4h4-auto.ru

4х4 Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международное воздушное право регулирует режимы

ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ, ВОЗДУШНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

Международное морское право — представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в Мировом океане.
Субъектами международного морского права являются:
1. государства;
2. международные организации и органы наделенные государствами определенными правомочиями в сфере действия международного морского права.
Основными источниками международного морского права выступают:
— международный договор;
— международный обычай.
Принципы международного морского права:
а) свободы открытого моря (ст.2 Конвенции об открытом море 1958г., ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982г.);
б) сохранения и рационального использования морских живых ресурсов;
в) свободы морских научных исследований (ст.87, 239, 246, 255 Конвенции ООН 1982г.);
г) охраны морской среды (ст. 192, 194 Конвенции ООН 1982г.);
д) использование Мирового океана в мирных целях (преамбула, ст. 19, 39, 54, 58, 88, 240 и 301 Конвенции ООН 1982г.).
Основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982г,
Она внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:
— определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;
— зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод;
— введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;
— усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;
— разработана система мирного урегулирования международных споров.
По своему правовому статусу и режиму морские пространства подразделяются:
1. Внутренние морские воды — являются частью территории государства, имеющего морское побережье, подчинены его суверенитету и определяются его законодательством.
К ним относятся:
— воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями (линия наибольшего отлива от берега), от которых ведется отсчет ширины территориального моря;
— воды морских портов;
— воды заливов, берега которых принадлежат одному государству (до линии, где ширина естественного входа в залив достигает 24 миль);
— воды «исторических заливов» (Петра Великого на Дальнем Востоке РФ, Гудзонов у берегов Канады);
2. Территориальное море — это примыкающий к берегу или внутренним морским водам морской пояс шириной до 12 миль на который распространяется суверенитет государства и которое устанавливает и определяет его правовой режим.
3. Открытое море — морское пространство за пределами границ территориального моря государств не подчиненное суверенитету какого-либо государства. Правовой статус и режим открытого моря определяется международным морским правом, и в, первую очередь, Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.
4. Прилежащая зона — район открытого моря (до 24 миль от исходных линий), прилегающей к внешней границе территориального моря, устанавливаемый для осуществления контроля за соблюдением иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных, санитарных правил во внутренних морских водах и территориальном море (ст.32,33 Конвенции ООН 1982г.).
5. Исключительная экономическая зона — район открытого моря, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 миль от исходных линий (ст. 5 7 Конвенции ООН 1982г.)
6. Континентальный шельф — морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на 200 миль от исходных линий, когда эта граница не простирается на это расстояние (п. 1 ст. 76 Конвенции ООН 1982г.)
Правовой статус и режим шельфа регулируется Конвенцией о континентальном шельфе 1958г. И Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.
Прибрежное государство осуществляется на континентальном шельфе суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов, которые являются исключительными (ст.77 Конвенции ООН 1982г.)
Разграничение шельфа производится по соглашению заинтересованных государств.
7. Международный район морского дна — морское дно за пределами континентального шельфа, являющееся общим наследием человечества.
Правовой статус и режим Района определен Конвенцией ООн по морскому праву 1982г.
— ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права и осуществлять их в отношении Района или же его части, а также его ресурсов;
— ни одно государство, Ф и ЮЛ не могут присваивать часть Района или его ресурсов;
— Район открыт для использования в мирных целях всеми государствами.
Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действуют специально созданные Международный орган по морскому дну и международное предприятие.
8. Международные проливы — узкие водные пространства, соединяющие два моря, море с океаном, части одного моря или океана.
Они открыты для свободного мореплавания и пролетов судами и самолетами всех стран, которые пользуются правом беспрепятственного, непрерывного и быстрого транзитного прохода (ст.37,3 8,39 Конвенции ООН 1982г.)
9. Архипелажные воды — это воды, находящиеся внутри государства — архипелага.
Эти воды отграничиваются от других частей моря вокруг государства — архипелага прямыми архипелажными линиями (до 100 миль длиной) Проведенные таким образом исходные линии вокруг всего архипелага образуют границу архипелажных вод.
Эти воды находятся под суверенитетом государства — архипелага, но при условии нормального осуществления международного судоходства, что означает право мирного прохода судов всех государств через архипелажные воды.
Государство — архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры для непрерывного, быстрого прохода и пролета через архипелажные воды, территориальное море и воздушное пространство на ними (п. 1 ,ст.53 Конвенции ООН 1982г.)

Читайте так же:
Как регулировать датчик давления воды на насосной станции

2. Международное воздушное право (МВП)

Международное воздушное право — это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных перевозок.
Первая группа норм регулирует международные передвижения: режим воздушного пространства и международные полеты.
Вторая — международные сообщения, коммерческую деятельность на воздушном транспорте.
МВП основывается на общих принципах международного права, но имеет специальные принципы непосредственно регулирующие деятельность гражданской авиации. К ним относятся:
1) полный и исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством;
2) свобода полетов воздушных судов всех государств в международном воздушном пространстве;
3) обеспечение безопасности международной гражданской авиации.
Международные отношения, возникающие по вопросам использования воздушного пространства и реализации воздушных перевозок регулируются на многосторонней и двусторонней основе.
К числу важнейших международных договоров относятся: Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г. Договор по открытому небу 1992г., Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971г.
Международный воздушный транспорт активно участвует в коммерческой деятельности, а это связано со » свободами воздуха» закрепленными в международном воздушном праве:
1) право транзитного беспосадочного полета;
2) право транзитного полета с посадкой в некоммерческих целях
3) право привозить на иностранную территорию пассажиров, груз, почту, взятых в стране флага судна.
4) право увозить с иностранной территории пассажиров, груз, почту следующих в страну флага судна.
5) право привозить и увозить пассажиров груз, почту из любой третьей страны на иностранную территорию или из нее.
6) право осуществлять перевозки пассажиров, грузов, почты в третьи страны через свою территорию.
7) право перевозок между третьими странами, минуя территорию своего государства.
8) каботаж — авиаперевозки между пунктами, расположенными на территории одного государства.
Для обеспечения безопасности и упорядочения развития международной гражданской авиации в 1944г. Была создана Международная организация гражданской авиации (ИКАО),которая в настоящее время является главным разработчиком и координатором норм, регламентирующих отношения, связанные международным воздушным транспортом.

3. Международное космическое право (МКП)

Международное космическое право — это совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства и устанавливающих его правовой режим.
К источникам МКП относят:
1) международные договоры, выработанные ООН или под ее руководством:
— Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г.;
— Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975г.;
— Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979г.;
— Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968г.;
— Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972г.
2) международно-правовые акты, частично регулирующее деятельность в космосе:
— Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963г.
— Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г. и др.
Основные принципы международного космического права:
1) исследование и использование космического пространства на благо и в интересах всех стран;
2) демилитаризация космического пространства;
3) ответственность государств за свою деятельность в космосе;
4) не нанесение ущерба;
5) всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки.
В 1988 году РФ, США, Канада, Япония и Европейское космическое агентство заключили соглашение о создании международной космической станции, которая сейчас работает в космосе.

Читайте так же:
Как отрегулировать давление в компрессоре jas

Вопросы:

1. Дайте характеристику предмета регулирования международного морского права и его основных институтов.
2. Укажите роль международных организаций в формировании норм международного воздушного права.
3. Назовите основные принципы международного космического права.

14.1 Понятие, предмет, принципы международного воздушного права

Современные государства не могут нормально функционировать, развивать свои экономические и политические связи без надежно действующей системы использования воздушного пространства. Сотрудничество государств в этой области регулируется международным воздушным правом. Международное воздушное право – это отрасль международного права, совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами в связи с использованием воздушного пространства и определяющих его правовой режим.

С точки зрения права воздушное пространство подразделяется на пространство, входящее в состав территории суверенного государства, и международное пространство над открытым морем, международными проливами и Антарктикой. Суверенитет государства над воздушным пространством ограничен пределами воздушного пространства.

Правовой режим использования воздушного пространства определяется нормами, регулирующими как непосредственно международные передвижения, так и международные сообщения, т.е. коммерческую деятельность гражданской авиации.

Международными воздушными передвижениями считаются полеты через воздушное пространство более чем одного государства, выполняемые в коммерческих целях. В свою очередь, международные полеты бывают регулярными и нерегулярными. Регулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пассажиров и почты между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным расписанием. К нерегулярным относятся полеты эпизодические, разовые, например с целью чартерных перевозок.

В международном воздушном праве действуют следующие принципы:

· принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством заключается в праве государства устанавливать режим использования воздушного пространства;

· принцип свободы полета в открытом воздушном пространстве состоит в том, что воздушные суда в открытом воздушном пространстве пользуются свободой полета, подчиняются юрисдикции государства регистрации;

· принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации обязывает государства обеспечить техническую надежность авиационной техники, аэропортов, авиационных служб и воздушных трасс, нести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Международно-правовое регулирование воздушного пространства ведет свое начало с Парижской конференции о воздушной навигации 1919 г., которая закрепила принцип суверенитета государства на его воздушное пространство.

В 1928 г. была принята Панамериканская конвенция о коммерческой авиации и в 1929 г. Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. В частности, Варшавская конвенция установила нормы об ответственности эксплуатанта воздушного судна за вред, причиненный пассажирам и грузам во время перевозки.

На международной конференции 1944 г. в Чикаго были приняты Заключительный акт, Конвенция о международной гражданской авиации, Соглашения о международном транзитном воздушном сообщении и международном воздушном транспорте. На конференции была создана Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

Чикагская конференция не смогла принять решений по вопросу коммерческих «свобод воздуха».

К свободам воздуха относятся коммерческие права, закрепленные за воздушными перевозчиками в ряде международных соглашений:

· на транзитный полет без посадки на территории, предоставляющей это право;

· на транзитный полет, но не в коммерческих целях, т.е. без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов, почты;

· на перевозку в иностранное государство пассажиров, грузов, почты, взятых на борт в государстве регистрации воздушного судна;

· на перевозку из иностранного государства пассажиров, грузов, почты в государство регистрации воздушного судна;

· на выгрузку на территории иностранного государства пассажиров, грузов, почты, на погрузку на борт на территории такого государства для перевозки из третьих стран или в третьи страны;

· на осуществление перевозки между третьими странами через свою территорию;

· на осуществление перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.

Таким образом, основой регулирования сообщений стали двусторонние соглашения между государствами о воздушных сообщениях, которые определяют порядок осуществления воздушных сообщений между странами. На сегодняшний день существует лишь одно региональное соглашение, провозгласившее принцип открытого неба, это так называемый Андский проект (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор).

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

§ 3. Специальные принципы международного воздушного права

1. Полный и исключительный суверенитет государств над их воздушным пространством. Закреплен как в международных со­глашениях, так и во внутреннем законодательстве большинства государств. Так, ст. 1 ВзК РФ устанавливает, что Россия обла­дает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства России.

Зародившись как международно-правовой обычай, данный принцип впервые получил договорное закрепление в ст. 1 Па­рижской конвенции о регулировании аэронавигации и в даль­нейшем был воспринят Чикагской конвенцией о международ­ной гражданской авиации.

Читайте так же:
Скутер как от регулировать иглу в карбюраторе

Полновластие государства в пределах суверенного воздуш­ного пространства не нуждается в его одобрении другими госу­дарствами и возникает одновременно с появлением государст­ва как субъекта международного права.

Основное содержание этого принципа состоит в том, что государства самостоятельно устанавливают правовой режим своего воздушного пространства. Такой режим, с одной сторо­ны, должен обеспечивать осуществление прав других госу­дарств в пределах границ такого государства в соответствии с международными договорами, а с другой стороны, не должен нарушать суверенитет других государств над их воздушным пространством и ущемлять правомерные интересы последних.

В соответствии со ст 11 Чикагской конвенции о междуна­родной фажданской авиации законы и правша государства от­носительно допуска на его территорию или убытия с его тер­ритории воздушных судов, занятых в международной аэрона­вигации, либо эксплуатации и навигации таких воздушных судов во время их пребывания на государственной территории применяются к воздушным судам всех договаривающихся го­сударств без различия их национальности

Реальное содержание рассматриваемого принципа составля­ют нормы национального законодательства, которые условно могут быть разделены на группы:

а) нормы, относящиеся к регулированию аэронавигации в пределах территории государства;

б) нормы, регулирующие коммерческую деятельность меж­дународной фажданской авиации;

в) нормы, устанавливающие уголовную, гражданскую и ад­министративную юрисдикцию государства в отношении поль­зователей суверенным воздушным пространством.

К первой фуппе следует отнести нормы, устанавливающие, структуру воздушного пространства, его деление на верхнее и нижнее воздушное пространство, на районы полетной ин­формации; условия и порядок выдачи разрешений на полеты иностранных воздушных судов; места пересечения государст­венной границы; постоянные маршруты, открытые для регу­лярных полетов иностранных воздушных судов (международ­ные трассы); перечень международных аэропортов; правила полетов воздушных судов; требования к иностранным воздуш­ным судам и их экипажам в целях обеспечения безопасности полетов; условия и порядок пользования наземными аэронави­гационными средствами; правила радиосвязи

В соответствии с п. «а» ст. 9 Чикагской конвенции о между­народной гражданской авиации государство может также уста­навливать запретные воздушные зоны в пределах своей терри­тории при условии, что их режим будет одинаково действовать в отношении воздушных судов, занятых в регулярных воздуш­ных сообщениях данного государства, и аналогичных воздуш­ных судов других государств — участников Конвенции. Соглас­но п. «Ь» ст. 9 государство может немедленно при исключитель­ных обстоятельствах или в период чрезвычайного положения или в интересах общественной безопасности временно ограни­чить или запретить полеты над всей своей территорией или ка­кой-либо ее частью при условии применения указанного запре­та к воздушным судам всех других государств — участников Конвенции.

Вторая фуппа норм охватывает вопросы регламентации ком­мерческой деятельности международной фажданской авиации. Для того чтобы право полетов дало реальную возможность орга­низовать МВС, оно обязательно должно быть соединено с пра­вом коммерческой деятельности на территории иностранных государств, т. е. с правом осуществлять авиаперевозки.

Третья фуппа норм относится к вопросам уголовной, граж­данской, административной и иной юрисдикции. В частности, государства обладают правом применять уголовные санкции, предусмотренные соответствующими национальными закона­ми, к лицам, нарушившим режим их воздушного пространства

Так, в соответствии со ст.

К числу вопросов, охватываемых третьей группой норм, от­носятся также вопросы гражданско-правовой и администра­тивной юрисдикции, такие, например, как’ определение прав командира воздушного судна; регулирование гражданско- правовых актов, имевших место на борту воздушного судна как во время полета в воздушном пространстве данного государст­ва, так и во время посадки на территории государства; опреде­ление норм ответственности владельцев воздушных судов в случае столкновения двух или нескольких воздушных судов; установление норм ответственности за вред, причиненный воз­душным судном, находящимся в полете, третьим лицам на по­верхности, гражданско-правовое регулирование ответственно­сти авиаперевозчика перед пассажирами и грузовладельцами.

Говоря о перспективах рассматриваемого принципа, док­трина международного права предлагает два возможных сцена­рия: консервативный, настаивающий на незыблемости «полно­го» и «исключительного» суверенитета над воздушным про­странством (абсолютистский), и либеральный, допускающий в целях поощрения развития воздушного транспорта самоогра­ничение государствами этого принципа в их взаимоотношени­ях (релятивистский).

2. Обеспечение безопасности международной гражданской авиации. В настоящее время рассматривается в двух аспектах’ узком (чисто технические меры и стандарты безопасности воз­душных судов, их отдельных элементов и аэронавигационных средств) и широком, социальном (борьба с актами незаконно­го вмешательства в деятельность гражданской авиации).

В первом своем значении этот принцип получил договорное закрепление еще в Парижской конвенции о регулировании аэро­навигации.

Чикагская конвенция о международной гражданской авиа­ции содержит три группы норм, в которых фигурирует термин «безопасность». В первой группе термин «безопасность» упот­ребляется в узком значении (ст. 5, 8, 15, 46, 69).

Ко второй группе относятся положения, в которых подчер­кивается возможное воздействие использования гражданской авиации на безопасность иных сфер общественной деятельно­сти, помимо собственно гражданской авиации (преамбула, ст. 9, 35, 64).

Читайте так же:
Схема регулировки света фар своими руками

Третью группу составляют положения, в которых термин «безопасность» нельзя свести только к его узкому значению и которые одновременно касаются собственно «безопасности гражданской авиации» (преамбула, ст 44).

В Конвенции отсутствует прямое указание на социальный аспект принципа безопасности. В таком же узком смысле рас­сматриваемый принцип закреплен в двусторонних соглашени­ях о МВС.

Однако Совет ИКАО пришел к выводу, что толкование тер­мина «безопасность» следует осуществлять на базе всего нор­мативного материала, имеющего отношение к обеспечению безопасности полетов и воздушных судов. На социальный ас­пект данного принципа указывает и приложение 17 «Безопас­ность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» к Чикагской конвенции о между­народной гражданской авиации.

3. Свобода полетов в международном воздушном пространстве общего пользования. Базируется на принципе свободы открытого моря, включающем в себя свободу полетов летательных аппара­тов. Сфера его действия охватывает воздушное пространство над Мировым океаном за пределами территориального моря прибрежных государств, поскольку Конвенция ООН по мор­скому праву сохранила свободу полетов над исключительными экономическими зонами (ст. 58), а также воздушное простран­ство над Антарктикой по смыслу Договора об Антарктике.

Гражданские и военные воздушные суда в международном воздушном пространстве общего пользования подчиняются ис­ключительной юрисдикции государства регистрации В то же время свобода полетов в таком воздушном пространстве не яв­ляется абсолютной Она может быть реализована в строгих рамках правомерного поведения, дозволяемого общепризнан­ными принципами и нормами международного права.

Так, в интересах безопасности полетов сложилась устойчи­вая обычно-правовая практика выполнения международных по­летов над открытым морем по согласованным на междуна­родной основе маршрутам обслуживания воздушного движения, большинство из которых устанавливается и пересматривается созываемыми ИКАО региональными аэронавигационными со­вещаниями. Кроме того, конкретный маршрут указывается в плане полета, который сообщается органу, обслуживающему конкретный район воздушного пространства.

Режим полетов в международном воздушном пространстве

Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой.

Принцип свободы открытого моря связан с принципом свободы открытого воздушного пространства над ним. Все государства, независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право свободно, т. е. без разрешения кого-либо, осуществлять воздушное судоходство над открытым морем и не приобретают в отношении этого воздушного пространства суверенных прав. Однако данная свобода реализуется государствами с учетом основных принципов международного права и, следовательно, предполагает действие ряда общепризнанных правил.

Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве. Власть другого государства на данное воздушное судно не распространяется, что означает также недопустимость вмешательства в полет этого судна.

Государства обязаны не допускать создания со стороны их воздушных судов угрозы безопасности полетов воздушных судов других государств, а также безопасности мореплавания. С этой целью государства заключают договоры о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. В частности, не допускаются имитация атак посредством имитации применения оружия по самолетам и кораблям; выполнение военными самолетами опасных облетов иностранных морских судов и любые другие действия, представляющие опасность как для полетов в воздушном пространстве, так и для судоходства в открытом море.

В связи с этим важное значение имеет соблюдение правила — каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки. Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Государство, под юрисдикцией которого находятся воздушные и морские суда, ставшие объектом нападения или опасных маневров, вправе поставить вопрос об ответственности того государства, воздушные силы которого допустили опасные действия.

Вместе с тем международное право допускает в строго определенных случаях исключения из свободы открытого моря и принудительные действия воздушных судов в районах открытого моря.

Принцип свободы международного воздушного пространства не отвергает необходимости упорядочения международных полетов с учетом обязательства участников Чикагской конвенции 1944 г. обращать должное внимание на безопасность навигации гражданских воздушных судов. Это требование обеспечивается внедрением со стороны ИКАО системы маршрутов обслуживания воздушного движения.

Помимо свободы полетов воздушных судов над открытым морем существуют свобода научных исследований посредством воздушных судов, свобода использования летательных аппаратов для обеспечения рыболовства и возведения установок и сооружений.

Режим воздушного пространства над Антарктикой регулируется Договором об Антарктике 1959 г. Все государства, независимо от их участия в данном Договоре, имеют право свободно осуществлять над Антарктикой полеты гражданских воздушных судов, строго придерживаясь стандартов ИКАО. Антарктика, включая воздушное пространство над нею, используется только в мирных целях. В связи с этим запрещаются любые мероприятия военного характера, испытания любых видов оружия, включая ядерные взрывы. В воздушном пространстве над Антарктикой могут осуществлять полеты и военные летательные аппараты, но только для осуществления целей Договора 1959 г., в частности для доставки и вывоза персонала и оснащения станций.

Читайте так же:
Как отрегулировать сцепление на мазе зубренке

Международная организация гражданской авиации (икао).

Для организации международных сообщений и сотрудничества в области международного воздушного права существуют международные авиационные организации.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

Учреждена на основании ч. 2 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Основной целью создания ИКАО является обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международным авиаперевозкам.

Высшим органом ИКАО является Ассамблея, в которой представлены все государства-члены. Собрание Ассамблеи происходит не реже одного раза в три года.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.

Международная организация гражданской авиации основана на положениях части ІІ Чикагской конвенции 1944 года. Существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.

Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок. В соответствии с правилами ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации — воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учетом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением.

Одной из функций ИКАО является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов — идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (флайт-планов), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.

В 1992 году (Резолюция A29-1) ИКАО объявила 7 декабря Днём гражданской авиации. В дальнейшем это решение поддержала ООН.

Уставом ИКАО считается девятая редакция Международной конвенции гражданской авиации(также называется Чикагской конвенцией), которая включает в себя изменения с 1948 по 2006 годы. Она имеет также обозначение ICAO Doc 7300/9.

Конвенция состоит из 18 Глав (Annexes), которые перечисляются в основной статье —Чикагская конвенция.

И у ИКАО, и у ИАТА есть собственная система кодов для аэропортов и авиакомпаний. ИКАО использует четырехбуквенные коды аэропортов и трехбуквенные коды авиакомпаний. В США коды ИКАО обычно отличаются от кодов ИАТА только префиксом K (например, LAX = KLAX). В Канаде, аналогично, к кодам ИАТА добавляется префикс C для образования кода ИКАО. Во всем остальном мире коды ИКАО и ИАТА не связаны между собой, поскольку коды ИАТА основаны на фонетическом сходстве, а коды ИКАО привязаны к месту (location-based).

ИКАО также отвечает за выдачу цифробуквенных кодов типов самолетов, которые состоят из 2-4 знаков. Эти коды обычно используются в планах полетов.

ИКАО также предоставляет телефонные позывные для самолетов по всему миру. Они состоят из трехбуквенного кода авиакомпании и позывного, состоящего из одного или двух слов. Обычно, но не всегда, позывные соответствуют названия авиакомпании.

Например, код для Aer Lingus — EIN, а позывной — Shamrock, для Japan Airlines International код — JAL, позывной — Japan Air. Таким образом, рейс компании Aer Lingus под номером 111 будет закодирован «EIN111», а произнесен по радиосвязи как «Shamrock Сто одиннадцать», рейс под тем же номером компании Japan Airlines будет закодирован как «JAL111» и произнесен «Japan Air Сто одиннадцать». ИКАО отвечает за стандарты для регистрации самолетов, включающие цифробуквенные коды, обозначающие страну регистрации.

Штаб-квартара ИКАО, Монреаль,Канада

Высшим органом является Ассамблея с представительством всех членов ИКАО. Собирается не реже раза в три года. Совет является постоянным органом ИКАО, подотчетный Ассамблее, управляемый Президентом, который избирается Ассамблеей на три года. В Совете представлены 33 государства.

Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;

Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector