4h4-auto.ru

4х4 Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схождение и развал колес

Схождение и развал колес

Регулировки кастора, схождения и развала колес
О регулировках кастора, схождения и развала колес заднеприводного ВАЗ подручными средствами
Схождение и развал колес подробно
Для повышения устойчивости автомобиля при движении, легкости управления и снижения износа шин служат углы установки передних управляемых колес. К таким углам относятся: схождение и развал колес, продольный и поперечный наклон геометрической оси поворота (кастер, или, устаревшее, кастор) управляемого колеса.

Колеса подвеска мосты 24.jpg

Схождение (а) и развал (б) колес

Передние колеса автомобиля (а иногда и задние) устанавливают не параллельно, а под определенными углами друг к другу. Положение колеса относительно вертикальной плоскости называется развалом колеса, а относительно горизонтальной — схождением. Схождение и развал бывают как положительными, так и отрицательными.
Несмотря на то что наименьшее сопротивление движению и меньший износ шин будут в случае, когда колеса катятся в вертикальных плоскостях, параллельных продольной оси автомобиля, их все же устанавливают с развалом и схождением. Дело в том, что при движении автомобиля его колеса нагружены силами взаимодействия с дорогой. Например, на передние колеса автомобиля с задним приводом большую часть времени действуют силы, направленные против движения и стремящиеся развернуть колеса наружу. В подвеске автомобиля имеются упругие элементы, которые имеют определенную эластичность и дают возможность колесам повернуться наружу. Для того чтобы при движении колеса катились параллельно продольной плоскости автомобиля, их предварительно устанавливают с небольшим положительным схождением. У автомобилей с передними ведущими колесами, у которых большую часть времени на эти колеса действует сила тяги, совпадающая с направлением движения, колеса устанавливаются с отрицательным схождением. Установка колес с развалом обусловлена более сложными причинами. Колеса при движении автомобиля по возможности должны находиться в положении, когда они перпендикулярны дорожной поверхности (нулевой угол развала). Если колесо катится под углом к вертикали, сцепление шины с дорогой уменьшается, а пятно контакта шины с дорогой изменяет свою форму, что приводит к появлению боковой силы, которая стремится дестабилизировать движение автомобиля.
Можно создать такую независимую подвеску, в которой колесо будет перемещаться в вертикальной плоскости без наклона при движении по любой прямолинейной дороге. Гораздо труднее сохранить вертикальность колеса, когда кузов автомобиля, к которому присоединен направляющий элемент, накреняется при прохождении автомобилем поворота. Поэтому конструкторы современных подвесок выяснили, что лучше позволить изменяться развалу, но сделать его направленным противоположно крену кузова, поскольку это сохраняет вертикальное положение колес при поворотах. Такой подход обеспечивает улучшение сцепных свойств при прохождении поворотов и, как следствие, улучшение устойчивости и управляемости.
Для самовозврата колес к прямолинейному движению после поворота служит угол поперечного наклона шкворня (кастер). Наличие такого наклона приводит к возникновению стабилизирующего момента на управляемых колесах, который зависит от величины этого угла наклона и силы тяжести, приходящихся на управляемые колеса, но не зависит от скорости движения. Эти углы лежат в пределах 6–10°.
Наклон геометрической оси в продольной плоскости заключается в смещении нижнего конца этой оси относительно вертикали. Данный угол наклона служит для сохранения прямолинейного движения колес при движении с большими скоростями. Создаваемые реактивные усилия на плечах, представляющих собой расстояния от точек касания с дорогой, стремятся вернуть колеса в положение прямолинейного движения. Этот угол обычно равен 1–3,5° и зависит от боковой упругости шин.
О регулировках кастора, схождения и развала колес
О регулировках кастора, схождения и развала колес заднеприводного ВАЗ
Схождение и развал колес подробно

Развал, схождение, кастор (кастер): ликбез про углы установки колес

Правильно установленные автомобильные колеса расположены не параллельно, а под определенным углом друг к другу. Их положение должно быть таким, чтобы автомобиль был маневренным и вместе с тем устойчивым, имел легкое управление, стабильно входил в повороты.

Углы установки колес

Существует несколько параметров, называемых «углы установки колес»:

Развал — угол, под которым колесо наклонено относительно вертикали.

Схождение — угол отклонения колеса от горизонтали.

41717239e8.jpg

razval-shod.jpgkastor.jpg

Нет нужды знать и тем более помнить значения углов для своего автомобиля, которые есть в каждом мануале и должны быть в программах у сервисов, предлагающих услугу регулировки развала-схождения. Вряд ли кто-то сейчас будет делать ее самостоятельно, вооружившись веревкой-рулеткой и отвесом или уровнем. Тем не менее надо понимать, что износ «резины» при ушедших углах — лишь видимый результат. Из незримого — ухудшившаяся управляемость из-за меньшей площади контакта шин с дорогой. Руль, рвущийся из рук от изменившегося плеча обкатки — расстояния между осью вращения колеса и осью его поворота. Наконец, нестабильное поведение на прямой.

Что можно регулировать

Основные регулировки выполняются для развала и схождения. Чаще всего корректировка требуется только передним колесам. Корректировка положения задних колес выполняется только для автомобилей с независимой подвеской.

При нулевом развал схождении износ шин минимален, а колеса сопротивляются движению меньше всего. Тем не менее, колеса выставляют под определенным углом, причем оптимальное положение зависит от ряда факторов. Для каждой марки и модели авто существуют оптимальные показатели развала и схождения колес. Это зависит от конструктивных особенностей подвески. Важно, чтобы и измерения, и регулировка развал-схождения выполнялись на качественном оборудовании.

Читайте так же:
Как отрегулировать карбюратор к60в мотокультиватора крот

Считается, что обычно для управляемых колес характерен положительный развал. Это якобы облегчает руль, нивелирует удары на нем при наезде на неровности, а при ходе колеса вверх угол уходит в ноль. Но это не аксиома. Так, на многих переднеприводных автомобилях развал изначально отрицательный, чтобы обеспечить стабильность положения машины на дороге и ее управляемость. Например, при прохождении поворота автомобиль кренится, и колесо теряет вертикальность. Без отрицательного развала это приводит к потере управления. Отрицательный развал в такой ситуации увеличивает пятно контакта шины с дорогой, повышает устойчивость автомобиля.

У машин с задними ведущими колесами передние колеса будут находиться под действием сил, направленных против направления движения. При нулевом развале и схождении они будут стремиться развернуться против движения. Чтобы этого не происходило, схождение делают положительным.

Иной раз можно наблюдать сильно положительный развал.

razval5.jpgrazavl1.jpg

Конкретно отрицательный развал — удел спортсменов. Что в дрифте, что в кольце отрицательный развал при поворотах позволяет сохранить максимальную площадь контакта шин с покрытием. Дело в том, что боковая сила в этом случае стремится перевести развал в положительный, уменьшая пятно контакта, а отрицательные значения компенсируют это явление.

razval3.jpgrazval4.jpg

Принципиальное значение кастора — стабилизация управляемых колес во время движения. За счет этого угла при выполнении маневров поворота на колеса действуют боковые силы, которые помогают вернуть их в исходное прямое положение после того, как автомобиль проходит изгиб. Для этого ему придают положительные значения. То есть ось поворота, которая проходит по стойке в подвеске типа McPherson, по шкворню в цельных мостах или по линии, соединяющей верхнюю и нижнюю шаровые опоры в «двухрычажках», делают наклоненной назад. Это, с одной стороны, несколько увеличивает радиус поворота, но с другой — исключает возможность траекторных рысканий. Автомобиль без подруливаний держит прямую.

Каким может быть кастор

Крутой (малый) угол кастера

Увеличивает поворачиваемость при накате и торможении на повороте. От степени вертикальности угла зависит резкость захода на поворот.

Повышает эффективность подвески. Чем ближе к вертикали угол поворота колес, тем надежнее передняя подвеска защищена от излишнего трения при движении по неровной дороге.

Уменьшает поворачиваемость при ускорении на выходе из поворота. Вертикально ориентированный угол вызывает меньшее изменение развала колес.

Снижает самоцентрирование колес. Регулируя сход-развал, следует помнить, что вертикальный кастер нестабилен по причине отсутствия силы, заставляющей колеса поддерживать строго прямое направление.

Пологий (большой) угол кастера

Снижает поворачиваемость при накате и торможении на входе в поворот. Чем больше угол, тем меньше отклоняются колеса.

Увеличивает поворачиваемость при ускорении на выходе из поворота. Большой наклон угла кастера вызывает более эффективный развал при повороте передних колес. Если сход-развал предусматривает пологий угол кластера, повысится сопротивляемость центробежной силе.

Увеличивает самоцентрирование колес. При этом увеличивается стабильность на прямых участках.

Регулировка кастора

При выполнении регулировки углов установки колес этот угол измеряется и регулируется далеко не всегда. Многие сервисы ограничиваются регулировкой развала и схождения. Работа с кастером считается более сложной.

Самостоятельно регулировать кастер, изменять его, устанавливать отличные от заводских значения нежелательно. Это может негативно сказаться на маневренности автомобиля, его управляемости при прохождении поворотов, а также при движении по прямой.

Этот угол должен быть одинаковым для обоих колес. При появлении разницы автомобиль потеряет управление, его начнет уводить в сторону того колеса, которое меньше отклонено от горизонтали в момент поворота.

Современные стенды развал-схождения позволяют регулировать кастер с высокой точностью и практически без дополнительных затрат времени. Они используют базу данных, в которой для каждой модели и модификации авто указаны оптимальные значения всех углов установки колес. Ось наклона выставляется в соответствии с этой базой, за счет чего автомобиль приобретает оптимальную управляемость.

Проверка и регулировка углов установки передних колес

Проверка и регулировка углов установки передних колес выполняется на специальных стендах в соответствии с инструкцией на стенд.

Предупреждение
Проверка углов установки колес обязательна, если производится замена или ремонт деталей подвески, которые могут повлечь за собой изменение углов установки колес.

У нового автомобиля (до первого технического обслуживания) углы установки колес имеют следующие значения:

– продольный угол наклона оси поворота – 4° (+1°/–1° 30’)
– развал 0° 30’ (+ 40’/– 30’)
– схождение – 1/7 мм.

После проведения первого технического обслуживания (через 2000–3000 км пробега) и при дальнейшей эксплуатации автомобиля значение углов установки колес должно быть:

– продольный угол наклона оси поворота – 4°±30’ (3°30’±30’)*;
– развал – 0°30’±20’ (0°5’±20’)*;
– схождение – 2/ 4 мм (3/5 мм)*.

Разница в продольных углах наклона осей поворота правого и левого колес не должна превышать 0°30’.

Перед регулировкой углов установки колес проверьте:

– давление воздуха в шинах;
– осевой зазор в подшипниках ступиц передних колес;
– исправность амортизатора (отсутствие заклинивания штока);
– радиальное и осевое биение шин;
– зазор в верхних шаровых шарнирах подвески;
– свободный ход рулевого колеса.

Читайте так же:
Регулировка карбюраторов на 2 тактном плм

Обнаруженные неисправности устраните и произведите необходимые регулировки.

Контроль и регулировку углов установки колес можно проводить как на груженом автомобиле, так и на ненагруженном, однако контроль углов на груженом автомобиле дает более точные результаты. Поэтому, в ответственных случаях, рекомендуется проводить контроль и установку углов на автомобиле под статической нагрузкой 3136 Н (320 кгс), что соответствует приблизительно весу четырех человек и грузу в 40 кг в багажнике.

Автомобиль нагружается или специальными грузами, подвешиваемыми к днищу кузова, или балластом (280 кг), размещенным на подушках сидений и в багажнике (40 кг). Передние сиденья должны находиться в среднем положении их продольного хода. Груз в багажнике размещается равномерно. Недостача горючего компенсируется грузом, располагаемым на правой стороне площади багажника.

После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов, «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая 2–3 раза усилие в 392–490 Н (40–50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом на передний. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.

Очередность проверки и регулировки углов установки колес следующая:

– угол продольного наклона оси поворота;
– угол развала;
– схождение.

* В скобках даны значения углов без нагрузки, без скобок – с нагрузкой.

УГОЛ ПРОДОЛЬНОГО НАКЛОНА ОСИ

Если при проверке величина угла не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб 27 (см. рис. Передняя подвеска), установленных между осью нижнего рычага и поперечиной.

Для регулировки угла продольного наклона оси поворота – ослабьте гайки крепления оси рычага к поперечине и измените количество регулировочных шайб под болтами для получения правильного угла продольного наклона оси поворота, руководствуясь приведенной таблицей.

Изменение угла развала и продольного наклона оси поворота при изменении количества шайб в пакетах

Количество шайб, добавленных в пакет или изъятых из негоРазвал колесаПродольный угол наклона оси поворота колеса
Передний болтЗадний болтТолщина шайб, мм
0,50,80,50,8
+1+1— (7’–9’)— (11’–14’)
-1-1+ (7’–9’)+ (11’–14’)
+1— (18’–20’)— (29’–32’)
-1+ (18’–20’)+ (29’–32’)
+1— (7’–9’)— (11’–14’)+ (18’–20’)+ (29’–32’)
-1+ (7’–9’)+ (11’–14’)— (18’–20’)— (29’–32’)
-1+1— (7’–9’)— (11’–14’)+ (36’–40’)+ (58’–64’)
+1-1+ (7’–9’)+ (11’–14’)— (36’–40’)— (58’–64’)

Затяните гайки динамометрическим ключом и проверьте продольный угол наклона оси поворота.

Предупреждение
При регулировке углов установки передних колес допускается применение П-образных регулировочных прокладок, которые должны быть установлены прорезью вниз.

УГОЛ РАЗВАЛА ПЕРЕДНИХ КОЛЕС

Если угол развала отличается от нормы, отрегулируйте его, изменив количество регулировочных шайб 27 (см. рис. Передняя подвеска), установленных между осью рычага и поперечиной, руководствуясь таблицей.

Для увеличения угла развала снимите с обоих болтов одинаковое количество шайб, а для уменьшения – добавьте.

СХОЖДЕНИЕ ПЕРЕДНИХ КОЛЕСПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Если величина схождения отличается от нормы, ослабьте стяжные хомутики боковых тяг и ключом 67.7813.9504 поверните обе муфты на одинаковую величину в противоположных направлениях; таким образом муфты навертываются или отвертываются и изменяют длину боковых тяг.

2. Выполнив регулировку, установите стяжные хомутики прорезью горизонтально (в сторону задней части автомобиля) с отклонением вверх или вниз не более 60° и в таком положении затяните их. При затянутых гайках кромки прорезей стяжных хомутиков не должны соприкасаться.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В ПОДШИПНИКАХ СТУПИЦЫ ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА

Схема регулировки подшипников ступицы переднего колеса

Схема регулировки подшипников ступицы переднего колеса

А – кромка гайки;
В – метка на шайбе.

1. Для проверки зазора поднимите переднюю часть автомобиля, обоприте ее на подставки и снимите передние колеса.

2. Под болт крепления колеса установите приспособление 02.7834.9505. Уприте ножку индикатора 1 в торец оси повторного кулака, при нулевом положении стрелки и, перемещая ступицу 4 вдоль оси поворотного кулака, замерьте величину перемещения (зазора) по индикатору (2 – болт; 3 – кронштейн).

Проверка зазора ВАЗ-2101

3. Если зазор больше 0,15 мм, отрегулируйте его в следующем порядке:
– отверните регулировочную гайку с цапфы поворотного кулака;
– установите новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку и затяните ее моментом 19,6 Н·м (0,7 кгс·м);
– на шайбе сделайте метку В (см. рис. Схема регулировки подшипников ступицы переднего колеса), затем отпустите на 20–25° гайку так, чтобы кромка А немного не дошла до метки В;
– застопорите гайку в этом положении, вдавливая лунки на шейке гайки в пазы на конце оси поворотного кулака.

4. После регулировки зазор в подшипнике должен быть в пределах 0,02–0,08 мм.

5. При регулировке зазора следует учитывать, что направление резьбы на левой цапфе поворотного кулака правое, на правой цапфе – левое.

ЗАМЕНА СМАЗКИ В ПОДШИПНИКАХ СТУПИЦ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС

1. Ослабьте болты крепления колес.

2. Поднимите переднюю часть автомобиля и обоприте ее на подставки, отверните болты и снимите колеса.

3. Отогнув лепестки стопорных пластин, выверните болты крепления суппорта тормоза; снимите суппорт и отведите его в сторону, не отсоединяя шланг подвода жидкости, чтобы в систему гидропривода тормозов не попали воздух и грязь; суппорт не должен висеть на трубопроводах.

Читайте так же:
Как отрегулировать клапан на тракторе т 40

4. Съемником 67.7801.9514 снимите колпак ступицы переднего колеса.

Снятие колпака ступицы переднего колеса ВАЗ-2101

5. Отверните регулировочную гайку, снимите шайбу.

6. Съемником А.40005/1/9В спрессуйте ступицу, в сборе с тормозным диском, наружным подшипником и сальником; осторожно, чтобы не повредить сальник, снимите ступицу с поворотного кулака.

7. Промойте внутреннюю полость ступицы и подшипники керосином.

8. Перед установкой сепараторы подшипников заполните смазкой ЛИТОЛ-24. Пространство между наружными кольцами подшипников, по внутренней поверхности ступицы, равномерно заполните этой же смазкой, в количестве 40 г. В колпак ступицы, перед его установкой, заложите 25 г смазки.

9. Осторожно, чтобы не повредить сальник, установите ступицу в сборе с тормозным диском на поворотный кулак, затем внутреннее кольцо наружного подшипника, шайбу и заверните новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку.

10. Отрегулируйте зазор в подшипниках ступицы, как описано выше.

БАЛАНСИРОВКА КОЛЕС

Балансируют колеса на специальных стендах согласно правилам, описанным в инструкциях, прилагаемых к стендам. После балансировки предельно допустимый дисбаланс колеса в сборе с шиной – 24,5 Н·мм (2600 г·мм). Эта величина дисбаланса соответствует массе грузика около 15 г. Дисбаланс колеса устраняется балансировочными грузиками, которые удерживаются на ободе специальными пружинками. Не рекомендуется превышать массу грузиков в каждой плоскости балансирования более 80 г.

Последовательность регулировки схождения передних колес

Проверка и регулировка установки передних колес

Наклон шкворней передних колес автомобиля в поперечной и в продольной плоскостях обеспечивает устойчивость колес при движении автомобиля, уменьшает усилие, затрачиваемое водителем при повороте, а также снижает нагрузку на детали рулевого управления. Указанные углы предусмотрены конструкцией автомобиля и при эксплуатации не регулируются (за исключением автомобилей с независимой подвеской – ГАЗ-24 “Волга” и др.). Не регулируется также и угол развала колес. Этот угол образуется наклонами осей поворотных кулаков. Схождение колес определяется разностью между расстоянием торцов тормозных барабанов в горизонтальной плоскости сзади (А) и спереди (Б). Неправильное схождение колес ускоряет износ шин. Схождение колес регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги.

Одновременно с регулировкой схождения колес следует проверять и при необходимости регулировать углы поворота передних колес с помощью упоров, ввернутых во фланцы поворотных цапф.

Угол развала передних колес грузовых автомобилей и автобусов не регулируется.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 104. Углы установки передних колес и шкворней поворотных цапф:
а — углы развала колес и наклона шкворня в поперечной плоскости; б — определение схождения колес; в — угол наклона шкворня в продольной плоскости

Регулировку передней независимой подвески автомобиля ГАЗ-24 “Волга” следует выполнять в такой последовательности: развал колес – угол продольного наклона шкворня – схождение колес.

Перед регулировкой автомобиль установить на горизонтальной площадке, убедиться в надежности крепления подвески, маятникового рычага, рулевого механизма и рычагов рулевой трапеции к поворотным кулакам.

Необходимо проверить: – состояние резиновых втулок осей верхних и нижних рычагов подвески.ав-томобиля и при необходимости заменить их; – крепление резьбовых втулок верхних и нижних рычагов подвески. Пальцы 8 (рис 105) оси нижних рычагов при снятых пластинах должны быть затянуты моментом 180-200 Н * м, а гайки оси верхних рычагов – моментом 70-100 Н*м; – состояние шарниров рулевых тяг маятникового рычага и стоек подвески. Люфт в этих соединениях не допускается; – величину качания нижнего конца маятникового рычага, которая не должна превышать 4 мм; – люфт в резьбовых втулках стойки подвески при вывешенных колесах. Он должен быть не более 1 мм. При наличии люфта больше указанного значения следует заменить изношенные детали; – зазоры “а” и “б” в зоне верхней и нижней головок стойки между резьбовыми втулками и рычагами подвески при оттянутых защитных резиновых кольцах. Указанные зазоры должны быть одинаковыми, и, если один из них будет меньше 1 мм, нужно отрегулировать положение втулок. Разница зазоров допускается до 0,8 мм. После установления зазоров гайки пальцев затянуть моментом 120-200 Н-м; – регулировку подшипников ступиц передних колес и при необходимости отрегулировать; – давление воздуха в шинах и, если нужно, довести его до нормы.

После проведения перечисленных выше контрольных и регулировочных работ следует выполнять следующие операции: – установить передние колеса автомобиля в положение прямолинейного движения; – поднять передок автомобиля на подставки; – вращая колесо, с помощью индикаторов найти две диаметрально противоположные точки равного бокового биения шины, отметить их мелом и установить в вертикальное положение; опустить автомобиль; – нажать недолго рукой сверху вниз с усилием 200 Н (20 кгс) на передний и задний бамперы с целью устранения влияния трения в подвесках.

Рис. 105. Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-24 “Волга”:
1 – гайка; 2 – регулировочные прокладки; 3 – гайка оси верхних рычагов; 4 – болт крепления оси верхних рычагов; 5 – болт крепления передней подвески к лонжеронам; 6 и 9 – резиновые втулки; 7 – стопорная пластина; 8 – палец оси нижних рычагов; 10 и 11 – гайки пальцев стойки

Читайте так же:
Алгоритм синхронизация времени данных

Проверить развал и угол наклона шкворней правого и левого колес и при необходимости отрегулировать, соблюдая следующий порядок: – ослабить гайку и болты крепления оси верхних рычагов для снятия регулировочных прокладок; – подобрать необходимое количество регулировочных прокладок для получения требуемых развала и угла наклона шкворня, – затянуть сначала болты, а затем гайки крепления оси верхних рычагов моментом 44-56 Н- м, – проверить правильность развала и угла наклона шкворня. Регулировка схождения колес производится в такой последовательности: отпустить два болта хомутов на концах регулировочной тяги; вставить бородок в отверстие регулировочной тяги и поворачивать ее до получения схождения колес 1,5-3 мм; – повернуть хомуты в горизонтальное положение и затянуть стяжные болты моментом 15—18 Н-м.

Если до регулировки схождения при положении прямолинейного движения автомобиля рулевое колесо занимало неправильное положение, необходимо устанавливать схождение колес в таком порядке: – -повернуть рулевое колесо в любую сторону до упора, а затем в противоположную сторону, считая число оборотов; – повернуть рулевое колесо назад на половинное число оборотов до среднего положения. При этом спицы рулевого колеса должны располагаться горизонтально. Если спицы расположились не горизонтально, нужно переставить рулевое колесо; – изменением длины левой рулевой тяги установить левое колесо в положение движения по прямой; – отрегулировать схождение колес изменением длины правой рулевой тяги.

Проверка и регулировка схождения и развала управляемых колес

При ТО-2 после устранения люфта в подшипниках ступиц колес, проверки давления воздуха в шинах и крепления дисков колес контролируют углы установки управляемых колес и соотношение углов колес при повороте.

Поддержание оптимальных углов установки управляемых колес обеспечивает нормальную работу переднего моста, стабилизацию управляемых колес, устойчивость и управляемость автомобиля, уменьшение износа шин и деталей передней подвески, а также снижение расхода топлива.

Схождение колес на ВАЗ 2105 регулируется изменением длины рулевых тяг путем вращения их резьбовых муфт. Это обеспечивает правильное положение передних колес автомобиля при разных скоростях и радиусах поворота.

Проверку и регулировку всех углов установки передних колес проводят на легковых автомобилях, имеющих независимую подвеску передних колес и низкое давление воздуха в шинах.

После проведения первого технического обслуживания и последующей эксплуатации значение углов должно соответствовать следующим величинам:
угол продольного наклона оси поворота колес:4°±30′ (3°±30′)*;
угол развала колес: 4°30’+20′ (0°5’+20′)*;
схождение колес: 2 — 4 (3 — 5)* мм.

Для выполнения работы по проверке схождения колес, использовать прочную нить с привязанными на концах крючками из проволоки. Зацеплять крючки за протектор на уровне осей задних и передних колес.

Так как колея задних колес меньше колеи передних на 44 мм, подкладывать под нить к боковине каждого заднего колеса брусок толщиной 22 мм.

Рис.26 Проверка схождения колес с помощью нити.

Установить рулевое колесо в такое положение, чтобы нить коснулась боковины шины переднего колеса в диаметрально противоположных точках.

Закрепить нить на протекторах с противоположной стороны и под нить на боковину заднего колеса подкладывая брусок толщиной 6 мм.

Рис.27 Схема углов установки колес: 1 — передние колеса; 2 — задние колеса.
Таким образом, общая толщина брусков с одной стороны заднего колеса составит 28 мм. При схождении 1 мм для одного переднего колеса нить должна слегка коснуться боковины его шины в диаметрально противоположных точках.

Двумя ключами на 13 мм ослабить стяжные хомуты муфты наружной рулевой тяги.

Рис.28 Регулировка схождения.

Раздвижными пассатижами вращать муфту и регулировать длину тяги до исчезновения зазоров между нитью и боковиной шины переднего колеса. После окончания регулировки затянуть стяжные хомуты.

Аналогичную работу проводить с другим колесом и добиваться суммарного схождения передних колес 2 мм.

Для установки схождения одного колеса, равного 1,5 мм, под нить необходимо подложить брусок толщиной 31 мм, для схождения 2 мм — 34 мм соответственно.
Наиболее простым прибором для контроля схождения передних колес автомобиля является телескопическая (раздвижная) линейка.

Линейку устанавливают между колесами перед передней осью в горизонтальном положении так, чтобы конические упоры 3 находились в начальных положениях на уровне центров колес в месте соприкосновения шины с ободом колеса. При этом цепочки 4 на концах линейки должны касаться пола. Шкалу 2 передвигают до совмещения указателя 5 с нулевым делением и фиксируют ее положение стопорным винтом 1. Затем автомобиль перекатывают вперед до тех пор, пока линейка не займет симметричное положение за передней осью. Перемещение шкалы относительно неподвижного указателя позволяет определить линейное схождение колес. Не следует при контроле схождения колес переставлять линейку, делая замер спереди и сзади. Это ведет к неизбежным ошибкам. Углы схождения колес регулируют, изменяя длину поперечных рулевых тяг одновременно. Для замера углов установки управляемых колес могут использоваться переносные приборы и стенды.

Контроль и регулировка геометрических параметров передней подвески завершается проверкой параллельности передней и задней осей. Даже незначительное отклонение (перекос) мостов приводит к нарушению управляемости автомобиля, к дополнительным сопротивлениям его движению, повышенному расходу горючего и износу шин.

Рис. 29 Линейка для проверки углов схождения передних колес автомобиля:

Читайте так же:
Отрегулировал клапана пропала компрессия

а — линейка; б — установка линейки.

Для проверки развала колес необходимо выполнить следующие действия:

Рис. 30 Проверка углов развала колес: 1-поперечина, 2-регулировочные шайбы, 3-нижний рычаг, 4-отвес, 5-шина колеса, 6- верхний рычаг, a и b — расстояние от нити до закраин обода.

Для этого подвести к верхней части шины отвес (рис. 31) и измерить линейкой расстояния «а» и «b» между его нитью и ободом в нижней и верхней точках колес. Если разность полученных величин (b — a) находится в пределах от 1 до 5мм — значит угол развала колес в норме.
Разность менее 1 мм указывает на то, что угол недостаточен. Чтобы увеличить его, следует удалить нужное количество регулировочных прокладок (шайб), расположенных между осью нижнего рычага подвески и поперечиной, предварительно ослабив две гайки крепления.
При чрезмерном угле развала (b — а больше 5 мм) нужно добавлять шайбы.

Изменение их суммарной толщины должно быть одинаковым под передним и под задним болтом. В противном случае нарушится продольный угол, на который наклоняется ось поворота колеса, и в результате автомобиль будет тянуть в сторону.

Периодически при ТО-2 следует проверять работоспособность амортизаторов, отсоединяя нижнюю точку крепления и проверяя способность противодействовать резкому перемещению его корпуса по вертикали. При появлении на амортизаторе следов подтекания жидкости необходимо снять амортизатор, отремонтировать его и заправить амортизаторной жидкостью в мастерской. Амортизаторы легковых автомобилей проверяют на специальных стендах по их способности гасить колебания за определенный отрезок времени.

Балансировка колес.

Нарушение балансировки колес при движении на высоких скоростях приводит к появлению больших центробежных сил, возрастающих пропорционально квадрату скорости. Эти силы усложняют управление автомобилем и создают дополнительные динамические нагрузки на подшипники колес, нарушают углы установки управляемых колес, увеличивают износ протектора шин, деталей ходовой части и рулевого управления.

Для устранения неуравновешенности колес их подвергают статической или динамической балансировке.

Статическая балансировка заключается в определении момента силы тяжести неуравновешенной массы колеса относительно оси вращения и установке грузика-противовеса. Причиной возникновения дисбаланса является неравномерное распределение материала в элементах колеса (шины, обода, ступицы и т. д.). Статическая балансировка снятых с автомобиля колес производится на балансировочных стендах. Колесо крепится к ступице, ось вращения которой расположена горизонтально. Колесо вращают легким толчком руки сначала в одну, а затем в другую сторону до полной остановки и отмечают мелом низшие точки для обоих случаев. Несовпадение отмеченных мелом точек происходит из-за наличия сил трения в подшипниках вала станка. Определив наиболее «тяжелое» место колеса, которое находится между этими точками, укрепляют на противоположной «легкой» части обода балансировочный грузик, уравновешивающий несбалансированную массу колеса (рис. 27, а).

Однако статическая балансировка не во всех случаях устраняет не сбалансированность колеса. Иногда после статической балансировки возникает динамическая неуравновешенность, или динамический дисбаланс.

Динамическая неуравновешенность не может быть выявлена в статическом состоянии, она проявляет себя только при вращении колеса. Если при статической балансировке уравновешенной массы, находящейся по одну сторону вертикальной плоскости симметрии колеса, балансировочный грузик поместили по другую сторону, то в этом случае при вращении колеса возникает момент от центробежных сил, стремящийся повернуть колесо относительно плоскости вращения. При повороте колеса вокруг своей оси на 180° момент центробежных сил будет действовать уже в противоположном направлении, в результате чего возникает боковое биение колеса, вызывающее проскальзывание шины в плоскости контакта ее с дорогой и интенсивный износ протектора.

Динамическую балансировку колеса выполняют на специальных стендах. Установив колесо на стенде, сначала осуществляют его статическую балансировку указанным выше способом, после чего приступают к динамической балансировке. Вал стенда, на котором крепится колесо, имеет одну плавающую опору, т. е, опору, которая имеет некоторую свободу перемещения вместе с валом. Когда колесо, имеющее дисбаланс, начинает «бить» при вращении, эти колебания воспринимаются валом и передаются на индикатор, определяющий место установки и массу балансировочных грузиков. Недостатком балансировочных стендов является необходимость снятия колес с автомобиля для проведения их балансировки и то, что не учитывается возможная несбалансированность тормозного барабана и ступицы. Более совершенны в этом отношении стенды, которые позволяют балансировать колесо в сборе с тормозным барабаном, без снятия их с автомобиля.

Рис. 31 Схема неуравновешенности колеса

Важное значение для сохранности шин имеет качество проведения монтажно-демонтажных работ. Перед проведением монтажных работ тщательно проверяют состояние колес. Ободья очищают от грязи и ржавчины, устраняют погнутости и вмятины, окрашивают для предохранения от коррозии. Особенно тщательно надо следить за состоянием ободьев бескамерных шин. Для правки и зачистки ободьев существуют специальные стенды.

Рис. 32 Схема перестановки шин автомобиля. Перестановку шин выполняют, чтобы обеспечить их равномерное изнашивание и увеличение срока их службы. При ТО-2 в зависимости от условий эксплуатации рекомендуется переставлять колеса вместе с шинами, меняя их местами в последовательности, указанной на рис. 28. Запасная шина участвует в перестановке только в случае ее равноценного состояния в сравнении с остальными шинами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector