4h4-auto.ru

4х4 Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отрегулировать клапана на ямз 236

Как отрегулировать клапана на ямз 236

как отрегулировать клапана на ямз 236

Работающий двигатель подвергается механическим воздействиям. В конструкции используются движущиеся части, которые силой трения вырабатывают дополнительную теплоту.

Найдено инженерное решение — создание небольшого расстояния между отдельными рабочими поверхностями. Также не допускается герметичности. Известно, что любое тело при нагревании расширяется, что могло бы вызвать нежелательные механические воздействия рабочих элементов друг на друга.

цель состоит в сохранении рабочего ритма даже в условиях сильного нагрева отдельных деталей.

Постоянное использование ЯМЗ 236 требует регулировки клапанов чтобы сохранить высокие эксплуатационные характеристики двигателя.

Польза регулярной регулировки

Расстояние между компонентами — обязательное требование. Данный параметр устанавливается руками. При этом, необходимо соблюсти все правила.

  • Превышение зазора чревато нарушением распределения газов. Если реализуется эта опасность, клапаны и вовсе могут перестать открываться. К тому же, сальники начинают испытывать дополнительную нагрузку, эксплуатационный срок механизма снижается.
  • Уменьшение зазора чревато неплотным закрытием клапана, а следовательно — перегреву двигателя. Но самое главное — камера сгорания подвергается дополнительной опасности. Она может закрываться неплотно, а фаски испытывать дополнительное напряжение.

Даже небольшой дефект многократно усиливает нагрузку на весь механизм и приводит к более быстрому износу оборудования. Герметичное закрытие впускного клапана — обязательное требование для продления срока службы двигателя. В противном случае, эксплуатационный срок двигателя многократно снижается.

Особенности регулировки на ЯМЗ 236

Главное правила регулировки клапанов на ЯМЗ 236 — обязательное соблюдение зазоров в установленных пределах, которые составляют 0,25-0,30 мм. Нарушение этого правила недопустимо. При этом, размеры зазоров не должны отличаться друг от друга.

В ряде случаев после начала работы коленчатого вала установленные настройки могут измениться. Но и в этом случае сохраняется требование сохранения установленных диапазонов.

Теоретически допускается ситуация, когда в результате долгой и частой нагрузки на двигатель размер зазора увеличивается до показателя 0.4 мм. Не рекомендуется доводить до такого состояния, но при таком показателе теоретически возможна работа устройства. Однако, как только размер зазора превысил указанное число необходимо внести корректировку руками.

Всегда настройки делаются на холодном двигатели. Если менять показатели на теплом оборудовании, расширение, связанное с теплотой деформирует стенки рабочего механизма. Поэтому нужные показатели становится практически невозможно выставить.

Даже при максимально быстрой работе, можно вносить изменения только спустя пятнадцать минут после того, как двигатель будет выключен.

Этапы регулировки

Главное удобство регулировки в том, что не требуется никаких дополнительных устройств. Все делается руками.

Для подготовки к регулировке выполните ряд шагов:

  • Отключите подачу топлива. Для выполнения действия используйте скобу регулятора. Помните: система подачи топлива относится к пожароопасным компонентам. Поэтому соблюдайте требования безопасности.
  • Откройте механизм для регулировки. Для этого придется снять защитные крышки с привода. Просто освободите крепежные элементы, открутив соответствующие гайки.
  • Проверьте затяжку. Для максимально точного получения информации примените диномометрический ключ. Хорошо, если показатели остаются в допустимых значениях 12-15 кГм.
  • Проверните вал почасовой стрелке. Для этой цели можно использовать ключ на 32 мм. Но если такового нет, то в большинстве случаев можно обойтись простым ломом. Наблюдайте за крышкой, которая прикрывает коленчатый вал. Она должна захлопнуться. Когда это произойдет, приступайте к регулировке.
  • Проверьте зазоры. Для этого подойдет щуп. Сравните параметры, которые вам удалось установить с теми показателями, которые требуются. Если разница слишком сильная, требуется регулировка.

Таким образом, клапан в ЯМЗ 236 регулируется в три шага. Сначала происходит подготовительный этап, который заключается в ослаблении контрольной гайки. Затем происходит замер щупом до того момента, пока показатель не будет равен 0.25 мм. Только после этого можно крутить винт.

Завершающий этап заключается в установке требуемых значений и закрытии контрольной гайки.

Впрочем, на этом этапе осуществляется контрольная деятельность. Необходимо убедиться в том, что зазоры установлены совершенно правильно и, что размер не превышает установленных пределов. Делается это с помощью щупа на 0.25 мм. Просто вставьте его в зазор. Если он свободно погружается и при этом не ходит от одной стенки к другой, то все нормально.

Некоторые предпочитают двойную проверку. Можно дополнительно взять щуп на 0,30 мм и погрузить в зазор. Щуп должен свободно входить в отверстие, но при этом плотно прижиматься к стенкам.

На ЯМЗ 236 можно увидеть сложный клапанный механизм. Здесь перед глазами механика предстанет ряд цилиндров. Нужно отрегулировать каждый и все это сделать в ручном режиме. Допускается одновременная работа не более чем с двумя клапанами одновременно. При этом важен порядок. Начинать работу следует с края, а затем двигаться в сторону центра.

Не знаете, как отрегулировать клапаны на двигателе ЯМЗ 236? Расскажем!

как отрегулировать клапана на ямз 236

Важность своевременной регулировкиРегулировка клапана на ЯМЗ 236: принципы и особенностиЭтапы проведения регулировки

Во время работы двигатель автомобиля подвергается интенсивным механическим нагрузкам, а трение отдельных компонентов друг об друга способствует выработке тепловой энергии. Эта физическая особенность стала главной причиной того, что между рабочими поверхностями в приводе должно быть небольшое расстояние.

Компоненты такого механизма не должны быть герметичными, так как во время трения металл начинает расширяться, и стенки разных деталей не должны оказывать друг на друга ударное воздействие. Важно, чтобы при сильном нагреве все детали продолжали движение и сохраняли нормальный рабочий ритм.

Клапаны ЯМЗ 236 необходимо регулировать при интенсивной эксплуатации оборудования, это один из обязательных пунктов при профилактическом ремонте.

После периода эксплуатации возникает необходимость в регулировке клапанов, которую можно произвести самостоятельно. Данные манипуляции помогут сохранить рабочие параметры двигателя на длительный срок, поэтому во время диагностики обязательно проверяется работа клапанов и общее состояние цилиндров.

Важность своевременной регулировки

Небольшое расстояние между компонентами – это обязательное требование для нормальной работы привода, но данный параметр предстоит выставить вручную и соблюсти все требования. Если зазор превышает установленные нормы, нарушается распределение газов внутри механизма, которое затрудняет открытие клапанов.

Читайте так же:
Как отрегулировать обороты в биосе кулера

Одновременно с этим возрастает нагрузка на сальники клапанов ЯМЗ 236, а износ деталей ускоряется. В том случае, когда зазор слишком маленький, клапан закрывается неплотно, что приводит к быстрому перегреву двигателя.

Помимо этого, неплотное закрытие снижает герметичность камеры сгорания, а рабочие фаски подвергаются усиленному износу.

Впускной клапан ЯМЗ 236 при закрытии должен быть герметичным, чтобы контролировать поток вырабатываемых газов, поэтому даже небольшой дефект увеличивает нагрузку на весь двигатель. Повышение температуры внутри механизма привода влияет на все детали, а степень ударной нагрузки на все рабочие поверхности возрастает в несколько раз.

Регулировка клапана на ЯМЗ 236: принципы и особенности

Размеры зазоров не должны отличаться друг от друга, разрешенный диапазон составляет 0,25-0,30 мм. Регулировка производится в установленном диапазоне и не должна превышать допустимых значений.

В некоторых случаях после настройки данные параметры могут поменяться после движения коленчатого вала, но зазоры должны быть не меньше 0,2 мм и не больше 0,35 мм.

Максимально допустимое значение – 0,4 мм – может появиться вследствие интенсивной эксплуатации, но как только размер зазора превысил эту планку, необходимо произвести регулировку.

Обязательным требованием является проведение настройки клапанного привода на холодном двигателе. Тепловое расширение способно деформировать стенки рабочих механизмов, и выставить зазор нужной величины практически невозможно.

Если регулировку нужно произвести быстро, приступать к работам можно только через 15 минут после того, как двигатель был выключен.

К этому моменту механизм успеет остыть, и появится возможность получить точные измерительные данные зазоров, которыми обладает обратный клапан ЯМЗ 236.

Этапы проведения регулировки

Регулировка клапанов ЯМЗ 236 проводится ручным способом и не требует специальных инструментов, а для подготовки механизма к последующему ремонту потребуется сделать следующее:

  • Отключите подачу топлива. Для полного перекрытия подачи используется скоба регулятора, данное действие необходимо для соблюдения требований пожарной безопасности.
  • Откройте механизм для ручной настройки. Привод с цилиндрами закрыт специальными крышками, которые предстоит полностью снять. Для этого раскрутите гайки, которые удерживают крышку, и полностью снимите все крепежные элементы. Прокладка клапанной крышки ЯМЗ 236, которые перекрывает доступ к зазорам и может помешать нормальной работе, должна быть устранена.
  • Проверьте состояние затяжки. Теперь необходимо провести диагностику момента затяжки на креплениях, которые удерживают ось коромысла. Чтобы получить точные данные, нужно использовать специальный диномометрический ключ, а снятые показания не должны превышать границы разрешенного диапазона 12-15 кГм.
  • Механическая прокрутка. Вал предстоит поворачивать по часовой стрелке относительно вентилятора. Чтобы запустить движение, можно использовать лом или ключ на 32 мм, которым проворачивают болт на шкиве вала. Когда движение запущено, обратите внимание на крышку клапана, которая начнет медленно закрываться. В момент, когда крышка полностью закрылась, можно приступать к последующей настройке. В таком положении вал проворачивается еще на четверть оборота в направлении своего движения.
  • Проверка зазоров. После того, как крышки полностью закрылись, используйте щуп для проверки зазоров. Проверьте расстояние между стенками деталей у цилиндра, который вы регулировали по движению вала. Полученные показания нужно сравнить с установленными допущениями, если они реальные цифры значительно отличаются, то следует произвести регулировку.

Редукционный клапан ЯМЗ 236 регулируется по следующей схеме:

  • Подготовка. Сначала ослабьте контрольную гайку на винте, но не следует снимать ее полностью, поэтому во время работы двигается только гайка, а винт остается в неподвижном состоянии.
  • Замер. Полученный зазор измеряем щупом с толщиной не более 0,25 мм, теперь вращайте винт до соприкосновения стенок с щупом.
  • Закрытие. После того, как полученный зазор получил требуемый размер, затяните контрольную гайку, придерживая винт.

На последнем этапе нужно проверить результаты регулировки клапанов ЯМЗ 236. Чтобы убедиться в правильности настроек, снова возьмите щуп на 0,25 мм и вставьте его в зазор. Он должен входить свободно, но не болтаться из стороны в сторону. В качестве последней проверки можно использовать щуп с толщиной 0,30 мм и снова вставить его в зазор. Если вы правильно выставили размер, такой щуп тоже войдет в отверстие, но будет плотно прижиматься к стенкам.

Клапанной механизм на ЯМЗ 236 состоит из ряда цилиндров, а регулировке подвергается каждый цилиндр в отдельности. Одновременно можно работать с двумя клапанами, но двигаться нужно с краев к центру. Процесс регулировки клапанов ЯМЗ 236 не так сложен, как может показаться поначалу, а после нескольких пробных процедур вы сможете произвести такие работы самостоятельно.

Наладка клапанного механизма ЯМЗ 238

начало начало

Немного об устройстве ГРМ ЯМЗ 238

Перед осуществлением регулировки клапанов на турбодизеле ЯМЗ 238 стоит ознакомиться с верхнеклапанной компоновкой ГРМ. Схема предполагает:

  • нижнее размещение распредвала в развале блока;
  • косвенную связь между клапаном и распредвалом через систему роликовый толкатель-штанга-коромысло;
  • наличие подналадочного устройства передающего рычага.

Необходимость в проведении регулировки клапанного механизма и суть подготовки

Детали мотора ЯМЗ 238, как и узлы любых других двигателей, подвергаются нагреву и, как следствие, упругому расширению. Операция производится с целью обеспечить в разогретом рабочем состоянии плотное прилегание клапана к седлу.

В процессе эксплуатации стоит принимать внимание, что:

  • увеличенный тепловой зазор приводит к ухудшению работы камеры сгорания, сокращая ресурс исполнительных органов ГРМ;
  • малый зазор не обеспечивает герметичного соединения между клапаном и седлом ГБЦ, что ведет не только к ухудшению показателей мотора, но и приводит к прогару.

Первоначальная задача подготовительного процесса – выключение подачи топлива. Обесточить ТНВД можно поворотом скобы кулисы, расположенной в корпусе регулятора частоты вращения, вниз.

В ранг мероприятий подготовительного плана также включены:

  • охлаждение двигателя до температуры 20-30 градусов;
  • демонтаж клапанной крышки;
  • проверка усилия затяжки осей коромысел ГРМ (заводом-изготовителем предписан диапазон 120-150 Нм).

Проверка действительных величин «тепловых компенсаторов»

Производитель турбодизеля оговаривает, для ЯМЗ 238 регулировка клапанов необходима лишь в случае вылета измеренного значения за установленные пределы: 0,25-0,30 мм. Точный замер зазоров обоих клапанов одного цилиндра можно осуществить только лишь в такте сжатия:

  • сфокусировать внимание на первом цилиндре;
  • провернуть коленвал по часовой стрелке (взгляд на вентилятор, со стороны передка автомобиля) до момента закрытия впускного клапана (завершение такта всасывания) – его торец, контактирующий с носком коромысла, должен подняться в верхнюю максимальную точку;
  • вращать коленвал еще на 1/3 оборота (120 градусов), соблюдая прежнее направление поворота.
Читайте так же:
Регулировка карбюратора дааз 21083 1107010

Идентифицирование номера цилиндра производится так:

  • ориентировать взгляд на вентилятор мотора (на передок автомобиля);
  • левый ближний цилиндр – первый;
  • правый ближний цилиндр – пятый;
  • дальнейшая нумерация ведется последовательно (крайний левый – четвертый, крайний правый – восьмой).

Проворачивать коленвал можно двумя способами:

  • спереди: за крепление шкива подходящим накидным ключом;
  • сзади: специальным воротком – за маховик.

Определение величины зазора производится по толщине щупа, помещаемого между торцом клапана и приливом коромысла. Не подлежат коррекции клапана в случае, если щуп 0,25 проходит свободно, а 0,30 – с ощутимым натягом.

При осмотре и регулировке клапанов на двигателе ЯМЗ 238 передающие рычаги (коромысла) рекомендуется прижать:

  • на правой ГБЦ (1-4 цилиндры) рычаги выпускных элементов – к торцу оси; впускных деталей – к упорной шайбе;
  • на левой ГБЦ (5-8 цилиндры) – наоборот.

Как производится регулировка клапанов на моторе ЯМЗ 238: основные приемы

При получении некорректного значения исследуемой величины следует выполнить следующие действия:

  • ослабить гайку регулировочного винта, расположенную на противоположном конце коромысла;
  • вставить щуп подходящей толщины между торцом «запорного элемента» камеры сгорания и рычагом;
  • вращать винт отверткой до момента установления приемлемого значения «теплового компенсатора»;
  • предотвращая поворот винта, зажать гайку;
  • удостоверится в номинальном значении зазора, при необходимости повторить спектр мероприятий.

регулировка регулировка

К сведению. При проверке расстояний после вращения коленвала уже отрегулированного двигателя допускается колебание в границах 0,20-0,35 мм, вызванное неточностями деталей ГРМ.

На окончательном этапе необходимо:

  • пустить мотор и диагностировать характер его работы на предмет отсутствия стуков;
  • проверить состояние прокладок;
  • поставить крышки ГБЦ.

Звонкие стуки в процессе работы мотора – повод еще раз проверить и настроить ГРМ.

Резюме

Перекрыв подачу топлива, демонтировав клапанную крышку и проверив затяжку осей коромысел ГРМ, приступают к регулировке выпускного и впускного клапанов ЯМЗ 238 согласно установленного диапазона (0,25-0,3 мм):

  • вращая коленвал за шкив или маховик, выставить клапаны исследуемого цилиндра в такт сжатия;
  • проверить зазор, вставив щуп между качающимся рычагом и торцом клапана;
  • ослабить гайку подналадочного винта;
  • снова смонтировать щуп;
  • вращением винта добиться рекомендуемой величины тепловой компенсации;
  • зажать гайку;
  • вновь проверить регулируемую величину щупом, при необходимости – повторить;
  • произвести дальнейшую наладку в порядке 5-4-2-6-3-7-8;
  • провернуть коленвал и вновь идентифицировать расстояние (допускается 0,20…0,35 мм);
  • пустить двигатель и удостоверится в отсутствии стуков;
  • установить крышки ГБЦ.

Проверка и наладка зазоров в клапанном механизме Лада Самара Настройка зазоров клапанов на автомобиле ВАЗ 2108: подготовительный этап, диагностика, наладка.
Как выполнить корректировку клапанного механизма на двигателе автомобиля ГАЗ 3110 «Волга»? Для чего выполняется регулировка клапанов на двигателе ЗМЗ 402 и когда следует этим заниматься.
Важные регулировки двигателя автомобиля Лада Калина Многие автовладельцы предпочитают самостоятельно осуществлять ремонт собственного автомобиля. Специально для них, в этой статье приведена инструкция для проведения работ по установке зазоров своими руками. Регулировка тепловых зазоров клапанов является важной составляющей настроек двигателя. При
Как отрегулировать тепловой зазор клапанов на автомобилях Газель Клапана важная часть газораспределительного механизма двигателя. Правильная их регулировка является одной из самых необходимых настроек силового агрегата автомобиля. В случае неправильной регулировки, происходит быстрый износ узлов и механизмов газораспределения. Двигатель работает шумно и
Проверка и корректировка тепловых зазоров в приводе клапанов Renault Logan Бюджетный седан Renault Logan комплектуется четырехцилиндровыми двигателями с 16-ти и 8-ми клапанной системой ГРМ.
ВАЗ 2101 – хороший конструктор для начинающего автолюбителя Знаменитая «копейка», известная каждому советскому гражданину, снята с конвейера около сорока лет назад. Несмотря на возраст, первый шедевр автопрома СССР до сих пор передвигается по дорогам общего пользования. В основном водителями первой модели являются вчерашние ученики автошкол, жаждущие

Механизм газораспределения

Особенностью конструкции газораспределительного механизма двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 является применение качающихся толкателей, снабженных роликами 20 (см. 18).

Каждый цилиндр имеет два клапана — один впускной 18, другой выпускной 22. Клапаны перемещаются в металлокерамических направляющих втулках 17 при помощи кулачков распределительного вала через роликовые толкатели.

Распределительный вал размещен в средней части блока и приводится во вращение от коленчатого вала двигателя парой цилиндрических шестерен 3 я 4 ( 20) со спиральным зубом. Боковой зазор в зацеплении находится в пределах от 0,09 до 0,22 мм. Положение шестерен между собой определено метками, выбитыми на их торцах. Распределительный вал изготовлен из стали 45. Он имеет опорные шейки диаметром 54 z°o% мм(ЯМЗ-326-четыре шейки, ЯМЗ-238 — пять).

Профиль впускных и выпускных кулачков неодинаковый. Поверхности опорных шеек и кулачков вала подвергнуты закалке токами высокой частоты на глубину от 2 до 5 мм до твердости HRC 52—56.

На переднем конце вала имеется ступица со шпоночной канавкой для установки распределительной шестерни. На резьбовом конце вала сделаны две лыски для фиксации стопорной гайки шестерни.

Ограничение осевых перемещений вала в пределах от 0,121 до 0,265 мм обеспечивается упорным фланцем, изготовленным из листовой стали 65Г и закаленным до твердости HRC 40—45. Упорный фланец устанавливают между шестерней и передней опорной шейкой вала и крепят к переднему торцу блока цилиндров двумя болтами. Болты законтрены от самоотворачивания стопорными шайбами. Упорный фланец одновременно предохраняет от выпадания оси толкателей.

Для обеспечения пульсирующего потока масла к механизмам привода клапанов в передней опорной шейке просверлено сквозное отверстие диаметром 4 мм.

Читайте так же:
Как отрегулировать насос на паяльной лампе

Шестерня распределительного вала 4 (см. 20) изготовлена из стали 40Х с закалкой и отпуском до твердости НВ 241—286. Она напрессована на вал, застопорена сегментной шпонкой и закреплена гайкой с замковой шайбой.

К шестерне распределительного вала с ее тыльной стороны шестью болтами крепится ведущая шестерня привода топливного насоса, которая центрируется на бурте шестерни распределительного вала.

Впускной клапан 18 (см. 18) изготовлен из жаропрочной стали 4Х10С2М (ЭИ-107), подвергнут закалке с последующим отпуском до твердости HRC 36 — 40. Торец стержня клапана в месте контакта с коромыслом закален на глубину 2—4 мм до твердости HRC 50-55.

Диаметр тарелки 61 мм, угол рабочей фаски 121°’+30′, диаметр стержня 12io,o95 MM-

Выпускной клапан 22 (см. 18) — сварной, изготовлен из стали 4Х14Н14В2М (ЭИ-69) с последующей закалкой до твердости HRC 25 — 30. К стержню клапана приварен наконечник, который изготовлен из стали 40ХН и закален на глубину от 2 до 3 мм до твердости HRC 50 — 57. Диаметр тарелки 48 мм, угол рабочей фаски 91 ° + 30 ‘, диаметр стержня 121о’,95°мм-Поверх-ность рабочей фаски наплавлена стелитом ВЗК, а твердость наплавленного слоя HRC 40—45.

Стержни обоих клапанов графи-тированы и перемещаются в направляющих втулках 17, изготовленных из металлокерамики. Окончательную обработку втулок до внутреннего диаметра 12+Q’01? мм выполняют после запрессовки их в головку цилиндров. Втулку перед запрессовкой пропитывают веретенным маслом в течение 2 ч при температуре 85 — 95 °С. В процессе работы двигателя стержни клапанов смазывают маслом, вытекающим из сопряжений коромысел. Каждый клапан прижимается к седлу двумя пружинами, что обеспечивает приводу высокую резонансную характеристику.

Наружная пружина 14 имеет правую навивку, внутренняя — левую. Обе пружины изготовлены из проволоки диаметром соответственно 4,8 и 3,5 мм, материал проволоки сталь 50ХФА.

При нагрузке 25 кгс длина наружной пружины уменьшается до 56 мм, внутренней — до 37 мм. В рабочем положении пружины с одной стороны опираются через шайбу 16 на головку цилиндров, с другой — на тарелку 11. Через втулку 12 и сухари 13, входящие в кольцевую канавку на стержне клапана, пружинь! воздействуют на клапан. Шайбы, тарелки и втулки пружин клапанов изготовлены из стали 20 и подвергнуты цианированию на глубину от 0,1 до 0,2 мм. После термообработки их твердость равна HRC 56, не менее. Сухарь 13 клапана изготовлен из стальной ленты 08 кп.

Конструкция соединения клапана с тарелкой пружин, когда сухари 13 зажимаются не непосредственно верхней тарелкой пружин, а через дополнительную коническую втулку 12, обеспечивает клапану возможность проворачиваться относительно седла, что существенно повышает долговечность рабочих фасок клапанов, седел и торцов стержней клапанов. Достигается это тем^ что втулка 12 своим нижним концом опирается на плоскую поверхность донышка тарелки 11, и так как момент трения на этой поверхности очень мал, то создается возможность клапану проворачиваться при работе.

Толкатель 8 (см. 18) — качающегося типа, представляет собой жесткий рычаг, изготовленный из стали 45. Одним концом, в отверстие которого запрессованы бронзовые втулки с внутренним диаметром 22*Д%°8 мм, толкатель подвешен на разрезной оси. Ось 7 состоит из четырех частей (двух крайних и двух средних) и установлена на пяти опорах, сделанных в приливах блока цилиндров.

В отверстия этих опор запрессованы чугунные втулки, в которых стыкуются оси. Чтобы толкатели не перемещались по оси, между ними установлены распорные втулки.

На противоположном конце толкателя установлена опорная пята 6 штанги и ролик 20. Ролик расположен в прорези толкателя и вращения в игольчатом подшипнике на неподвижной оси, запрессованной в отверстие щек прорези толкателя. Над роликом в теле толкателя выполнено отверстие, ось которого перпендикулярна к оси ролика. В отверстие запрессована пята из стали ШХ15, термообработанная до твердости HRC 58—63. Пята имеет сферическое углубление радиусом 6 мм, которое служит опорой сферического наконечника штанги 5 толкателя.

Для подачи масла от трущихся поверхностей осей толкателя к рабочей поверхности пяты и через штанги к подшипникам коромысла клапана в теле толкателя и пяты просверлены масляные каналы. Масло для смазки трущихся поверхностей оси толкателя поступает по каналам оси через сверления в передней стенке блока двигателя. Чтобы предотвратить утечку масла, задний конец масляного канала задней оси и передний конец канала передней оси заглушены пробками.

Ш т а н г а 5 (см. 18) толкателя представляет собой пустотелый стержень, изготовленный из бесшовной стальной трубы диаметром 12 + 0,1 мм. Концы штанги выполнены в виде сферы радиусом 6 мм, подвергнуты закалке токами высокой частоты до твердости не менее HRC 52 и прошлифованы. В центре сфер просверлены отверстия для прохода масла через полость штанги к подшипнику коромысла клапана.

Верхний сферический конец штанги упирается в сферическое углубление регулировочного винта 4, нижний — в пяту толкателя 6.

Коромысло устанавливается на индивидуальной оси 2 и фиксируется на ней упорной шайбой и стопорным кольцом. Ось зафиксирована на головке цилиндров в строго определенном положении и закреплена двумя болтами Ml6. Точное положение оси коромысла фиксируется двумя установочными штифтами 9, запрессованными в тело стойки оси. Стойка выполнена как одно целое с осью коромысла. Момент затяжки болтов должен быть от 12 до 15 кгс.м.

В кольцевом пространстве между втулками просверлен канал, соединяющий его с резьбовым отверстием под регулировочный винт. Это необходимо для подачи масла к подшипникам коромысла.

Регулировочный винт 4 коромысла изготовлен из стали 40Х, подвергнут закалке и отпуску до твердости НВ 207 — 241. Его нижний конец имеет сферическое углубление радиусом 6 мм. Внутренняя поверхность углубления закалена токами высокой частоты на глубину от 1,5 до 2,0 мм (твердость не менее HRC 48). Противоположный конец имеет прорезь под отвертку. В теле регулировочного винта выполнены сверления для подачи масла к подшипникам коромысла.

Читайте так же:
Как регулировать тяги карбюратора

Регулировка клапанного механизма

Механизм привода клапанов должен иметь зазоры для обеспечения герметичности посадки клапанов на их седле и компенсации теплового расширения деталей механизма привода клапанов при работе двигателя.

Величина зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25 — 0,30 мм. Если после регулировки несколько раз провернуть коленчатый вал двигателя, то из-за возможного биения сопрягаемых деталей механизма привода клапанов величина зазоров может несколько измениться, но и в этом случае она должна укладываться в пределах 0,20 — 0,35 мм.

В процессе эксплуатации двигателя допускается увеличение зазоров в клапанном механизме до 0,4 мм.

Зазоры необходимо регулировать на холодном двигателе или не ранее чем через 15 мин после его остановки.

Регулировку зазоров в клапанном механизме необходимо производить в следующей последовательности.

1. Выключить подачу топлива

2. Отвернуть гайки-барашки кре

пления крышек головок цилиндров

и снять обе крышки.

3. Проверить диаметрическим

ключом момент затяжки болтов

крепления осей коромысел. Момент

затяжки должен быть в пределах

4. Проворачивая коленчатый вал

по часовой стрелке (если смотреть

со стороны вентилятора) ломиком, вставленным в отверстие в маховике, и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью закроется, после чего провернуть коленчатый вал по ходу вращения еще на у4— Уз оборота (дополнительно провернуть вал очень важно, так как после этого толкатель полностью переместится на цилиндрическую часть профиля кулачка и в регулировке не будет искажений за счет сбега профиля кулачка. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия и оба клапана этого цилиндра закрыты).

5. С помощью щупа проверить

зазоры между коромыслами и тор

цами стержней впускного и выпуск

ного клапанов первого цилиндра и,

если необходимо, отрегулировать их

в пределах 0,25—0,30 мм, для чего:

а) ослабить контргайку регули

ровочного винта на коромысле кла

пана, придерживая регулировочный

б) вставить в зазор щуп толщи

ной 0,25 мм и, вращая регулиро

вочный винт отверткой, установить

в) придерживая винт отверткой,

затянуть контргайку и проверить ве

При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, а толщиной 0,30 мм — с усилием.

6. Для регулировки зазоров кла

панного механизма следующего ци

линдра проворачивают коленчатый

вал в направлении вращения до момента полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра, после чего дополнительно провертывают вал еще на ^—-/з оборота.

Регулировку зазоров клапанного механизма каждого цилиндра производят, как указано выше.

Зазоры клапанного механизма рекомендуется регулировать в порядке работы цилиндров.

При достаточном опыте работы с двигателем зазоры в клапанном механизме можно регулировать одновременно на нескольких цилиндрах.

У двигателя ЯМЗ-236 зазоры можно регулировать одновременно на двух цилиндрах: первом и четвертом, втором и пятом, третьем и шестом. Для регулировки зазоров в клапанном механизме первого и четвертого цилиндров нужно провернуть коленчатый вал в направлении вращения на 40° после совмещения метки 21 (см. 44) на маховике и стрелки на крышке картера маховика. При этом регулируемые клапаны должны быть закрыты, что легко проверить проворачиванием штанг указанных клапанов рукой. В этом положении коленчатого вала можно регулировать впускные и выпускные клапаны первого и четвертого цилиндров.

После регулировки зазоров в клапанном механизме первого и четвертого цилиндров повертывают коленчатый вал в направлении вращения на 240 и регулируют зазоры в клапанных механизмах второго и пятого цилиндров.

Ввиду того что на маховике и крышке шестерен распределения имеется только одна метка, проворачивание коленчатого вала на определенное число градусов можно с достаточной точностью производить по числу отверстий на маховике : угол между двумя соседними отверстиями составляет 30°.

Аналогично на двигателе ЯМЗ-238 можно отрегулировать зазоры в клапанном механизме одновременно первого и пятого, четвертого и второго, шестого и третьего, седьмого и восьмого цилиндров. Порядок регулировки отличается от изложенного выше для двигателя ЯМЗ-236 тем, что после регулировки зазоров клапанного механизма в каждой паре цилиндров коленчатый вал нужно проворачивать по ходу вращения на 180°.

Следует помнить, что в положении для регулировки зазоров впускные и выпускные клапаны регулируемых цилиндров должны быть закрыты.

После регулировки зазоров пускают двигатель и при появлении стука клапанов нужно остановить его и вновь проверить .зазоры.

По окончании регулировки остановить и закрепить крышки головок цилиндров и проверить состояние их прокладок. В местах прилегания крышек к головкам цилиндров масло не должно подтекать.

Диагностика и регулировка двигателя ЯМЗ-236

Привод водяного насоса, компрессора и генератора осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов.

Поэтому при повседневном уходе за двигателями предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его.

Особенно тщательно проверять натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка.

Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя.

Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода водяного насоса ЯМЗ-236 может послужить причиной разрушения подшипников насоса.

Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 7–12 мм или 10–15 мм (рис. 14), а ремень компрессора – на 4 – 8 мм на короткой ветви (рис. 16).

Натяжение ремней привода генератора проверять нажатием с усилием 40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня (рис. 4), при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10 – 15 мм.

Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулировать их натяжение.

Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2 регулировать натяжным устройством, для чего:

Читайте так же:
4g37 двигатель регулировка клапанов

— ослабить болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;

— при помощи воротка Ø12 мм, вставленного в отверстие рычага кронштейна натяжного приспособления, произвести натяжение ремня;

— не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;

— проверить натяжение ремня.

Рис.14. Проверка натяжения ремня водяного насоса

Рис.15. Снятие регулировочных прокладок

Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236 регулируйте прокладками. Для натяжения ремня отверните гайки крепления боковины шкива и снимите одну-две регулировочные прокладки (рис. 15).

Прокладки поставьте на наружную сторону боковины и последовательно, в несколько приемов, заверните гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой райки. Затем проверьте правильность натяжения ремня.

При замене старого ремня новым все прокладки поставьте между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше.

Натяжение ремня компрессора регулировать натяжным устройством.

Перед регулировкой отвернуть контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства – на половину оборота и гайку болта-натяжителя – на два оборота.

Вращая болт-натяжитель, отрегулировать натяжение ремня. После регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси моментом 120…150 Нм (12…15 кг/см) и гайку болта-натяжителя моментом 10…20 Нм (1…2 кг/см), при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива.

Рис.16. Проверка натяжения ремня компрессора ЯМЗ-236

Рис.17. Проверка натяжения ремня генератора

Натяжение ремня привода генератора регулировать перемещением генератора относительно оси его крепления.

Перед регулировкой ослабить затяжку болтов крепления генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке.

После регулировки надежно закрепить генератор. При увеличенной вытяжке и обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них.

Подтяжка крепления головки блока цилиндров ЯМЗ-236

Проверить момент затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 тарированным ключом в холодном состоянии двигателя и, при необходимости, подтянуть их до момента 235…255 Нм (24…26 кг/см). Затяжку гаек производить в последовательности, показанной на рис. 18, в порядке возрастания номеров.

Рис.18. Порядок затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров

После подтяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и установить крышки головок цилиндров.

Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателя ЯМЗ-236

Тепловые зазоры в клапанном механизме предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя.

Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25…0,30 мм.

При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20…0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей распределительного механизма, что является допустимым.

При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов ЯМЗ-236, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.

При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя.

Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару. Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.

При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов ЯМЗ-236 рекомендуется прижать:

— на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов – к упорной шайбе;

— на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов – к торцу оси.

Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.

— Выключить подачу топлива.

— Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.

— Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120…150 Нм (12…15 кг/см).

— Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади ломиком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 19), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется).

— Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на 1/3 оборота (≈120º). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.

Рис.19. Проворачивание коленчатого вала ЯМЗ-236

— Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.

Рис.20. Регулировка зазора клапанного механизма

— Для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис.20), установить зазор 0,25…0,30 мм.

— Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм – с усилием.

Для регулировки зазоров клапанного механизма остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на 1/3 оборота. Зазоры регулировать как указано выше.

Регулировку зазоров по цилиндрам рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы 1–4–2–5–3–6.

После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.

Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector