4h4-auto.ru

4х4 Авто
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство автомобилей

Устройство автомобилей

Техническое обслуживание приборов освещения и светосигнальной сигнализации

При эксплуатации автотранспортных средств ухудшаются технические показатели осветительных приборов. Это обусловлено нарушениями регулировок фар под действием вибрации, изменением жесткости подвески, ухудшением светотехнических характеристик приборов, вызванное загрязнением или коррозией рабочих поверхностей отражателей и рассеивателей, абразивным износом поверхностей рассеивателей, уменьшением светового потока источников света из-за падения напряжения в цепи, вызванного эрозией контактов.
Ухудшение показателей световых приборов приводит к снижению безопасности дорожного движения и повышению вероятности ДТП.

Для повышения безопасности дорожного движения и эффективности работы автомобильного транспорта приняты нормативные документы, устанавливающие периодичность и объем работ, выполняемых при ежедневном обслуживании (ЕО) и ТО-1 систем освещения и сигнализации.

При ЕО проводятся очистка (мойка) и визуальный контроль приборов.
При проведении ТО-1 выполняются следующие работы:

  • проверка правильности установки и регулировки фар;
  • проверка силы света фар и светосигнальных огней;
  • проверка состояния ламп, проводов, контактов, элементов крепления;
  • проверка состояния и надежности крепления проводов скобами, отсутствие провисания, потертостей изоляции, налипание комьев грязи или льда.

Визуально проверяют состояние и надежность крепления соединительных колодок включателя «массы», датчиков спидометра, тахометра, соединительных колодок передних и задних фонарей, датчика включения контрольной лампы блокировки межосевого дифференциала.
Провода, подходящие к соединительным колодкам и клеммам, не должны быть оборваны, соединительные колодки должны быть не повреждены.

Колодки к передним и задним фонарям должны быть надежно соединены и закрыты резиновыми чехлами. Корпус и клеммы датчика включения механизма блокировки мостов не должны иметь повреждений. Клеммы проводов к датчикам спидометра и тахометра должны быть закрыты резиновыми чехлами.

Все перечисленные работы проводят без снятия приборов с автомобиля.

При ТО-2 проверяют состояние и крепление генератора и стартера, а также подсоединенной к ним электропроводки, поскольку от этого зависит, в том числе, и напряжение питания электрических цепей освещения и сигнализации.
На автомобилях-самосвалах проверяют исправность сигнализации включения коробки отбора мощности, для чего перед подъемом платформы самосвала следует нажать и повернуть ручку включателя коробки отбора мощности. При этом должна загореться контрольная лампа, встроенная в рукоятку включателя.

Проверка и регулировка света фар

Проверку и регулировку действия фар грузового автомобиля без нагрузки выполняют с нормальным давлением воздуха в шинах, для чего автомобиль устанавливают на ровную горизонтальную площадку на расстоянии 10±0,05 м от размеченного экрана с матовой поверхностью, на которой нанесена разметка, до центров наружной поверхности рассеивателей света фар.

проверка и регулировка света фар

Значения световых характеристик фар и светосигнальных огней регламентируются нормативами для каждой марки транспортного средства.

Положение и регулировка фар автомобиля при эксплуатации зависят от технического состояния подвески, расположения и массы груза, состояния шин, давления в них и многого другого.

Процесс регулировки заключается в изменении углов наклона оси фары по горизонтали и вертикали с помощью регулиировочных винтов, размещенных в корпусе фары.

Контролируют и регулируют фары с помощью измерительного экрана (рис. 1) или специальных оптических приборов – реглоскопов (рис. 2).

Регулировку фар по экрану в зависимости от систем освещения (американская или европейская) проводят либо по дальнему, либо по ближнему свету.
Транспортное средство устанавливают на ровной площадке на определенном расстоянии от экрана (10 м), предварительно ориентируя его относительно плоскости экрана, после чего поочередно проецируют световой пучок каждой фары. При этом экранируют одну из фар и регулировкой другой фары добиваются совпадения световой границы ближнего света фар (европейская система) с разметкой номинального положения этой границы на экране либо совпадения центров пятна светового пучка дальнего света (американская система) с номинальным положением этого центра на экране.
Для измерения силы света по оси фар, отрегулированных по экрану, устанавливают фотоприемник, подключенный к прибору.

Несмотря на простоту приспособлений, такой метод регулировки и контроля положения фар по экрану имеет ряд существенных недостатков: требует затемненного помещения, значительных площадей, имеет низкую точность ориентации транспортного средства относительно экрана, низкую производительность, необходимость трудоемкой переориентации транспортного средства при контроле силы света фонарей.

Устранить присущие этому методу недостатки позволяет использование специальных приборов – реглоскопов (рис. 2 и 3). Подобные приборы имеют оптическую камеру, позволяющую формировать пучки дальнего и ближнего света на короткой базе 400…500 мм, и обеспечивают процесс контроля и регулировки положения фар при измерении сил света фар и фонарей на малых площадях – 3…4 м 2 , не требующих затемнения помещений.

регулировка фар реглоскопом

Оптическая камера содержит собирающую линзу 9 с фокусным расстоянием 400..500 мм, в фокальной плоскости которой установлен экран 12, а в фокусе прибора размещается фотоприемник 5 с подключенным к нему прибором. Экран реглоскопа имеет аналогичную стандартному экрану разметку, может перемещаться как в вертикальной плоскости вместе с объективом, как и независимо от него, что обеспечивает контроль положения фар, установленных на различной высоте.

Для установки оптической камеры относительно транспортного средства все реглоскопы имеют систему ориентации.

Базовыми элементами автомобиля для ориентации реглоскопа могут быть колеса передней оси, колеса задней оси и симметричные точки кузова.

Контроль и регулировка положения фар транспортных средств и определения осевых сил света фар и фонарей в последнее время производят с помощью реглоскопа ПРАФ-3 (рис. 3). От приборов подобного назначения его отличает зеркальная система ориентации оптической камеры относительно оси симметрии транспортного средства и механизм изменения положения оптической камеры (объектива и экрана с фотоприемником) относительно фары в зависимости от высоты ее установки на транспортное средство.

Контроль световозвращателя осуществляется при включенном источнике света 1.

Свет проходит через диафрагму, светоотделительную пластину, объектив и попадает на световозвращатель. После отражения от световозвращателя свет преломляется в светоотделительной пластине и поступает в фотоприемник, индуцируя фототок, сила которого пропорциональна отражательной способности контролируемого световозвращателя.

Силу света светосигнальных фонарей измеряют стандартными люксметрами или с помощью фотоэлемента и микроамперметра. Фотоэлемент располагают на расстоянии 2,5…3 м от проверяемого фонаря. Цвет светосигнальных приборов контролируют визуально.

устройство прибора для регулировки света фар

Контроль временных параметров проблесков – время от первого зажигания, частота проблесков, скважность фонарей указателей поворота обеспечивается синхронным включением измерительного блока и цепи фонаря при индикации светового сигнала от источника света указателей поворотов. При отсутствии прибора измерение осуществляют с помощью секундомера, однако, точность измерений в этом случае снижается.

Ниже описано устройство и работа прибора для регулировки света фар модели «CORGHI» НТ910.

Конструкция прибора модели «CORGHI» НТ910 для регулировки света фар

Прибор для регулировки фар – это оптическая камера, внутри которой расположена фокусирующая линза, экран, имеющий разметку, фотоэлемент, воспринимающий свет. Экран расположен в фокальной плоскости фокусирующей линзы. Разметка на экране служит для точной регулировки направления световых лучей.
Воспринимающий силу света датчик (люксметр) может быть цифровым или аналоговым.
Для того чтобы центральная оптическая ось прибора находилась по оси автомобильной фары, применяются различные системы позиционирования.

Читайте так же:
Как регулировать фары с уровнем

регулировка фар автомобиля

Существует система позиционирования при помощи специального зеркала (зеркал) и система позиционирования при помощи лазерного луча. Применение лазера дает более точную настройку по осям.
Для позиционирования по отношению к плоскостям на приборе имеются уровни (пузырьковые), с помощью которых прибор для регулировки света фар можно установить в нужном положении. По принципу своей работы пузырьковые уровни такие же, как уровни, применяемые в строительстве.

Оптическая камера закреплена подвижно на вертикальной стойке. Камера может перемещаться вверх-вниз для правильного расположения по плоскости, проходящей через оптический центр фар автомобиля. На вертикальной стойке могут быть нанесены отметки для определения вертикального уровня.
Вертикальная стойка крепится на подвижной площадке. Передвижение площадки происходит на небольших колесах.
Часто в системах применяются колеса, имеющие фиксированный тормоз. Как только прибор занимает нужное положение, включается механический тормоз, и движение по горизонтали становится невозможно.

Существуют приборы для регулировки фар, в которых вместо колес используется совершенно другой способ передвижения в горизонтальной плоскости. Для этого на полу помещения прокладываются рельсы (направляющие), по которым и передвигается вся конструкция. Преимущества такого способа перемещения в том, что прибор будет передвигаться строго в горизонтальной плоскости.
Данные, поступающие с прибора и его датчиков, могут выводиться на собственный, обычно жидкокристаллический экран прибора. Возможен вариант в более продвинутых системах, когда оптический прибор подключен к персональному компьютеру или подключен к общей компьютерной системе диагностики.

Преимущества регулировки света фар с использованием оптического прибора

Основное преимущество состоит в обеспечении более точной регулировки светового потока. В результате регулировки идет сравнение реальных световых лучей с эталонными световыми лучами, которые имеются на фотограмме каждой конкретной модели автомобиля.
Точная регулировка достигается за счет точного позиционирования прибора по отношению к оптическим осям автомобиля. Но при этом нужно понимать, что автомобиль перед регулировкой фар должен быть правильно подготовлен к этой операции.

Оптический прибор для регулировки света фар можно регулировать свет фар, имеющих разные типы ламп. Можно регулировать не только основные фары, но и противотуманное освещение, если там предусмотрены такие регулировки.
Прибор может работать при диагностике на минимальном расстоянии от автомобиля, что исключает поиск идеально ровных больших площадок, когда регулировка происходит по традиционным методам с вертикальной стеной.

Принцип действия прибора основан на регистрации освещенности, создаваемой фарами механических автотранспортных средств, съемным датчиком, а также измерении углов наклона светотеневой границы пучка ближнего света к плоскости рабочей площадки.

Конструктивно прибор выполнен в виде штатива, соединенного с передвижной платформой. На штативе закрепляется съемный датчик (закрепляется на необходимую высоту).

Прибор располагается на расстоянии от 20 до 50 см от передних фар транспортного средства. Контроль света фар должен производиться только на ровной поверхности.
Измерительная аппаратура прибора чувствительна к неровности поверхности при перемещении. Прибор оснащен жидкостным уровнем для фиксации оптической камеры в вертикальной плоскости.

Приборы модификации «CORGHI» НТ910 отличаются возможностью подключения к диагностической линии и отображения измерительной информации на экране монитора. Кроме того, модификация «CORGHI» НТ910 оборудовано ориентирующим устройством в виде зеркала с реперной линией.

Основные технические характеристики прибора «CORGHI» НТ910
  • Высота подъема оптического блока — от 285 до 1500 мм.
  • Расстояние фотометрирования — от 200 до 500 мм.
  • Угол наклона фар — от до 4 %.
  • Пределы допускаемого значения абсолютной погрешности при регулировке фар по углу наклона +15‘.
  • Диапазон контролируемой освещенности до 150000 лк.
  • Питание от аккумуляторной батареи 9 В.
  • Габаритные размеры 450×600×1600 мм, масса – 55 кг.

В комплект поставки входят прибор контроля фар автотранспортных средств типа «CORGHI» НТ910, руководство по эксплуатации, методика поверки.

Поверка прибора

Как и любой точный прибор, «CORGHI» НТ910 нуждается в систематической поверке.
Поверка осуществляется в соответствии с методикой поверки «Приборы для проверки технического состояния и регулировки фар автотранспортных средств моделей 664 и 8680. Госреестр № 15766-96», утвержденной ГЦИ СИ ВНИИОФИ 21.11.1996 г.
При поверке используют фары типа HCR (CR) с известным светораспределением, гониометр 1АП809.
Межповерочный интервал — 1 год.

Техническое обслуживание реле переключения фар

Техническое обслуживание реле заключается в регулярной проверке его функционирования в составе системы освещения автомобиля и его электрических параметров.

Проверка функционирования реле производится контрольными лампами, подключенными к его выводам по схеме, приведенной на рис. 4. Для этого необходимо нажатием кнопки выключателя 5 несколько раз включить и выключить реле.

Проверка и регулировка фар автомобиля

Целью лабораторной работы является закрепление теоретических знаний о работе фар автомобиля и их проверки и регулировки с помощью оптического прибора ОП.

2. Задачи лабораторной работы

К задачам лабораторной работы относятся:

  1. Освоение устройства и принципов работы прибора проверки фар ОП.
  2. Получение навыков регулировки светового потока фар с его помощью оптического прибора ОП:

· проверить и отрегулировать направление светового потока фар автомобиля;

· проконтролировать силу света фар, дать заключение о годности фар.

3. Краткие теоретические сведения.

3.1. Прибор проверки фар ОП

3.1.1. Устройство прибора

Прибор предназначен для проверки, регулировки направления и контроля силы света фар транспортных средств в соответствии с ГОСТ 25478-91 в условиях автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания и в составе линий инструментального контроля технического состояния транспортных средств. Прибор позволяет регулировать углы наклона и поворота, контролировать силу света фар ближнего и дальнего света, а также противотуманных фар.

1. Расстояние от рассеивателя фары до линзы оптической камеры прибора, мм 300 — 400

2. Высота установки оси оптической камеры прибора, мм 250 — 1600

3. Диапазон измерения угла наклона светотеневой границы, мин (мм) 0 — 140 (0 — 400)

4. Погрешность измерения, мин ± 15

5. Температура окружающей среды, °С — 10 + 40

6. Влажность при + 25° С, % нe более 80

Передвижной оптический прибор состоит (рис. 1) из основания 19 на колесах; стойки 18, установленной на основании вертикально; оптической камеры 7 и ориентирующего устройства 8.

Рисунок 1. Общий вид и устройство прибора ОП:

Читайте так же:
Как отрегулировать заднюю втулку велосипеда с ножным тормозом

1 – поручень; 2 – съемная крышка; 3 – отсчетный диск; 4 – кнопки включения; 5 – потенциометр калибровки напряжения; 6 – индикатор силы света; 7 – оптическая камера; 8 – ориентирующее устройство; 9 – упорная гайка; 10 – шайбы; 11 – рукоятка; 12 – уровень пузырьковый (на дне камеры); 13 – кронштейн фиксатора; 14 – винт; 15 – упорный винт; 16 – рукоятка; 17 – рычаг фиксатора; 18 – стойка; 19 – основание; 20 – крепление стойки; 21 – колеса

Оптическая камера представляет собой корпус, в котором установлены линза, пузырьковый уровень, смотровое стекло, экран, перемещающийся по вертикали при помощи отсчетного диска 3, и индикатор силы света 6. На экране, в соответствии с ГОСТ 25478-91, установлены фотоэлементы для измерения силы света (рис. 2).

На задней стенке камеры расположены кнопки 4 (рис. 1) включения фотоэлементов для измерения силы света соответствующих фар, ручка 5 потенциометра калибровки напряжения питания и съемная крышка 2, за которой располагаются калибровочные построечные резисторы и элемент питания.

Перемещение оптической камеры по стойке производят при ослабленном упорном винте 15 (против часовой стрелки до упора) и при нажатом рычаге фиксатора 17. При этом оптическую камеру поддерживают за ручку, расположенную с противоположной стороны камеры. Фиксацию оптической камеры на необходимой высоте осуществляют при отпускании рычага фиксатора 17 и закручивании упорного винта 15 по часовой стрелке до упора. Высоту установки контролируемой фары определяют по шкале, нанесенной на стойку, в миллиметрах по верхнему краю кронштейна 13 фиксатора.

Рисунок 2. Расположение фотоэлементов на подвижном экране оптической камеры прибора:

1 – фотоэлемент для измерения силы света противотуманной фары в теневой области пучка света; 2 – фотоэлемент для измерения силы дальнего света и силы ближнего света в теневой области пучка света; 3 – фотоэлемент для измерения силы ближнего света; 4 – фотоэлемент для измерения силы света противотуманной фары в световой области пучка света

Установку оптической оси прибора в горизонтальной плоскости производят по пузырьковому уровню поворотом оптической камеры относительно оси винта 14 и фиксируют ручкой 16.

Ориентирующее устройство щелевого типа 8, предназначенное для установки оптической оси прибора параллельно оси автомобиля, устанавливают в одно из трех отверстий стойки 18 через упорную гайку 9, две шайбы 10 и фиксируют ручкой 11.

3.1.2. Измерение на приборе

Проверку фар проводят в помещении, исключающем воздействие прямых солнечных лучей на оптическую систему прибора. Рабочая площадка, на которой размещают транспортное средство и прибор, должна быть горизонтальной, неровности площадки должны быть не более 3 мм на 1 м.

Проверку фар проводят при неработающем двигателе, за исключением автомобилей, имеющих пневматическую подвеску (например, CITROEN).

Автомобиль устанавливают на рабочей площадке в положении, соответ­ствующем его прямолинейному движению. Очищают поверхность рассеивате-лей фар от загрязнений. Доводят давление в шинах передних и задних колес автомобиля до номинального. Выбирают люфты подвески, для чего создают несколько колебаний автомобиля в вертикальном направлении и дожидаются успокоения. Загружают легковой автомобиль массой 70 ± 20 кг на заднее сиде­ние. Остальные автотранспортные средства проверяют без загрузки. Включают фары и переключением проверяют исправность и правильность их работы.

  1. Прибор устанавливают на рабочей площадке перед автомобилем напро­тив проверяемой фары на расстоянии 300 — 400 мм между линзой камеры и рассеивателем фары. При этом оптическая камера может быть выше или ниже фары, линза камеры и рассеиватель фары будут на разной высоте.
  2. Выбирают две точки на автомобиле так, чтобы проходящая через них линия была перпендикулярна продольной оси автомобиля (например симметричные точки на фарах). Наводят ориентирующее устройство так, чтобы нанесенная на его стекле черная линия проходила через эти точки. Теперь передвижение прибора от одной фары к другой произойдет перпендикулярно продольной оси автомобиля.
  3. Ре­гулируют оптическую камеру по высоте так, чтобы центр линзы прибора совпадал ориен­тировочно с центром фары. Для этого раскручивают винт и нажимают рычаг фиксатора, перемещая камеру вдоль стойки.
  4. Устанавливают оптическую ось прибора в горизон­тальной плоскости по пузырьковому уровню, раскручивая при этом упорный винт.
  5. Устанавливают отсчетным диском требуемую величину снижения левого участка светотеневой границы (СТГ) пучка света фары в зависимости от высо­ты ее установки в соответствии с таблицей 1. Разметка шкалы диска соответствует величине снижения в миллиметрах с расстояния 10 м. Высоту установки фары над уровнем пола считывают по рискам, нанесенным на стойке прибора (по верхней кромке кронштейна фикса­тора). При вращении диска экран перемещается относительно задней стенки оптической камеры.
  6. Проверяют исправность элемента питания, нажав на кнопку , при этом стрелка индикатора должна отклониться на отметку . При необходимости производят подстройку ручкой потенциометра .

Таблица 1. Параметры настройки прибора для проверки фар ближнего и дальне­го света европейской системы светораспределения.

Высота установки фары для ближнегоСнижение левой части СТГ по отмет­кам на диске, мм (% )
до 600 от 600 до 700 от 700 до 800 от 800 до 900 от 900 до 1000 от 1000 до 1200 от 1200 до 1600100 (1) 130 (1,3) 150 (1,5) 176 (1,76) 200 (2) 220 (2,2) 290 (2,9)
Примечание: Если в инструкции по эксплуатации на автомобиль приведена величина снижения с расстояния отличного от 10 м, то на отсчетном диске устанавливают значение снижения Н, определяемое по формуле H = l0⋅ h / R, где h — снижение для данной марки автомобиля на расстоянии R, мм ; R — расстояние проверки , м.

Проверку фар производят в зависимости от системы светораспределения. В соответствии с излучаемым светом и видом ламп фары по ГОСТ 3544-97 «Фары дальнего и ближнего света автомобилей. Технические условия» подраз­деляют на следующие типы светораспределения:

С — ближнего света и дополнительного дальнего;

R — дальнего света;

CR — ближнего и дальнего света;

НС — ближнего света с галогенной лампой;

HR — дальнего света с галогенной лампой;

HCR — ближнего и дальнего света с галогенной лампой.

Фары типов светораспределения С, CR, НС и HCR допускается изготов­лять с габаритным огнем.

3.1.3. Порядок проверки фар европейской системы светораспределения

Включают ближний свет. Фара считается правильно установленной, если граница между светом и тенью светового пятна находится на горизонтальной и наклонной линиях экрана. В случае неправильной установки производят регу­лировку фары в горизонтальном и вертикальном направлении вращением регу­лировочных винтов в кузове автомобиля.

Читайте так же:
Регулировка заднего тормоза на спортивном велосипеде

Для контроля силы света фары нажимают на кнопку />(точка внизу символа фары и лучи направлены вниз). При этом стрел­ка индикатора должна находиться в секторе />(поз. 4 рис. 3). Затем нажи­мают на кнопку (точка вверху символа фары), при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 5 рис. 3).

Не изменяя установку фары и положение экрана (для фар типа CR, HCR), произведенных при контроле ближнего света, переключить фару на дальний свет. Нажать кнопку />(лучи в символе фары горизонтальны), при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе />(поз. 3 рис. 3). В противном случае производят замену оптическо­го элемента или лампы.

Для проверки другой фары прибор перекатывают за ручку и повторяют аналогичные действия.

Рисунок 3. Шкала индикатора силы света:

1 – сектор годности оптического элемента противотуманной фары в теневой части пучка; 2 – сектор годности оптического элемента противотуманной фары в световой части пучка; 3 – сектор годности оптического элемента дальнего света; 4 – сектор годности оптического элемента ближнего света в световой части пучка; 5 – сектор годности оптического элемента ближнего света в теневой части пучка

3.1.4. Порядок проверки фар типа R, HR и американской системы

Устанавливают отсчетный диск прибора на отметку «0». Включают даль­ний свет. Фара считается правильно установленной, если центр светового пятна находится в точке пересечения горизонтальной и вертикальной линий экрана.

В случае неправильной установки производят регулировку фары.

Для контроля силы света устанавливают при помощи отсчетного диска фотоэлемент для измерения силы дальнего света (рис. 2) в наиболее яр­кую точку светового пятна на экране прибора. Нажимают на кнопку , при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 3 рис. 3).

В противном случае производят замену оптического элемента или лампы.

Для проверки другой фары прибор перекатывают за ручку и повторяют аналогичные действия.

4. Порядок выполнения лабораторной работы

1. Изучить устройство оптического прибора для проверки фар модели ОП.

2. Установить на рабочей площадке автомобиль в требуемом положении.

3. Определить систему светораспределения и тип фар автомобиля.

4. Установить ОП так, чтобы расстояние между линзой камеры и рассеивателем фары составляло 300 — 400 мм. При этом передвижение прибора от одной фары к другой могло производиться перпендикулярно продольной оси автомобиля.

5. Отре­гулировать прибор по высоте так, чтобы центр линзы прибора совпадал ориен­тировочно с центром фары.

6. Установить в горизонтальное положение оптическую ось прибора с помощью пузырькового уровня.

7. Установить оптическую ось прибора параллельно продольной оси автомобиля. Для этого с помощью ориентирующего устройства установить прибор в положение, при котором наблюдаемая в ори­ентирующее устройство горизонтальная линия проходила через две наиболее характерные симметричные точки передка автомобиля (верхние участки обод­ков фар, подфарники и т. д.).

8. Проверить исправность элемента питания, нажав на кнопку , при этом стрелка индикатора должна отклониться на отметку . При необходимости производят подстройку ручкой потенциометра .

  1. Определить высоту установки фары над уровнем пола по верхней кромке кронштейна фикса­тора с помощью метрической шкалы стойки прибора.
  2. Установить отсчетным диском требуемую величину снижения левого участка светотеневой границы (СТГ) пучка света фары в зависимости от высо­ты установки фары в соответствии с таблицей 1.
  3. Включить ближний свет фары и определить правильность ее установки. Фара считается правильно установленной, если граница между светом и тенью светового пятна находится на горизонтальной и наклонной линиях экрана. В случае неправильной установки произвести регу­лировку фары в горизонтальном и вертикальном направлении вращением регу­лировочных винтов в кузове автомобиля.
  4. Проконтролировать силу ближнего света фары в световой части пучка. Для этого нажать на кнопку . При этом стрел­ка индикатора должна находиться в секторе (поз. 4 рис. 3).
  5. Проконтролировать силу ближнего света фары в теневой части пучка. Для этого нажать на кнопку , при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 5 рис. 3).
  6. Переключить фару на дальний свет, не изменяя установку фары и положение экрана (для фар типа CR, HCR), произведенных при контроле ближнего света, Нажать кнопку , при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 3 рис. 3). В противном случае произвести замену оптическо­го элемента или лампы.
  7. Для проверки другой фары прибор перекатывают за ручку и повторяют аналогичные действия
  8. Дать заключение о годности (исправности) фар автомобиля. Результаты занести в таблицу 2 (журнал испытаний).
  9. Оформить отчет по лабораторной работе.

Как правильно отрегулировать фары

Когда для регулировки фар приезжают на СТО, там перед самой процедурой мастера проверяют давление в шинах и выравнивают его. Водителя просят остаться в автомобиле; в идеале надо бы, чтоб и топливный бак был заполнен — таким образом становится понятна стандартная нагрузка автомобиля. Советуем воспользоваться правилами СТО и при самостоятельной регулировке сделать то же самое.
Для любой проверки вам потребуется ровная площадка без кочек под колесами, без уклонов и ям.Для самостоятельных проверок, помимо ровной площадки, нужна еще и стена, чтобы на ней проверить отражение света фар. Перед проверкой обнулите корректор фар, расположенный где-то около руля в салоне автомобиля.

Подготовка авто до регулировки

Перед тем как настроить противотуманки, подготовьте свой автомобиль:

  1. Убедитесь, что машина имеет хотя бы наполовину заполненный бак топливом или более.
  2. Любая настройка противотуманок
    осуществляется на снаряжённом автомобиле с обычным вестом в багажнике (около 70 кг).
  3. Проверьте давление в шинах, оно должно быть на рекомендуемом изготовителем уровне.
  4. Человек, которому доступна регулировка света противотуманных фар, должен сидеть на сидении водителя и быть одной весовой категории с водителем.

После этого следует припарковать автомобиль на ровной поверхности, в 5–10 м от гладкой стены или экрана.

Как сделать регулировку фар

Для начала выберете стену, к которой сможете подъехать на расстояние около пяти метров. Проверьте, чтобы автомобиль стоял ровно. Включите фары и проверьте по отражению на стене, ровно ли они светят.

Удобнее всего регулировать фары в сумерки, так как свет на стене будет более контрастным, чем днем. Если разницы в свете вы не обнаружили — поздравляем, вам регулировать фары не нужно. Если же один пучок света находится ниже другого, придется настроить свет.

Чтобы проверить, по какой фаре определять «правильную» регулировку, попросите у той же стены встать человека. При среднем росте вашего помощника фары будут светить на уровне его колен. Это правильная граница регулировки.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора 21041 1107010

Различия конструкций автомобильных фар, возможности самостоятельной регулировки

У большинства отечественных машин, бюджетных иномарок головной свет по дорожному полотну распределяется равномерно, такое освещение называют симметричным.

Для водителя на темной, прямой дороге правильно настроенный свет выглядит как два одинаковых, равномерно освещенных световых пятна, начинающиеся в метре от переднего бампера (для ближнего света) или арочный «световой туннель» при дальнем свете. Для правильной настройки ближнего света характерна резкая граница между световым конусом и тенью.

Не затрагивая дорогих автомобилей с адаптивным (поворотным) головным светом, осветительные системы многих европейских марок построены по принципу ассиметричного освещения.

Для асимметричного освещения используются специально сконструированные рефлекторы, линзованные стекла. В некоторых моделях для искривления ближнего светового потока вправо используют вырезы в экране лампы, разделенные фары ближнего и дальнего света.

Выявить неправильный световой поток водитель может самостоятельно, осветив темную вертикальную поверхность с разных расстояний. Световой конус, направленный влево, требует немедленной регулировки. Равномерно поднятый или опущенный свет для встречных машин менее опасен, но плохо освещает дорогу водителю.

Какие способы регулировки существуют

Самый простой, но не очень точный способ — подъехать к стене и «на глаз» настроить пучки света. Еще один простой, но чуть более точный способ — найти на стене трафарет для регулировки фар. Такие часто висят на стенах СТО. Вместо коленей помощника и воображаемого уровня регулировки на трафарете будут отмечены места, куда должен попадать свет фар.

Точнее с задачей справится лазерный уровень, продающийся в строительных магазинах. Схема проверки та же: выбираете ровную площадку, подъезжаете к стене дома на 5 метров, включаете фары. Затем поставьте строительный инструмент так, чтобы лазерный луч проходил ровно посередине фар и отражался на стене. Если граница света и тени расположилась выше лазерной линии, то ваши фары слепят встречных водителей. Если граница намного ниже лазера, то фары горят только под колесами, не освещая дорогу.

Самый точный способ регулировки знают мастера на станциях технического обслуживания — в их распоряжении специальные приборы.

Способы регулировки огней

Есть два вопроса, которые нужно учитывать при установке и регулировке противотуманных фар. Во-первых, свести к минимуму количество бликов, что возвращается в глаза водителю. Во-вторых, уменьшить блики в глазах встречного водителя.

Перед тем как настроить противотуманки, нужно:

  • поискать белый экран (может заменить яркая стена здания или ограждение);
  • найти по крайне мере 15 метров свободного пространства перед экраном на горизонтальной поверхности;
  • дождаться темноты и предпочтительно делать все настройки в неосвещённой области;
  • подготовить автомобиль;
  • изучить такое понятие, как схема регулировки;
  • запастись отвёрткой с крестообразным лезвием;
  • проверить фары на предмет отсутствия дефектов и способности нормально функционировать.

Регулировка фар дальнего и ближнего света

На отрегулированные фары в правилах существует ГОСТ. То есть если фары отрегулированы неверно, сотрудник ГИБДД вообще-то вправе запретить вам дальнейшее использование автомобиля до исправления неисправностей. Так что это может стать серьезной проблемой.

Габаритные огни редко дают яркий свет, который будет четко отражаться от стены даже в темное время суток, поэтому регулировку фар производят по ближнему свету. Для того, чтобы проверить дальний, отдельно регулировать фары не придется — блоки света совмещены.

Если уровень фар при проверке вас не устроил, откройте капот и найдите регулировочные винты. Как правило, они расположены на задней части фары. Если при беглом взгляде винты вы не нашли, обратитесь к инструкции и строению модели своего авто.

Самостоятельная регулировка

Чтобы отрегулировать самостоятельно свет, не нужно иметь специального оборудования. Для проведения работ потребуется:

  • подручные инструменты,
  • заранее обслуженный и подготовленный автомобиль,
  • схема для регулировки.

При ответственном подходе и соблюдении инструкций регулировка без прибора не уступит в качестве профессиональному оборудованию.

Необходимое оборудование и оснащение

Для выполнения настройки понадобятся инструменты:

  • рулетка,
  • маркер,
  • строительный уровень,
  • отвертка или шестигранник в зависимости от модели автомобиля,
  • чистая тряпка.

Прибор для настройки фар стоит дорого, найти его можно в специализированных мастерских. Самостоятельная корректировка ничем не отличается от профессиональной, но занимает немного больше времени. Для проведения настройки следует выбирать теплый вечер без ветра и осадков.

С помощью настройки можно как улучшить свет фар, так и ухудшить. Негативные последствия возникают только в случае несоблюдения указаний и неправильном построении схемы.

Подготовка автомобиля

Для регулировки света нужно подготовить машину. Для этого нужно выполнить шаги:

  1. Накачать шины в соответствии с указаниями на табличке, расположенной на стойке водительского дверного проема.
  2. Очистить багажное отделение.
  3. Заправить полный бак топлива.
  4. Отмыть кузов на мойке.
  5. Установить машину на ровную площадку перед стеной, воротами гаража на расстоянии в 5 метров.
  6. Покачать кузов для расслабления пружин и амортизаторов.
  7. Открыть капот и протереть тканью оптику.
  8. Выставить корректор в нулевое положение.

Для проверки положения кузова нужно провести внешний осмотр или воспользоваться строительным уровнем.

Нанесение разметки

Схема регулировки поможет выставить верный угол и проверить область светотеневой полосы. Отметки делаются с помощью маркера и подходят для подстройки света рефлекторных и линзованных фар.

Регулировка ПТФ

Противотуманные фары на глаз уже не отрегулировать — их свет слишком мягкий и рассеивающийся. Лучше всего «противотуманки» проверять в сервисе. А для самостоятельной работы потребуется все та же ровная площадка и стена. А также рулетка, скотч или мел.

Замерьте расстояние между противотуманной фарой и землей. На стене отметьте горизонтальной линией то же расстояние. Верхняя граница света не должна выходить за пределы этой линии. Поставьте точки на стене в тех местах, где находятся пучки света ПТФ. Расстояние между точками будет равно примерно 12 см. Разделите стену вертикальной полосой на две равные части. Начертите на каждой половинке вертикальную линию от противотуманной фары до земли и от точки с пучком света до уровня автомобиля. Пересечение этих линий станет центром ПТФ. При регулировке «противотуманок», не забудьте, что настраивают ПТФ только по высоте, они не должны «болтаться» из стороны в сторону.

И помните, что правильно отрегулированные фары не только берегут вашу карму от проклятий встречных автомобилей! Они отвечают за вашу же безопасность на дороге, освещая обочину, знаки, разметку и дорожное полотно.

Регулировка противотуманных фар

Противотуманки должны светить в строго отмеренном диапазоне и освещать 30 – 70 сантиметров над дорожным полотном. Не больше и не меньше!

Читайте так же:
Как можно регулировать скорость моторчика

Свет противотуманных фар также можно отрегулировать самостоятельно. И на том же самом стенде. Поставьте машину на расстоянии 5 метров от стены и проведите еще две горизонтальные линии:

  1. По центру противотуманных фар.
  2. На 5 см ниже первой линии.

Схема регулировки противотуманных фар

Свет противотуманных фар должен оказаться чуть ниже этой линии. То есть своим верхним краем он должен касаться этой черты.

Это правило справедливо для большинства противотуманок, у которых угол падения света равен 1%.

Проценты угла падения света противотуманок

Операции настройки головного света

Проводить самостоятельную регулировку фар головного света лучше в закрытом помещении большого объема (в длинном гараже или ангаре). Операции разборки и регулировки проводятся при электрическом свете. Выключив свет, вы сможете оценить результаты регулировки в темноте. Не забудьте, что во время проверки водитель должен сидеть за рулем, чтобы был учтен его вес. Нужно разгрузить багажник, проверить давление воздуха в шинах, подкачать их до нормы.

Правильную схему головного света можно начертить на стене гаража или ангара.

Основанием для рисунка схемы становятся центры ламп накаливания, которые можно отметить, подъехав к стене на полтора-два метра. Проведя горизонтальную линию через отмеченные центры, отмерив от них центральную ось автомобиля, остальную разметку легко построить самостоятельно, в соответствии с габаритами вашей машины. Регулировка и проверка света производится с расстояния в 7 – 8 метров.

У большинства отечественных моделей отрегулировать световой поток можно регулировочными винтами, расположенными с внутренней стороны корпуса фары. Их легко найти, подняв капот машины.

Несколько простых правил помогут вам правильно отрегулировать свет:

  1. Машину устанавливают на ровной площадке, с прямым расположением колес.
  2. Осмотрите механизм регулировки и подготовьте инструменты. Не все регулировочные винты снабжаются ребристым оголовком. В некоторых моделях понадобится прямая или крестообразная отвертка.
  3. Перед регулировкой смажьте регулировочные винты жидкостью «ВД», проверьте их на отсутствие ржавчины и засохшей грязи.
  4. Для фар совмещенного света регулировка начинается с ближнего света.
  5. Левую и правую фары регулируют поочередно. Чтобы не создавать помех, закройте вторую фару непрозрачным картоном, фанерой, колпаком.
  6. Настраивайте фары не спеша, поворачивая винты на небольшие расстояния. Перед началом работы можно повернуть винт на четверть оборота, чтобы понять алгоритм настройки.

Подробно посмотреть, как правильно отрегулировать фары иномарки можно на видео:

Проверка, регулировка и контроль силы света фар транспортных средств

8.1 Цель работы: приобретение навыков по проверке, регулировке и контролю силы света фар ближнего и дальнего света, а также противотуманных фар, согласно ГОСТ Р 51709–2001.

8.2 Теоретическая часть

8.2.1 Общие сведения

Неправильно настроенные световые устройства могут не только не обеспечивать нужной видимости, но и ослеплять водителей, едущих навстречу. Причиной снижения качества освещения может стать неверная настройка регулятора напряжения. При пониженной настройке световой пучок будет недостаточной силы. Повышенная регулировка приводит к уменьшению срока службы ламп, и повышает возможность ослепления других участников движения. Повышение напряжения всего на полтора вольта уменьшит период эксплуатации 12-вольтовой лампы в 3 раза.

Причиной плохого освещения может быть неправильное направление светового потока. Это может быть последствием неправильной установки или регулировки фары.

Во избежание неправильной работы фар, во время прохождения ТО на станции рекомендуется их проверка. Регулировка фар при ТО проводится с помощью специального устройства. Прибор для регулировки фар представляет собой оптическую камеру и устройство для ориентации. В оптической камере расположены фокусирующая линза, индикатор силы света и экран с разметкой. Проверку и регулировку фар следует проводить согласно ГОСТ Р 51709–2001.

Также необходимо контролировать отдачу света фар, особенно в тех случаях, когда была проведена замена «слабой» лампы. Абсолютная отдача света (количество lux (люксов)) зависит от дизайна лампы и ее формы, и, сильно зависит от моделей автомобилей. Отдача света ламп необязательно выражает показатель безопасности света автомобиля.

8.3 Порядок выполнения работы

Проверка фар должна проводиться в помещении, исключающем воздействие прямых солнечных лучей на оптическую систему прибора.

Рабочая площадка, на которой размещают транспортное средство и прибор, должна быть горизонтальной, неровности площадки должны быть не более 3 мм на 1 м.

Проверку фар необходимо проводить при неработающем двигателе.

8.3.1 Проверка отдачи света

1. Расположить автомобиль на расстоянии 2,5 м от стены под прямым углом (рисунок 8.1, 1);

2. Включить люксометр (многофункциональный измеритель параметров среды DT-8820 рисунок 7.1).

а. Перевести переключатель режимов в положение «Lux»;

б. Расположить поверхность сенсора в точке максимальной интенсивности света обоих фар (рисунок 8.1, 2);

в. Нажать кнопку Select: выбираем диапазоны измерения 20, 200, 2000, 20000 Люкс;

г. Проверить показания по данным с ЖК-экрана. Если на экране отобразится «1», то входной сигнал является слишком сильным, поэтому следует выбрать более широкий диапазон измерения – кнопка Select.

3. Сравнить отдачу света обеих фар с таблицей приложение 17;

4. Полученные данные занести в таблицу 8.3.

Рисунок 8.1 – Проверка интенсивности света фар

8.3.2 Проверка и регулировка фар

Внешний осмотр

При проведении внешнего осмотра должно быть установлено соответствие прибора следующим требованиям:

— все детали и узлы прибора не должны иметь механических повреждений, влияющих на его эксплуатационные качества;

— линза, экран и смотровое стекло должны быть чистыми и не иметь механических повреждений (сколы, царапины и т.д.);

— разметка экрана и устройства наведения, а также символы на индикаторе должны быть четкими и хорошо видимыми.

Опробование

При опробовании должно быть установлено соответствие прибора следующим требованиям:

— оптическая камера должна перемещаться на стойке плавно, без заеданий и надежно фиксироваться в любом положении;

— ориентирующее устройство должно поворачиваться вокруг своей оси, а при фиксации не должно самопроизвольно изменять свое положение;

— экран должен перемещаться плавно, без рывков и заеданий при вращении отсчетного диска;

— проверка возможности информационного обмена прибора с ЭВМ проводится в следующей последовательности (на ЭВМ должна быть установлена программа «Консоль управления прибором проверки фар UPEx», входящая в состав программного комплекса UPEx SDK ):

а) выключить прибор и компьютер;

б) подключить прибор к компьютеру;

в) включить прибор и компьютер;

г) запустить на компьютере программу «Консоль управления прибором проверки фар UPEx»;

д) в программе выбрать ссылку «Страница событий»;

е) на мониторе должно быть сообщение о том, что установлена связь с прибором.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector