4h4-auto.ru

4х4 Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международные автомобильные перевозки регулирует конвенция

Международные автомобильные перевозки регулирует конвенция

Ключевые слова: ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ; АНАЛИЗ; АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ; ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕВОЗКИ; CARRIAGE OF GOODS BY ROAD; ANALYSIS; AUTOMOBILE TRANSPORT; INTERNATIONAL CARRIAGE; DOMESTIC TRANSPORTATION.

Международное автомобильное сообщение обладает своей спецификой. Автомобильный транспорт пересекает границы и следует по дорогам различных государств, в связи с этим существует потребность в установление унифицированных правил дорожного движения, единой системы дорожных знаков и сигналов.

Среди региональных соглашений особую роль в правовом регулировании международных автомобильных перевозок играют Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года (Convention relative au contrat de transport international marchandises par route). [6]

Конвенция о договоре международных перевозок грузов (далее – КДПГ или Конвенция) является конвенцией Организации Объединенных Наций, которая была подписана 19 мая 1956 года в Женеве и ратифицирована 55 государствами (по состоянию на 6 апреля 2017 года), включая Российскую Федерацию, которая стала страной участницей со 2 мая 1983 года. Конвенция касается различных правовых вопросов, относящихся к перевозкам грузов автомобильным транспортом, главным образом для внесения единообразия в условия договора международной перевозки грузов.

Конвенция распространяется на договоры перевозки грузов автотранспортом за вознаграждение, в том случае если место погрузки, доставки груза расположены на территории различных государств, из которых, по крайней мере, одна является участницей КДПГ. Нормы КДПГ имеют императивный характер, таким образом, отступление от положений, прописанных в ней недействительны. [6]

Договор перевозки, как и во многих других документах о перевозки грузов, устанавливается накладной, составленной в трёх оригиналах. А в случаях, когда идёт речь о нескольких автомобилях, или различных типов или партий груза отправитель или перевозчик имеет право требовать составления такого количества накладных, которые соответствует количеству автомобилей, роду груза или партий (пункт 2 статья 5 КДПГ). [1]

В статье шесть Конвенции прописаны обязательные сведения, которые должна содержать в себе накладная, а также указания в случае той или иной необходимости.

Право распоряжение груза имеет отправитель до того момента, когда второй экземпляр накладной передан получателю, однако в случае соответственного указания в накладной право распоряжения грузом может быть передано получателю с момента составления накладной.

Ответственность грузоотправителя перед перевозчиком может наступить в случае нанесения ущерба или повреждения, понесённые лицам, оборудованию, другого груза вследствие повреждённой упаковки груза отправителя (если только не было предварительных указаний). Отправитель также ответственен перед перевозчиком за ущерб, причинённым отсутствием, неправильности, недостаточности документов, сведений для выполнения таможенных или иных формальностей. (статья 10, 11 КДПГ)

Главой четвёртой КДПГ установлена ответственность перевозчика. В данном случае речь идёт о полной или частичной утрате груза, повреждение, а также за опоздание доставки по причине вины перевозчика и обстоятельств, которые перевозчик был в состоянии избежать и предотвратить. В обратной же ситуации перевозчик от ответственности освобождается. Однако согласно пункту 2 статьи 18 КДПГ бремя доказательства своей невиновности лежит на перевозчике, в том числе с учётом всех указаний, прописанных в накладной.

Когда перевозчик не в состоянии в полной мере доказать отсутствие своей вины и перекладывает только часть ущерба на грузоотправителя или грузополучателя, в таких случаях часть оставшегося ущерба возмещается самим грузоперевозчиком.

Для того чтобы грузополучатель не пропустил срок предъявления претензий за утраченный или недоставленный груз, он должен располагать информацией о конкретных сроках доставки груза, указанной в накладной, или информацией о том, когда груз был принят грузоперевозчиком. Грузополучатель, таким образом, имеет право на предъявление претензий и считать груз потерянным, если груз не был доставлен в течение 30 дней установленного срока в накладной, или в течение 60 – со дня принятия груза перевозчиком. К претензии получатель прикладывает первый экземпляр накладной. (ст.30 КДПГ). Согласно пункту второму статьи 20 Конвенции, если перевозчик выплатил возмещение за потерянный груз, правомочное лицо по договору имеет право распоряжаться грузом, если груз в течение года, следующем за уплатой будет найден. После принятия найденного груза, получатель обязуется вернуть грузоперевозчику возмещения за вычетом штрафных санкций (пункт 3 статьи 20 КДПГ). В случае отсутствия обращения или инструкций с правомочной стороны перевозчик имеет право самостоятельно распоряжаться найденным грузом.

Договор международной перевозки грузов также как и соглашение перевозчиков между собой не должен противоречить нормам Конвенции, в ином же случае положения, содержащие противоречащие данным нормам будут признаны судом недействительными, однако, не затронут правомочность остальных, содержащихся в договоре условий (пункт 1 статья 40 КДПГ). В том числе недействительным будет являться любое условие, при котором перевозчику переуступаются права. Ввиду того, что деятельность перевозчика направлена на сферу услуг, то право собственности на груз не переходит в руки грузоперевозчика. И когда перевозчик выполняет услуги страхования груза по указанию отправителя, он не имеет права определить себя выгодоприобретателем по договору транспортного страхования груза.

Международное транспортное право построено по презумпции вины перевозчика. И соглашением между сторонами договора невозможно изменить или отменить действительность данного принципа Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов.

Если международные автомобильные перевозки грузов регулируются Конвенцией, то в внутренние – нормативными документами государства. В России таким документом в частности является Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав), [4] который регламентирует наиболее важные вопросы в сфере законодательного регулирования отношений, возникающих при оказании услуг автомобильного транспорта. Большое значение в законодательном регулировании внутренних перевозок грузов автомобильным транспортом наряду с Уставом занимает Постановление Правительства от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждение Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – Правила). [5]

Устав определяет общие условия перевозок пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в частности с использованиями автомобильных принципов, полуприцепов понимаемые как транспортные средства. Важным моментом является то, что перевозку в международном сообщении Устав не регулирует.

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. По договору об организации перевозки перевозчик в установленные сроки обязуется принять груз, а грузоотправитель представить к перевозке груз, в том объеме, в котором был обговорён. В договоре определяются объем, срок и иные условия представление грузов для перевозки, порядок расчета, и установки относительно организации перевозки. Заключение договора подтверждается транспортной накладной.

Транспортная накладная в соответствии с пунктом 9 Правил составляется на одну или несколько партий груза, перевозимого на одном транспортном средстве, однако по пункту 10 Правил если погрузка осуществляется на различные транспортные средства, то составляется такое количество накладных, которое соответствует количеству автотранспорта, используемого для перевозки. Для сравнения в Конвенции чёткого обязательство составления нескольких накладных не требуется. Исправления в транспортных накладных заверяется подписями отправителя и перевозчика.

Кроме транспортной накладной, обязательным документом является путевой лист, служащий для учёта работы автомобильного транспорта, водителя. (статья 6 Устава) Путевой лист – это в своём роде показатель технической работы автотранспорта и водителя.

Кроме всего прочего, имеет место быть сопроводительная ведомость – документа, направленного для учёта и контроля использования контейнера, в случае если погрузка и выгрузка груза из контейнера осуществлялась посредством снятия контейнера с автомобильного транспорта. (пункт 41 Правил)

В статье 18 Устава речь идёт о перевозки грузов с сопровождением представителя владельца груза, грузоперевозки, в отношении которой учёт товарно-материальной ценности не ведётся. В данном случае перевозка осуществляется на основании договора фрахтования. Договор фрахтования заключается в форме заказ-наряда на предоставление транспортного средства для грузоперевозки.

Как отмечалось выше сроки доставки обговариваются в договоре, но в случае если срок доставки не установлен, то в соответствии с пунктом 63 Правил доставка в городском и пригородном сообщении осуществляется в суточный срок, а в междугородном и международном сообщениях – из расчёта на каждые 300 километров расстояния перевозки одни сутки.

Читайте так же:
Регулировка свободного хода педали тормоза ланос

Главой 6 Устава предусмотрена ответственность сторон. Так, если груз для перевозки не был представлен, то грузоотправитель уплачивает штраф перевозчику, в размере равную 20% плату, установленной перевозки. Также если в транспортной накладной не прописаны особые отметки или необходимые меры предосторожности, либо искажение сведений о грузе с грузоотправителя взыскивается штрафные санкции в размере 20% провозной платы. За задержку или простой автотранспорта, который подан под погрузку, выгрузку, отправитель груза или соответственно его получатель уплачивают штраф за каждый полный час задержки(простоя).

Однако, несмотря на то, что в Уставе предусмотренная статья ответственности грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, статья 34 ответственность перевозчика, фрахтовщика шире и включает в себя большее число пунктов. Согласно Уставу грузоперевозчик оплачивает штраф, в случае нарушения своих обязательств. Невывоз груза, несвоевременное предоставление транспортного средства, за просрочку доставки груза предусмотрен штраф согласно договору перевозки. Перевозчик несёт ответственность за сохранность груза с момента принятия до момента его отгрузки. Помимо всего этого, грузоперевозчик может быть привлечен к ответственности в случае нарушения правил перевозок. В таких ситуациях предусматривается административная ответственность в соответствии с российским законодательством. В частности, об этом указано в статье 36.1 Устава.

Подводя итог и учитывая всё вышеуказанное Конвенция и Устав, с Правилами во многом схожи, что является обоснованным, поскольку содержание данных документов одно – регулирование процессов дорожной перевозки, с тем отличием, что Конвенция регулирует, прежде всего, международные перевозки, а Устав внутренние перевозки в России. Ввиду этого, хочется обратить внимание, прежде всего на некоторые отличия в документах.

Нормы, закреплённые в Уставе, основываются на положениях Гражданского Кодекса Российской Федерации. Область применения Устава без сомнения шире, так как включает в себя правовое вопросы, связанные с перевозками пассажиров, багажа, груза, в то время как Конвенция регулирует непосредственно вопросы, касающиеся договора перевозки груза по дорогам в международном сообщении.

Чёткие определения основных понятий, применяемых в тексте, служат лучшему пониманию и применению положений документа. Ещё одной из особенностей Устава в сравнении с КДПГ является то, что Устав необходимо рассматривать непосредственно с Правилами перевозки грузов, в ином случае некоторые моменты Закона не будут понятны в полной мере, в то время как Конвенция включает в себя многие моменты, установленные правилами. Однако Правила в полной мере прописывают порядок переадресации груза, действия перевозчика при возникновении ситуаций, когда груз не выгружают, порядок составления претензий, а также актов и многие другие моменты.

В самом Уставе многое говорится о накладной, но сама форма и её содержание определена в приложении Правил. Но, в то же время в Конвенции определены содержание, но особая форма накладной не предусмотрена. И ещё немаловажным моментом является то, что в Правилах кроме договора перевозки груза идёт речь о договоре фрахтования транспортного средства, подтверждаемым заказ-нарядом. Таким образом, перевозка грузов автотранспортом в соответствии с Уставом может подтверждаться не только транспортной накладной, но и другими документами.

В Конвенции в статье 12 и 13 определены право распоряжения груза, моменты перехода этого права и т.д., в свою очередь ни Уставом, ни Правилами перевозки грузов не было определены данные условия. Однако, порядок выдачи груза, проверки достаточно подробно прописан 15 Устава, но не нашел должного отражения в Конвенции, также как и условия хранения груза. Это можно объяснить тем, что КДПГ направлена в первую очередь на договор перевозки, в то время как Устав – в целом на процесс перевозки. Но если рассматривать Устав в таком ключе, то становится не совсем ясным, почему в данном нормативном акте отсутствует статьи о перевозках груза в прямом смешанном сообщении, как например, в Федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ. [3]

Таким образом, опираясь на то, что нас, прежде всего, интересует современное Российское законодательство, регулирующие автомобильные перевозки грузов в лице Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, то хотелось бы внести ряд предложений.

Дополнить Устав статьями касаемых правом распоряжения груза, аналогично статье 12 и 13 Конвенции. Здесь будет необходимо прописать, кто имеет право на груз и при каких условиях, и в какой момент это право переходит от грузоотправителя к грузополучателю. Что имеет право требовать отправитель груз к перевозчику, например, так как отражено в пункте 1 статьи 12 КДПГ «Отправитель имеет право распоряжаться грузом, в частности, требовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза, или доставки груза не тому получателю, который указан в накладной». [1]

Включить главу о прямом смешанном сообщении. Данная глава будет включать в себя статьи о понятии перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, что в себя включают данные перевозки. Порядок и способ организации перевозок, ответственность за несохранность грузов до передачи их с транспорта одного вида на транспорт другого вида. А также иных моментов, которые определяются конкретным видом перевозки: автомобильно-железнодорожные и автомобильно-воздушные и т.д.

Становление и развитие норм международного права о перевозке пассажиров и грузов

Гасанов, Д. Г. Становление и развитие норм международного права о перевозке пассажиров и грузов / Д. Г. Гасанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71918/ (дата обращения: 23.11.2021).

Транспорт связывает воедино факторы производства в сложную сеть взаимоотношений между производителями и потребителями. В результате, как правило, происходит более эффективное разделение производства за счет использования преимуществ, а также средств достижения экономии за счет масштаба и масштабов производства. Таким образом, производительность пространства, капитала и труда повышается за счет эффективности распределения и личной мобильности. Экономический рост все больше связан с развитием транспорта, а именно инфраструктуры, но также и с управленческим опытом, который имеет решающее значение для логистики. Также в современном мире необходимо точное и детальное законодательное регулирование транспортной системы как основополагающего фактора развития общества.

Ключевые слова: транспорт, транспортные системы, транспортный сектор, развитие.

Transport links together the factors of production in a complex network of relationships between producers and consumers. As a result, there is usually a more efficient division of production through the use of advantages, as well as means to achieve economies of scale and scale of production. Thus, the productivity of space, capital, and labor is enhanced by efficient distribution and personal mobility. Economic growth is increasingly associated with the development of transport, namely infrastructure, but also with management experience, which is crucial for logistics, and in the modern world, precise and detailed legislative regulation of the transport system, as a fundamental factor in the development of society.

Keywords: transport, transport systems, transport sector, development.

Технологические изменения во всех областях экономической и социальной деятельности являются одним из основных факторов, определяющих развитие. С развитием технологий появляется возможность предоставлять совершенно новые услуги и достигать большего при меньших затратах. Это означает, что в дополнение к повышению производительности труда повысится эффективность использования энергии, основных материалов, капитала и других ресурсов, что позволит смягчить многие неблагоприятные последствия и улучшить экологическую совместимость. Эффективное использование времени является еще одним важным фактором, особенно в контексте долгосрочного развития транспортных систем. Огромные скачки в развитии транспортных систем позволили покрыть за единицу времени все большие расстояния от традиционных деревень и доиндустриальных городов, соединенных пешим ходом, до почти всего мира, связанного за один день самолетом.

Читайте так же:
Регулировка тока трансформатора на симисторе

Технологические усовершенствования достигаются как за счет внедрения принципиально новых решений (базовых инноваций), так и за счет постепенного совершенствования существующих методов и систем (продуктовых и технологических инноваций).

Благодаря интенсивному использованию инфраструктуры транспортный сектор является важным компонентом экономики и общим инструментом развития. Это особенно важно в условиях глобальной экономики, где экономические возможности все больше связаны с мобильностью людей и грузов, включая информационно-коммуникационные технологии. Налицо взаимосвязь между количеством и качеством транспортной инфраструктуры и уровнем экономического развития. Высокая плотность транспортной инфраструктуры и высокосвязанные сети обычно ассоциируются с высоким уровнем развития. Когда транспортные системы эффективны, они обеспечивают экономические и социальные возможности и выгоды, которые приводят к положительным мультипликативным эффектам, таким как улучшение доступа к рынкам, занятости и дополнительным инвестициям. Когда системы испытывают дефицит пропускной способности или надежности, они могут иметь экономические издержки, такие как сокращение или упущение возможностей и снижение качества жизни.

Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения [10, 194].

Возвращаясь к развитию транспортных систем, стоит сказать, что начиная с XIX века в большинстве стран было принято законодательство, направленное на защиту общественных интересов при перемещении товаров автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом. На протяжении многих десятилетий право, регулирующее международную перевозку грузов автомобильным транспортом, было кодифицировано в ряде международных конвенций.

Первое в России автопредприятие появилось в Санкт-Петербурге в 1904 году. Постепенно стало появляться больше автомобилей для перевозок как пассажиров, так и грузов. Через несколько лет доставка грузов стала осуществляться между городами, но такие услуги оказывали исключительно крупные компании.

Самой сильной проблемой в грузоперевозках в России было то, что в практически везде в стране было плохое дорожное покрытие. Из-за этого автотранспорт часто ломался и требовал ремонта. Использование автомобилей было выгодно только в случае большой интенсивности грузоперевозок [11]. Но с течением времени происходило не только развитие транспорта и транспортных систем, но и регулирующего данную отрасль законодательства.

Так, правовое регулирование международных перевозок пассажиров, грузов и багажа автомобильным транспортом на сегодняшний день обеспечивают международные конвенции, среди которых наиболее значимы: Венская Конвенция о дорожном движении 1968 г. (г. Вена, 08.11.1968 г.) [4], Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (г. Женева, 19.05.1956 г.) [3], Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г. (г. Женева, 30.09.1957 г.) [1], Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа 1997 г. (г. Бишкек, 09.10.1997 г.) [5].

На национальном уровне нормативно-правовые акты, регулирующие автомобильные перевозки представлены Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (утв. Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ) [9], Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112) [6], Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272) [7], Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» [8].

Международные автомобильные перевозки грузов попадают в правовое поле Конвенции КДПГ (о договоре международной дорожной перевозки грузов), подписанной в Женеве 19.05.1956 г. и вступившей в действие 02.07.1961 г [2].

Таким образом, с течением времени мы видим развитие и становление международного законодательства автомобильных перевозок грузов, которое на сегодняшний день регулируется рядом международных соглашений в рассматриваемой отрасли. Развитие транспортных систем происходит в социально-экономическом контексте. В то время как политика и стратегии развития, как правило, сосредоточены на физическом капитале, в последние годы наблюдается более сбалансированный подход, включающий вопросы человеческого капитала.

Независимо от относительной важности физического и человеческого капитала, развитие не может происходить без взаимодействия между ними, поскольку инфраструктура не может оставаться эффективной без надлежащего функционирования и обслуживания, а экономическая деятельность не может осуществляться без инфраструктурной базы. Высоко транзакционные и сервисно-ориентированные функции многих видов транспортной деятельности подчеркивают сложную взаимосвязь между ее потребностями в физическом и человеческом капитале. Эффективная логистика опирается на инфраструктуру и управленческий опыт.

Перевозки грузов в системе международных отношений

Перевозки существуют с тех пор, как появилось человечество. С развитием дипломатических отношений между ранними государствами возникли и первые международные перевозки. Революционным скачком в истории перевозов было изобретение колеса и использование прирученных животных – лошадей, волов, собак – в качестве живой тяговой силы. Следующим витком прогресса стало создание механических транспортных средств на двигателях внешнего и внутреннего сгорания и электрической тяге: паровозы и пароходы, тепловозы и теплоходы, автомобили и т. д.

Международные перевозки

Немного из истории международных перевозок

Какой бы обширной и богатой ни была территория государства, всегда найдется тот или иной товар, которого ему не хватает, но который в изобилии есть у соседей. Исторические торговые направления, такие как Путь «из варяг в греки», Великий Шелковый путь, на протяжении многих столетий закрепляли хозяйственно-экономические связи между далеко отстоящими регионами.

С развитием мореплавания и открытием новых земель международная торговля вышла на новый уровень. Увеличились скорости, направления и ассортимент перевозимых грузов. Главные морские торговые пути держали за собой колониальные державы Нового времени.

Путь из варяг в греки

Классификация перевозок

Сегодня международные перевозки на пике своего развития. Грузы и пассажиры доставляются из пункта «А» в пункт «Б» с такими скоростями, о которых торговцы прошлых времен и не мечтали. Научно-технический прогресс породил множество видов транспорта и соответствующие виды перевозок:

  • автомобильные,
  • железнодорожные,
  • воздушные,
  • морские и речные.

Отдельная разновидность перевозки – трубопроводный транспорт, в котором перемещается не само транспортное средство, а только объект перевозки: нефть, газ или вода, сыпучие материалы. По территориальному охвату автомобильные транспортные перевозки делятся на городские, пригородные, междугородные и собственно международные, когда место отправления и место назначения находятся на территории разных государств. Иными словами, при международных перевозках транспортное средство и груз пересекают сухопутные, морские или воздушные границы сопредельных государств.

Трансграничные автомобильные перевозки в силу транспортной специфики возможны только между странами, имеющими сухопутные границы и связанными сетью автомобильных дорог. На каком-то отрезке пути автотранспортное средство, содержащее груз, может перевозиться по морской или речной понтонной переправе либо по железной дороге. В зависимости от количества задействованных видов транспорта перевозки делятся на простые и смешанные.

По характеру маршрута перевозки бывают смежного сообщения между двумя сопредельными странами, имеющими общую границу, и транзитные, проходящие через территории нескольких государств.

Международные автоперевозки грузов, пассажиров и их багажа осуществляются на различных видах автотранспорта. Штучные, жидкие, сыпучие грузы, негабаритные и сверхтяжелые предметы перевозятся на грузовиках, седельных тягачах (полуприцепы) и автопоездах (один или несколько буксируемых грузовиком прицепов). В зависимости от характеристик перевозимого объекта используются специально разработанные под тот или иной вид груза типы кузовов: цистерны, контейнеровозы, изотермические фургоны (авторефрижераторы) и многие другие.

Транспортно-экспедиционные компании, выступающие посредниками на рынке транспортных услуг, предлагают перевозки двух видов:

  • прямого сообщения, когда доставка груза осуществляется на основании одного документа;
  • последовательного сообщения, когда заказчик услуги заключает с каждой транспортной компанией отдельный договор перевозки.

Как видим, международные грузоперевозки – это сложная организационная деятельность, требующая не только профессионализма и ответственного подхода непосредственного исполнителя, но и строгого регулирования на международном уровне.

Международные транспортные организации

Межнациональные транспортные организации – это неправительственные объединения, в центре внимания которых – международные транспортные перевозки. В числе основных задач таких организаций:

  • всестороннее упрощение и унификация перевозочных процедур;
  • представление интересов перевозчиков на различных переговорах, в том числе на правительственном уровне;
  • выработка единообразной нормативной базы в сфере автомобильных и иных видов трансграничных перемещений.
Читайте так же:
Точная синхронизация синхронной машины

Основными мировыми транспортными организациями в сфере автоперевозок являются:

  • Международная федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA) объединяет в себе 5 000 организаций-членов всех форм собственности. В экспедиторской отрасли, которую представляет ФИАТА, задействованы около 40 000 предприятий из более чем 150 стран мира. В них работают около 10 млн. человек. В рамках этой организации были выработаны стандартизированные правила ведения транспортно-экспедиционной деятельности.
  • Международный союз автомобильного транспорта (IRL) состоит из 180 национальных автотранспортных союзов и организаций, представляет интересы автотранспортных компаний, занимающихся грузовыми и автобусными перевозами, а также таксомоторных предприятий. Задачей этой организации является развитие автомобильного транспорта по всему миру, повышение качества автотранспортных услуг.

Эти и многие другие транспортные организации, хотя и стоят в неправительственном секторе, принимают активное участие в заседаниях межправительственных органов и разработке актов международного права, обязательных для всех государств.

Правила международных перевозок

Нормативная база

Государства, заинтересованные в развитии интернациональных отношений и трансграничной торговли, стремятся выработать единообразные, или унифицированные, правила международных перевозок. Такие правила должны регулировать все аспекты трансграничных сообщений. В частности, они:

  • устанавливают единые требования к габаритным размерам и массе транспортных средств;
  • регламентируют юридическое положение грузов и обслуживающего их персонала в момент их нахождения на территории юрисдикции иностранного государства;
  • предусматривают условия и меры ответственности организации-перевозчика в случае повреждения, утраты или задержки груза.

Результатом совместных усилий в этом направлении стала разработка и принятие большого числа многосторонних соглашений о транспорте – международных конвенций. На внутригосударственном уровне законодательные органы власти принимают транспортные уставы и кодексы, разрабатывают на их основе инструкции и правила.

Каждый вид перевозок регламентируется отдельным международным соглашением. Так, международные автомобильные перевозки грузов регулируются следующими документами:

  • Конвенцией о дорожном движении, принятой в 1949 г. в швейцарской Женеве – резиденции большинства международных организаций;
  • Женевской Конвенцией 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов, на которой был принят унифицированный таможенный документ – международная товарно-транспортная накладная;
  • Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов 1975 года, утвердившей единый документ таможенного контроля груза в государствах отправления, транзита и назначения – книжку МДП.

Правоотношения перевозки

Торговые компании, занимающиеся межнациональными сообщениями, нуждаются в услугах специализированных транспортных организаций. Для этих участников рынка качественная и своевременная доставка груза – важнейший фактор успеха в бизнесе. Международные грузоперевозки не обходятся без транспортно-экспедиционных компаний, которые часто выступают посредниками между заказчиком услуги (грузоотправителем) и исполнителем (перевозчиком) и освобождают клиента от необходимости самостоятельного поиска перевозчика, выбора оптимального маршрута, транспортных и погрузочных средств, отвечающих критериям груза.

Участники правоотношений по перевозке заключают между собой гражданско-правовые договоры. Порядок заключения этих соглашений, условия их исполнения и меры ответственности сторон регламентируются гражданским правом. В случае возникновения противоречий между национальным законодательством разных государств, подлежащий применению закон определяется нормами международного частного права.

Борясь за место на рынке, транспортные компании вынуждены совершенствовать качество и расширять спектр оказываемых услуг. Теперь международные перевозки грузов включают обязательное страхование товара, его упаковку, подготовку полного пакета документов на перевозимый груз, в том числе таможенное оформление.

Сопроводительные документы при международных перевозках

Международные конвенции определяют не только правила транспортировки различных грузов, но также реквизиты и форму транспортных документов, которые используются в системе международных перевозок. Чтобы пересечь государственную границу, автоперевозчик должен иметь на руках полный пакет документов, которые подтверждают соответствие транспортного средства общепринятым стандартам и содержат описание груза. В автомобильных грузоперевозках это – товарно-транспортная накладная, счет-фактура, сертификат соответствия и др.

Краеугольным камнем всей транзитной системы является книжка МДП, или Carnet TIR. Это документ таможенного транзита, дающий право перевозить через таможенные посты груз в опломбированных кузовах и контейнерах. Документ покрывает трансграничные автодорожные перевозки только между странами-участницами Таможенной конвенции 1975 г. Изготовление и распространение книжек МДП возложено на Международный союз автомобильного транспорта. Товар, перевозимый по процедуре МДП, следует через таможенные посты без лишних досмотров и связанных с ними задержек. Книжка МДП состоит из отрывных листов, которые отрываются на каждом пункте таможни.

Образец книжки МДП

Другим распространенным таможенным документом, опосредующим международные грузоперевозки, является международная товарно-транспортная накладная, или CMR. Эта бумага официально подтверждает факт трансграничной перевозки и содержит всю информацию по ней. Согласно ст.4 Конвенции «Договор перевозки устанавливается накладной». Это означает, что соответствующий договор фактически считается заключенным с момента подписания накладной отправителем и перевозчиком груза.

Международные требования для грузоперевозок и цены экспорта

Внешнеторговые грузы могут перевозиться разными видами транспорта. Определяющими факторами для выбора способа перевозки служат маршрут, характер транспортируемого груза, его стоимость, сроки доставки. Чтобы облегчить процесс международных перевозок, логистические компании разрабатывают различные схемы транспортировки грузов, причем некоторые подразумевают использование нескольких видов транспорта, иногда даже без проведения операций по перегрузке (например, если используется автомобильный и воздушный транспорт). Подобные сочетания транспортных средств позволяют существенно сэкономить время и затраты на доставку экспортных грузов.

Логистическим компаниям необходимо не только продумать схему доставки, но и решить задачу по перемещению грузов через государственную границу одного или нескольких государств. Чтобы оптимизировать процесс перевозки, транспортные предприятия предлагают комплексные услуги, которые включают не только доставку экспортных грузов, но и помощь в оформлении документов и прохождении таможни на всем пути следования, а так же стоимость таможенного оформления экспорта.

Компания «Мультимодал Лайн» перевозит различные виды грузов. Наши логисты помогут вам при сформировать наиболее удобный и недорогой маршрут, подскажут как оформить документы или возьмут эту обязанность на себя. Мы работаем в сфере мировых грузоперевозок с 2006 года, и перевозим из Москвы различные виды грузов при помощи авто- и авиатранспорта. Также предлагаем мультимодальную и сборную перевозку.

Благодаря тому, что таможенное оформление и очистка экспортных грузов проводится не только на границе, но и непосредственно на складском терминале, логистические компании существенно снижают сроки доставки и уменьшают стоимость международных грузоперевозок.

Довольно распространены сегодня и международные перевозки тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов. Многие транспортные предприятия ведут бизнес, который затрагивает интересы представителей нескольких стран. В определенный момент назрела необходимость создания единых правил международных перевозок грузов.

Свод правил, регулирующих интернациональные перевозки, был определен межгосударственными конвенциями и договорами. Принимались во внимание и национальные законодательства государств, участвовавших во внешнеэкономической деятельности. Россия, являясь участником мировой торговли, также приняла на себя обязательства по выполнению целого ряда международных правил, которые унифицировали и упростили доставку внешнеторговых грузов.

Сегодня каждого участника внешнеэкономической деятельности в нашей стране затрагивают следующие ключевые международные правила перевозки.

Правила грузоперевозок, которые касаются разных стран, регламентируются Конвенцией о договоре по перевозке грузов (международной), которая часто в различных документах определяется как КДПГ. Согласно данному документу, устанавливаются правила в отношении перевозок всеми видами транспорта. При этом для каждого вида перевозки существуют свои особые правила и нормы, на которых мы и остановимся более подробно.

Воздушные перевозки (международные)

Нормативным актом, регулирующим правила перевозки грузов воздушным транспортом, является Конвенция для унификации правил международных воздушных перевозок от 1929 года. Многим позднее — в 1955 году — этот документ был дополнен положениями Гаагского протокола, который подписали порядка ста стран, включая Россию, Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (от 44-го года) и некоторых других. Кроме того, Россия заключила несколько дополнительных соглашений (двусторонних) о воздушном сообщении с рядом стран.

Читайте так же:
Как отрегулировать клапана на рав 4

Правила, устанавливаемые Конвенцией от 1929 года, регламентируют интернациональную перевозку грузов, людей, а также багажа, причем они распространяются как на платные услуги, так и на бесплатные. Применительны нормы этой Конвенции к транспортировкам, организованным государством либо юрлицами. В соглашении прописаны условия выдачи документов (проездные билеты, документы на воздушные перевозки, квитанции на провоз багажа), а также требования к заключаемому договору, права, обязанности и пределы ответственности всех сторон. Некоторые положения Конвенции касаются не только обычных, но и смешанных перевозок.

Заключенные дополнительно двусторонние соглашения регулируют процедуру установления и эксплуатации интернациональных воздушных линий. Государства, подписывающие подобные документы, назначают национальных авиаперевозчиков, а также предприятия, которые будут эксплуатировать воздушные линии, упоминаемые в тексте соглашения согласно оговоренным заблаговременно маршрутам. Кроме того, двусторонние договоренности направлены на стандартизацию тарифов и таможенных пошлин, правил безопасности в процессе авиаперевозок.

Автомобильные перевозки грузов (международные)

Нормы интернациональных автомобильных грузоперевозок регламентируются Конвенцией о международной перевозке грузов по дорогам (в документах — КДПГ) от 1956-го года, которую наряду с некоторыми другими странами ратифицировала и Россия. Кроме того, существует несколько двусторонних соглашений с государствами, где дополняются либо упрощаются процедуры оформления автомобильных грузоперевозок.

Нормы Конвенции 56-го года применимы к соглашениям о дорожной транспортировке товаров за определенное вознаграждение в том случае, когда пункты отправки и назначения территориально расположены в разных странах, и как минимум одна из них ратифицировала данное соглашение. Нужно также обратить внимание на то, что требования Конвенции применимы к договорам вне зависимости от гражданства или места проживания лиц, заключающих подобные соглашения. Кроме того, согласно конвенции, определяются степень ответственности лиц, причастных к автомобильным грузоперевозкам, а также прописываются нормы составления и заключения договора.

На практике это означает, что перевозчик несет ответственность не только за какие-либо свои действия, но также за ошибки, допущенные его агентами, служащими либо иными лицами, которые были привлечены для осуществления транспортировки или оказания смежных услуг.

Правила составления накладной

При заключении договора перевозки его необходимо подтвердить, для чего составляется накладная (обозначается как CMR). В ней, согласно 6-й статье Конвенции, должны быть указаны следующие данные:

  • время и место составления договора;
  • название или ФИО и адрес отправителя, а также перевозчика и получателя;
  • место приема и доставки груза, а также дата его приема;
  • маркировка характера груза, вид упаковки, для опасных грузов — соответствующий опознавательный знак;
  • количество грузомест, а также их маркировка и нумерация (если их несколько);
  • точное количество груза (в большинстве случаев — вес брутто);
  • внесенные либо вносимые платежи (квитанции, пошлины, сборы и т.д.);
  • инструкции, необходимые для соблюдения определенных таможенных формальностей;
  • пометка о том, что транспортировка будет произведена вне зависимости от каких-либо оговорок, содержащихся в Конвенции.

В некоторых случаях в накладную также вносятся дополнительные сведения, как то:

  • пометка о том, что запрещена перегрузка;
  • обязательные для отправителя платежи;
  • платежи, обязательные к оплате в момент сдачи груза;
  • стоимость товаров, а также сумма, представляющая определенный интерес в доставке;
  • требования и инструкции в отношении страхования, которыми отправитель снабжает перевозчика;
  • срок, согласно которому должна быть произведена транспортировка;
  • список документов, которые были переданы перевозчику.

Также нужно отметить, что стороны договора, заключенного на перевозку, имеют право указать в накладной любые другие необходимые данные, которые были предварительно согласованы.

К накладной должны быть приложены инвойс, упаковочный лист, а также другие бумаги, определяемые условиями контракта и поставок (например, сертификат происхождения, полис страхования и т.д.).

Чтобы осуществить контроль за транспортировкой груза, который перевозится опломбированным автомобильным транспортом или в контейнерах от границы в стране продавца до границы в стране покупателя, может использоваться книжка МДП (англ. carnet TIR):

  • таможенный документ позволяет перевозчику не уплачивать таможенные пошлины и сборы, а также освободиться от предъявления груза к таможенному досмотру,
  • документ одноразовый, и использоваться он может только на одну грузоперевозку,
  • доставка товаров с применением ТИР регулируется Конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (принята 14.10.75 на Конвенции МДП и Конвенции TIR),
  • предел ответственности гарантийных ассоциаций равняется 60 тыс. евро. Фактически, это означает, что гарантийное объединение возместит стране ущерб, который причинил перевозчик, предоставивший МДП. Подобный ущерб может быть результатом нарушения перевозчиком государственных таможенных правил.

Доступ российских перевозчиков к процедуре выдачи книжек МДП регламентируется Приказом Министерства транспорта России и ГТК РФ от 1.09.99-го № 61/591 «О мерах, связанных с применением на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975-го года (Конвенция МДП), с учетом принятых поправок». Согласно этому документу, минимальный стаж международных перевозок у водителя должен составлять не меньше 6 месяцев. Также за ним не должно числится нарушений налогового законодательства нашей страны, его финансовое положение должно быть устойчивым и он должен обладать знаниями в области использования конвенции.

Чтобы получить допуск к процедуре выдачи книжек МДП, нужно сдать в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая выступает в роли гарантийного общества, набор документов. Перечень необходимых бумаг определен «Положением о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП» (приложение 1 к приказу № 61/591 от 1.09.99). Документы сначала рассматриваются Ассоциацией перевозчиков, затем − ФТС РФ. Если у этих организаций не возникло возражений, разрешается допуск к процедуре МДП.

Все упомянутые выше Конвенции имеют огромное значение для международных перевозок.

У нас все документы в порядке, «Мультимодал Лайн» — надежный перевозчик!

Основные интернациональные транспортные соглашения

Таблица №8. Основные интернациональные транспортные соглашения

Тип транспортаНазвание документа либо конвенцииДата принятия либо ратификацииОрганизация, занимающаяся подготовкойГеография действия
ВоздушныйКонвенция об унификации некоторых правил, касающихся воздушных перевозок (т.н. Варшавская конвенция)Был принят 12 октября 1929-го года, а вступил в силу 13 февраля 1933-го года.Международный технический комитет авиационных экспертов-юристов, который был включен в состав Международной организации гражданской авиацииВсемирный
ВоздушныйГаагский протоколПринят 28 сентября 1955-го года, был ратифицирован 1 августа 1963-го.ИКАОВсемирный
ВоздушныйМонреальский протокол (номер 4)25 сентября 1975-го, в силу не вступилИКАОВсемирный
АвтоКонвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)Дата принятия — 19 мая 1956, в силу вступил 2 июля 1961-го.Экономическая комиссия для ЕвропыЕвропейские государства
СмешанныйКонвенция ООН омеждународных смешанных грузоперевозкахВ силу не вступил, но был принят 24 мая 1980 г.Конференция ООН по вопросам торговли и развития (ЮНКТАД)Всемирный
Операторы конечных пунктовКонвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговлеВ силу не вступил, был принят 19 апреля 1991-го года.Международный институт по унификации частного праваВсемирный

Пределы ответственности при осуществлении интернациональных перевозок

Таблица №9. Пределы ответственности при осуществлении интернациональных перевозок, которые выражены в специальных правах заимствования (СДР, Special Drawing Rights (SDR)). Устанавливается: 1 СДР = 44,89 руб. = €1,13 = $1,53 (на момент 01.01.12).

Конвенция или протоколПредел ответственности за повреждение или гибель грузаПредел ответственности за задержку доставки груза
За одно грузоместо либо единицу отгрузкиЗа один килограмм
Воздушная перевозка
Монреальские протоколы (от 1975-го года)
Не применяются17Норма отсутствует
Дорожная перевозка
Протокол с поправками к Конвенции КДПГ (от 1978-го года)
Не применяются8.33Не более суммы фрахта
Смешанная перевозка
Конвенция о смешанных перевозках (от 1980-го года):
— при перевозке морским транспортом либо внутренними водными путями
— при перевозке, не включающей транспортировку морским транспортом либо внутренними водными путями
920

Получите индивидуальный расчет в «Мультимодал Лайн»! Оставьте заявку на сайте или закажите обратный звонок — наши логисты свяжутся с вами для уточнения информации, сориентируют по срокам и ценам.

Лекция 9. Международные перевозки грузов и пассажиров

Правовой статус наземной транспортной среды связан с правовым статусом государственной территории, по которой осуществляется перевозка, основанным, в свою очередь, на суверенитете государства на принадлежащие ему территориальные образования. Вместе с тем на правовой режим наземной перевозки распространяются нормы международного с права в части организации дорожного движения (Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 года); порядка оформления таможенных формальностей (Женевская таможенная конвенция 1975 года о международной перевозке грузов с применением книжки МДП); организации использования автомагистралей (Европейское соглашение, 1975 года о международных автомагистралях). Международные автомобильные перевозки грузов регулируются Женевской конвенцией 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), которая вступила в силу 2 июля 1961 года.

Сфера применения Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов.

Конвенция регулирует взаимоотношения перевозчика и грузовладельца, заключивших договор перевозки груза, порядок приема груза к перевозке и его выдачи в пункте назначения.

Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции, а также в том случае, если перевозки производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями.

Конвенция не применяется:

— к перевозкам, производимым согласно международным почтовым конвенциям;

— к перевозкам покойников;

— к перевозкам обстановки и мебели при переездах;

— к перевозкам между Соединенными Королевствами Великобритании и Северной Ирландии и Ирландской Республикой;

— к той части смешанной перевозки, которая относится к перевозке по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или воздушным транспортом без перегрузки.

Договор перевозки устанавливается накладной. Накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй — сопровождает груз, а третий — остается у перевозчика.

Накладная должна содержать следующие сведения:

— место и дату ее составления;

— имя и адрес отправителя;

— имя и адрес транспортного агента;

— место и дату принятия груза к перевозке и место его доставки, а также, если необходимо, запрещение перегрузки груза;

— имя и адрес получателя;

— обозначение характера груза и тип его упаковки;

— число грузовых мест, их особую разметку и номера;

— вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

— связанные с перевозкой расходы: стоимость перевозки, дополнительные расходы, если необходимо, расходы, которые отправитель принимает на свой счет, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки, с момента заключения договора до сдачи груза;

— инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей;

— указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки согласно требованиям, установленным Конвенцией;

— инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;

— дополнительный срок выполнения перевозки;

— перечень документов, переданных перевозчику.

Накладная, если не доказано противное, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятием груза перевозчиком. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправной состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера, соответствовали указаниям накладной.

Отправитель несет ответственность за все издержки перевозки и убытки, причиненные ему вследствие неточности или недостаточности указаний, которые он должен привести в накладной, а также всех иных указаний или инструкций, которые даются отправителем для составления накладной или для включения в нее.

Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или его количества, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест.

Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб и повреждения, причиненные лицам, оборудованию и другим грузам, а также за любые расходы, которые могут быть вызваны поврежденной упаковкой груза, если только при видимом или известном перевозчику в момент принятия груза повреждении перевозчиком не было сделано относительно этого надлежащих оговорок.

Отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей. Отправитель ответствен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений.

Перевозчик несет ответственность:

— за полную или частичную потерю груза;

— за повреждение груза, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей;

— за опоздание доставки.

При принятии груза перевозчик обязан проверить:

— точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;

— внешнее состояние груза и его упаковки, вписать в накладную обоснованные оговорки, если не получил достаточной возможности проверить правильность записей в накладной.

По прибытии груза на место, предусмотренное для его доставки, получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной и сдачи ему груза на основании соответствующей расписки в принятии.

Право распоряжения грузом осуществляется при следующих условиях:

— отправитель или получатель, желающий осуществить это право, должен представить первый экземпляр накладной, в которой должны быть внесены новые инструкции, данные перевозчику, а также возместить расходы и ущерб, вызванные выполнением этих инструкций;

— выполнение этих инструкций должно быть возможным в тот момент, когда их получает лицо, которое должно их выполнить; оно не должно нарушать хода нормальной работы предприятия перевозчика и не должно наносить ущерба отправителям или получателям других грузов;

— упомянутые инструкции не должны ни в коем случае приводить к разбивке грузов.

По любым спорам, возникающим по поводу перевозок, производимых в соответствии с Конвенцией, истец может обращаться помимо компетентных судов участвующих в Конвенции стран, указанных с общего согласия сторонами, к суду страны, на территории которой находятся:

— обычное место жительства ответчика, его главная контора или отделение или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки;

— место принятия груза к перевозке или место доставки.

Подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, может происходить в течение одного года. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку, срок устанавливается в три года. Срок исчисляется:

— в случае частичной потери груза, повреждения его или просрочки в доставке — со дня сдачи груза;

— в случае потери всего груза — с 30-го дня по истечении установленного для перевозки срока или, если таковой не был установлен, с 60-го дня по принятии груза перевозчиком к перевозке;

— во всех прочих случаях — по истечении 3-месячного срока со дня заключения договора перевозки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector