3.7. Определение утечки масла в распределителе ГУРа трактора МТЗ, методика:
а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — входной рукав прибора; 3 — заливная горловина ГУРа; 4 — распределитель ГУРа

Читайте так же:
Как правильно отрегулировать свет фар в домашних условиях

Основные показатели работы распределителя ГУРа при проверке прибором КИ-5473

Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:
номинальная2,0
допустимая1,2
Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:
номинальное7,5
допустимое7,0-8,5

Предварительно, перед подключением входного рукав прибора, выкручивают технологическую пробку (она расположена сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Заводят двигатель и при номинальной частоте вращения коленвала крутят руль вправо или влево до упора. Вращают рукоятку прибора и выставляют давление согдасно показаниям манометра 5,0 МПа. По шкале расходов фиксируем показания. В случае, если разница в показаниях прибора при отслеживании подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель нужно ремонтировать.

Давление, при котором происходит срабатывание предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом определяют манометром, который вкручивают на место технологической пробки (рис. 2.3.8).

Рис. 2.3.8. Проверка и регулировка давления срабатывания предохранительного клапана трактора МТЗ:
1 — манометр; 2 — регулировочный винт с контргайкой

Для контроля запускают двигатель трактора и при (номинальной частоте вращения коленвала рукояткой прибора полностью закрывают слив масла. Колеса при этом повернуты до отказа. Далее по манометру смотрят фактическое давление, при котором включается предохранительный клапан.

Клапан нужно отрегулировать в случае пониженного либо повышенного давления срабатывания. Для этого выкручивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, держа руль в конечном положении поворота до упора, выкручивают или вкручивают регулировочный винт до получения необходимого давления.

Если появились резкие толчки при повороте трактора, то, возможно, ослабла затяжка гайки золотника гидронавесного распределителя, или же увеличились зазоры рулевых тяг.

Если затяжка гайки золотника ослабевает, появляются колебания передних направляющих колес. Явно ощущается это при передвижении на повышенных скоростях. Помните, что вначале нужно отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг, и только затем динамометрическим ключом затянуть корончатую гайку золотника распределителя усилием не более 20 Н*м. Дальше ее отпускают до совмещения отверстий под шплинт.

Рассмотрим основные неисправности гидроусилителя руля трактора серии МТЗ. Первое, это износ шлицев вала червяка и зубьев сектора. Далее износ зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана. Износ и несоответствие гидравлической плотности точных деталей (золотников, плунжеров, гильз).

Бывает, что при проверке состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявляются такие неисправности, которые не решаются обычными регулировочными операциями. В таком случае, гидроусилитель руля снимают полностью и разбирают для дальнейшей технической экспертизы и замены деталей.

Как все это сделать, как грамотно провести основные операции по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля МТЗ продемонстрированы ниже на рисунках 2.3.9—2.3.30.

До демонтажа гидроусилителя руля отлейте рабочую жидкость и открутите гайку поворотного вала 4. А уже в процессе сборки гидроусилителя внимательно смотрите на усилия затяжки гаек, четкость и корректность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, и обратите внимание на регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Сборка-разборка и прочие регулировочные операции, которые осуществляют при ремонте гидроусилителя руля трактора, не сложны, но требуют использования контрольно-испытательного стенда по завершению сборки для настройки всех парметров.

Отремонтированный гидроусилитель руля регулируют на контрольно-испытательном оборудовании КИ-4896М. При отладочных работах смотрят свободный ход руля при зафиксированном вертикальном вале ГУРа. Диапазон должен находится в пределах 4—6°. Оценивают работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5—6 МПа. Механическое напряжение на ободе руля не должно превышать 50 Ньютон.


Рис. 2.3.10. Из чего состоит гидроусилитель руля (ГУР) трактора МТЗ, запчасти:
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей
1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая сошка

Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки трактора МТЗ:
1 — наставка; 2 — рулевая сошка; 3 — сливной патрубок; 4 — гайка поворотного вала

Рис. 2.3.11. Расположение деталей датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ, запчасти:
1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель; 6 — кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11— кран

Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя трактора МТЗ:
1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУРа; 3 — сетчатый фильтр; 4 — редукционный клапан

Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала трактора МТЗ:
1 — корпус ГУРа; 2 — поворотный вал с сектором

Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу трактора МТЗ

Вис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала трактора

Рис. 2.3.16. Как снять датчик блокировки дифференциала трактора

Рис. 2.3.17. Как снять крышку датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ

Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки трактора

Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУРа трактора

Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня

Рис. 2.3.21. Как снять распределитель трактора

Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе трактора

Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка трактора

Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка трактора

Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала трактора:
1 — втулка; 2 — цапфа; 3 — винт съемника

Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой гайки червяка

Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала и секторе:
1 — метки; 2 — поворотный вал; 3 — сектор

Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе сектора и рейке:
1 — метки; 2 — рейка; 3 — сектор

Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня

Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала:
1 — регулировочный болт; 2 — контргайка

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector