4h4-auto.ru

4х4 Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

Грузовые автомобили

В линейке продукции ЯМЗ много силовых агрегатов. Один из них – ЯМЗ-236. Им укомплектовано огромное количество самой разной строительной и дорожной техники. Этот двигатель устанавливается на МАЗы, «Уралы», дизельные генераторы, а также на некоторые модели автобусов. ЯМЗ-236 – это разработка 55-летней давности, но сегодня альтернативы практически не существует, как и равных ему по характеристикам. Естественно, что для надежной работы двигателю необходимо регулярное обслуживание. Рассмотрим особенности этого мотора и выясним, как выполняется регулировка клапанов ЯМЗ-236.

Универсальный и конкурентоспособный

Наверное, единственное предприятие в России, которое сегодня может выпускать конкурентоспособные дизельные силовые агрегаты для грузовых авто, а также для строительной техники – это Ярославский моторный завод.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

Любой двигатель из линейки олицетворяет собой брутальность, надежность, неприхотливость в обслуживании и простоту. И чаще всего эти моторы показывают отличные возможности по интеграции в технику нового века.

Как создавали мотор

В 50-х годах Ярославский завод получил специальный заказ от государства на разработку и дальнейший запуск в производство мощных дизельных силовых агрегатов, которые должны были прийти на замену уже устаревшим на тот период ЯАЗ. Эти двигатели должны были стать не просто мощнее, но и экономичнее, чем ЯАЗ. В СССР хотели получить универсальный дизельный двигатель внутреннего сгорания, который можно было бы устанавливать на самые разные автомобили.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

Инженеры работали под началом известного талантливого конструктора Чернышева Г.Д. Под его чутким руководством создавался не только 236-й мотор, но и прочие механизмы из этого семейства. Так родился двигатель, которому по сей день нет равных. Он устанавливается на «Урал». Автомобиль от этого очень выиграл в технических характеристиках. Также это лучший мотор для тракторной и строительной техники.

ЯМЗ-236: производство сейчас

Сейчас ОАО “Автодизель” до сих пор производит этот агрегат, но также собирают и его преемника – это ЯМЗ-530.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

Продажи двигателей не падают, хотя теперь их не поставляют на Украину. Но производство неуклонно растет.

Устройство и технические характеристики

Двигатель имеет шесть цилиндров, которые располагаются в два ряда под прямым углом. Такая V-образная компоновка использована с целью уменьшения габаритов агрегата и его веса. Также это сделано для снижения массы автомобиля в целом. Одно из основных отличий этих моторов от всех остальных – рациональное размещение каждого агрегата. Все это отлично сочетается с высокой простотой конструкции. Отмечается хорошая доступность к каждому узлу для обслуживания или ремонта. Узлы мотора требуют регулярного обслуживания. В частности, регулировка клапанов ЯМЗ-236 должна выполняться каждые 40 тысяч километров. Все те элементы, которые требуют регулярного сервиса, находятся в передней части двигателя, а также между цилиндрами.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

На передней части сверху находится топливный фильтр, компрессор для тормозной системы и электрический генератор. Эти элементы крепятся на верхнюю крышку блока. И компрессор, и генератор в качестве привода используют ремень. Слева на торцевой передней части блока находятся масляные фильтры – грубой и тонкой очистки. С правой стороны снизу расположен стартер. Картер двигателя надежно защищается поддоном. Кстати, поддон одновременно играет роль емкости для масла. На привалочных плоскостях каждого ряда цилиндров находятся головки цилиндров. Там же можно отыскать клапаны системы газораспределения и дизельные форсунки. Клапанный механизм скрыт под стальными крышками. В одной из них имеется патрубок – через него заливают масло.

Блок двигателя

Блок ЯМЗ-236 изготовлен из низклегированного серого чугуна методом литья. Отливка затем обрабатывается при помощи технологии искусственного старения. Это делается для того, чтобы снять термические напряжения и сохранить точную геометрию в процессе эксплуатации. Гильза под цилиндры имеет толстые стенки. Они отцентрированы по двум расточкам в нижней и верхней части блока. Правый ряд камер сгорания немного смещен относительно левого на 35 см. Это необходимо для размещения шатунов.

Головка цилиндров

Головка базового мотора от ОАО «Автодизель» представляет собой цельную отливку из чугуна. Она закрепляется на блоке при помощи специальных шпилек. Последние изготовлены из хромо-никелевого стального сплава и прошли термическую обработку.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилейДля отвода тепла в процессе работы мотора головка оснащена рубашкой для охлаждающей жидкости и всего остального блока. Внутри ГБЦ находятся запрессованные в нее клапаны. Они оснащены пружинными и крепежными деталями. Там же расположены форсунки и коромысла. Седло-клапан вставное, изготовлено из специальных жаропрочных чугунных сплавов. Оно запрессовывается в гнездо внатяг. Между головкой и блоком установлена единая на каждые три цилиндра прокладка-сэндвич.

Механизм ГРМ

Газораспределительный механизм на ЯМЗ-236 верхнеклапанный. Распределительный вал распложен внизу. Клапан приводятся в действие при помощи системы толкателей, коромысел и штанг. Распредвал изготовлен методом ковки из углеродистой стали 45. Толкатели так же стальные, выполненные по технологии штамповки. Клапаны, как впускные, так и выпускные произведены из жароупорных сталей. Периодически дизельный двигатель требует обслуживания. Нужна регулировка клапанов ЯМЗ-236 и кое-какие другие стандартные операции.

Читайте так же:
Как отрегулировать давление в расширителе навьен

Как отрегулировать клапаны?

Данный механизм ГРМ обязательно должен иметь тепловой зазор.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилейЭто сделано для герметизации посадки клапана в его седле, а также компенсации теплового расширения. Размеры зазора в выпускном и впускном клапане должны быть равны между собой. Этот параметр составляет от 0,25 до 0,3 миллиметров. Если двигатель эксплуатируется достаточно долго, тогда зазор допускается увеличить до 0,4 миллиметра. Регулировка клапанов ЯМЗ-236 осуществляется только на холодном моторе. Процесс проводится так. Вначале выключают подачу топлива. Затем откручивают гайки, удерживающие крышку ГБЦ. Крышка снимается, динамометрическим ключом проверяют силу затяжки болтов на осях коромысел. Далее коленчатый вал проворачивают по часовой стрелке. Затем наблюдают за движением впускного клапана на первом цилиндре и ждут, когда он закроется.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

После этого коленчатый вал проворачивают еще на четыре оборота. Затем при помощи щупа проверяют зазор. Если это необходимо, параметр корректируют при помощи вращения контргайки на регулировочном винте коромысла. При этом болт фиксируется отверткой. Порядок регулировки клапанов ЯМЗ-236 ничем нее отличается от аналогичной процедуры на других моделях двигателей. После окончания процесса необходимо проверить состояние прокладок и при необходимости заменить их.

Современный ЯМЗ-236

Чугун в качестве базового материала на заводе использовали до 2010 года. Но позже инженеры и конструкторы решили, что пора использовать алюминий. Теперь блок и головка блока производятся из этого металла, что значительно упростило ремонт ЯМЗ-236, расточку шеек камер сгорания. Также процедура хонингования стала значительно точнее. При этом блок не утерял своей прочности. На ЯМЗ-236 цена в этом виде составляет 460 тысяч рублей. На вторичном рынке можно купить экземпляры за 50-200 тысяч рублей. Все зависит от состояния.

Технические характеристики

Мотор имеет внушительный рабочий объем – 11 литров. Мощность может варьироваться от 150 до 420 лошадиных сил, в зависимости от типа и наличия турбонаддува. В последних модификациях и версиях параметр можно увеличить до 500 сил. Так как стоимость горючего постоянно растет, производитель сумел уменьшить расход топлива. Так, если «Урал» (автомобиль) потреблял ранее 40 литров на 100 километров пути, то теперь мотор расходует всего 25 литров. При этом грузовик не потерял тяговых характеристик.

Итак, мы выяснили особенности силового агрегата от Ярославского моторного завода.

Где находится номер двигателя ямз 236 фото

Из дизельных промышленных агрегатов, выпуск которых стартовал в советский период, двигатель ЯМЗ 236, относится к разряду долгожителей. Помимо того, что продукция выпускается на протяжении 50 лет, применяемые технологии и особенности остаются востребованными и сегодня. Мотор стал первым изделием с компоновкой «V», выпущенным на Ярославском заводе. Конструкция настолько удачна, что последующие модификации с шестью цилиндрами строились, беря за основу первоначальный вариант.

Двигатель сделал лидером дизельной отрасли России предприятие, создавшее продукт. Тяговая установка и сегодня считается массовой в странах содружества. ЯМЗ-236, универсальная машина, устанавливаемая на грузовики, трактора, комбайны и другую технику. Надёжный, живучий, неприхотливый мотор получил за заслуги продолжение, в виде десятка модификаций. Учитывая минимальное количество проблем, которые агрегат создаёт владельцам, в дальнейшем, стратегия развития останется прежней, поскольку такое поведение оправдано.

Мотор ЯМЗ-236

История двигателя ЯМЗ 236

Развитие мотора стартовало в «пятидесятых», руководством страны поставлена задача по модернизации парка дизельных агрегатов и созданию универсальной тяговой установки. Двигателю предстояло не только заменить устаревшие модели ЯАЗ-204(206), а эксплуатироваться на разнонаправленной технике. Таких особенностей, на тот момент, не было ни у одного изделия.

Ставка сделана в пользу дизельных агрегатов, поскольку топливная экономичность стояла во «главе угла», подходящий образец в стране отсутствовал, изделие разрабатывалось с «нуля». Справиться с требованиями под силу было не каждому, к работе привлекли плеяду конструкторов, руководил группой учёный Г.Д.Чернышёв. Ставка сработала, и в скором времени появился новый продукт. Характеристики двигателя ЯМЗ 236 устраивали и даже превосходили ожидания. Надёжный, экономичный, неприхотливый, живучий аппарат возглавил массовый выпуск, положив начало линейке моторов на солярке.

Регулировка клапанов ямз 236

Есть только одна причина, по которой трудно отрегулировать клапаны ЯМЗ 236. У этого двигателя нет фиксации положения поршня в точке TDC. Поэтому необходимо искать это положение во время впрыска в первый цилиндр. Сразу хочу сказать, что я исключаю схемы регулировки, при которых коленчатый вал проворачивается за один оборот. Вероятность совершить ошибку очень высока. И тогда вам просто придется заново отрегулировать клапаны. Этот метод требует идеально точного положения поршня в TDC. Чего очень трудно добиться на таком двигателе.

Читайте так же:
Регулировка турбины на cdab

Регулировка на двигателе ямз 236 имеет ряд особенностей, которые надо хорошо знать.

Во-первых, двигатель — шестицилиндровый. Вам необходимо знать порядок расположения цилиндров. Это выглядит следующим образом

Порядок работы цилиндров ямз 236

Зная порядок действий, найдите положение поршня первого цилиндра в момент сжатия. Повторяю, что у этого двигателя нет защелки, а искать метки на переднем шкиве и маховике не очень удобно. Поэтому легче найти положение клапанов первого цилиндра.

На второй позиции. Значение теплового зазора для впускных и выпускных клапанов одинаково.

При настройке вы всегда задаете эти вопросы. Это, как бы сказать, основные моменты, в которых у вас не должно быть сомнений. Если вы давно не регулировали клапаны на этой конкретной модели.

Двигатель должен быть холодным, так как допустимые зазоры рассчитаны именно на холодный двигатель.

Необходимо снять клапанную крышку и определить, какие клапаны являются впускными, а какие выпускными. Это несложно сделать, так как выпускные клапаны расположены у каналов выпускного коллектора, а впускные клапаны — у каналов впускного коллектора соответственно. Вы также можете направиться к двигателю. Справа выпускные клапаны обращены к вентилятору охлаждения. А слева выпускные клапаны направлены к маховику.

Регулировка клапанов ЯМЗ 236

Регулировка начинается с первого цилиндра. Он расположен с правой стороны по направлению движения автомобиля. Теперь очень важно определить положение верхней мертвой точки (TDC) первого цилиндра при сжатии топливной смеси. В этом положении впускные и выпускные клапаны должны быть закрыты.

Поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть спереди двигателя), пока впускной клапан не будет полностью закрыт. Это означает, что рычаг впускного клапана должен двигаться вверх и быть неподвижным при дальнейшем повороте. Продолжайте поворачивать коленчатый вал на 1/3 оборота. Это положение поршня при сжатии в TDC. Проверьте себя по метке топливного насоса. Он должен находиться в положении впрыска первого цилиндра.

Регулировка клапанов ЯМЗ 236

Это очень важно, чтобы не ошибиться, так как остальные клапаны также будут регулироваться из этого положения. Лучше проверить себя еще раз. В этом положении маркеры угла опережения зажигания расположены близко друг к другу. Было бы идеально, если бы они совпадали, но в данном случае такая точность не нужна.

Чтобы настроить клапан первого цилиндра. Манометр 0,25 мм должен входить между клапаном и коромыслом с небольшим усилием, а если используется манометр 0,30 мм, то он должен сопротивляться.

После регулировки клапанов первого цилиндра перейдите на другую сторону и начните регулировку четвертого цилиндра. Продолжайте вращать коленчатый вал в том же направлении. Снова дождитесь закрытия впускного клапана и продолжайте поворачивать примерно на 1/3 оборота на 120 градусов, чтобы начать регулировку клапанов 4-го цилиндра, затем в том же порядке последовательно выполните регулировку 2-го, 5-го, 3-го и 6-го цилиндров.

Схема расположения цилиндров на двигателе

Регулировка клапанов ЯМЗ 236

Я повторяю. Существует схема регулировки клапанов в пределах одного оборота коленчатого вала. Поскольку коленчатый вал установлен в одном положении, отрегулируйте клапаны в соответствии со схемой. Затем поверните коленчатый вал на один оборот и отрегулируйте остальные клапаны в соответствии со схемой. Я никогда не пользовался этим и никому не советую. Существует очень высокая вероятность ошибки в точности определения положения коленчатого вала. В результате вы тратите больше времени и усилий на регулировку клапанов. Потому что приходится все переделывать.

Очень важно сделать корректировку в нужное время. Увеличение зазора приведет к тому, что клапаны будут открываться слишком поздно, а закрываться слишком рано. Это повлияет на производительность двигателя и, соответственно, увеличит расход топлива. Недостаточный тепловой зазор не позволяет клапанам полностью закрыться, что приводит к прогоранию клапанов. Регулировка клапанов ЯМЗ 236 не занимает много времени, необходимо иметь доступ к клапанам и особенно затянуть их.

Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов

Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов

В настоящее время работают на автомобилях двигатели с верхнеклапанным расположением. Поэтому температурный зазор устанавливается между стержнем клапана и коромыслом (либо кулачком распределительного вала) исходя из условия плотной посадки клапанов и бесшумной их работы. Проверяется и регулируется при ТО2.

Когда двигатель нагревается, происходит расширение деталей газораспределительного механизма. При недостаточном тепловом зазоре это приводит к неплотной посадке клапанов в седлах. Двигатель теряет компрессию, перегревается, а следовательно, снижается его мощность, увеличивается расход горючего, подгорают фаски клапанов, гнезд, происходит коробление стержней клапанов. Такое явление объясняется тем, что при уменьшенном тепловом зазоре впускных клапанов во время такта сжатия некоторое количество рабочей смеси выталкивается во впускной трубопровод. Как следствие, уменьшается коэффициент наполнения цилиндров горючей смесью. Во время рабочего хода поршня часть горячих газов также выталкивается во впускной трубопровод. Подгорают фаски клапанов, воспламеняется рабочая смесь во впускном трубопроводе. При этом происходят хлопки, «чихание», что небезопасно в пожарном отношении.

Читайте так же:
Манометр индикатор вч для регулировки двигателя

При уменьшенном зазоре в выпускных клапанах при такте сжатия рабочая смесь попадает в выпускной трубопровод, а затем — в глушитель, и сгорание сопровождается «выстрелами».

К тому же в двигателе ЗМЗ53, ГАЗ24 при прогреве может возникнуть стук переднего или последнего клапанов. Тогда зазор у этих клапанов можно уменьшить против нормального на 0,05— 0,1 мм.

Какова последовательность регулировки клапанов? На двигателях МеМЗ966 и МеМЗ968А, к примеру, сначала снимают крышки клапанов, проверяют затяжку гаек крепления валиков коромысел к стойкам, устанавливают поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке при такте сжатия. При этом оба клапана будут закрыты, а риска ВМТ на крышке центробежного фильтра совпадет с ребром выступа на крышке распределительных шестерен. Зазор проверяется плоским щупом соответствующей величины между стержнем клапана.и носком коромысла.

Если зазор не соответствует норме, отворачивают контргайку регулировочного винта на коромысле и с помощью отвертки вращают регулировочный винт. Так достигается соответствующий зазор. Щуп при этом должен протягиваться с некоторым усилием. Затем фиксируется регулировочный винт затягиванием контргайки. Но так как во время затяжки контргайки может измениться положение регулировочного винта и зазор, то величина его проверяется заново. После регулировки зазоров в клапанах первого цилиндра коленчатый вал проворачивают на 180° и регулируют зазоры в клапанах второго цилиндра. Затем вал снова проворачивают на 180° — регулируют зазоры в клапанах четвертого цилиндра. Точно таким же образом зазоры устанавливают и в клапанах третьего цилиндра. Схема расположения цилиндров и порядок нумерации показан на рисунках 3, 4, 5.

По окончании регулировки торцы клапанов и валики коромысел смазывают маслом, после чего устанавливают крышки клапанов.

Регулировка зазоров в клапанах двигателя «Москвич412» производится аналогичным образом. На нижней крышке картера приводного газораспределитель

ного механизма имеется установочный штифт, на шкиве коленчатого вала есть. Нужно, чтобы вторая метка по направлению вращения коленчатого вала совпала с установочным штифтом, тогда в первом цилиндре поршень будет находиться в ВМТ. Отпускается контргайка. Затем специальным торцовым ключом вращают регулировочный болт. Коленчатый вал проворачивают на полоборота и регулируют зазоры клапанов третьего цилиндра. Еще через полоборота снова регулируют клапаны четвертого цилиндра, а еще через полоборота — клапаны второго цилиндра.

В двигателе ВАЗ2101, ВАЗ2103, «Жигули1300» зазор устанавливается между рычагом привода клапана и затылком кулачка распределительного вала. Для этого снимают крышку клапанного механизма. Метка на звездочке распределительного вала совмещается с меткой на корпусе подшипников. После этого проверяют и регулируют зазор в третьем цилиндре у впускного и в четвертом цилиндре у выпускного клапанов.

Затем коленчатый вал проворачивают на 180°, проверяют и регулируют зазор в четвертом цилиндре у впускного и во втором цилиндре— у выпускного клапанов. Снова проворачивают на 180°, проверяют и регулируют зазоры во втором цилиндре у впускного и первом цилиндре у выпускного клапанов. Затем коленчатый вал проворачивают вновь на 180° и повторяют регулировочные операции в первом цилиндре на впускном и в третьем цилиндре на выпускном клапанах. Регулировка зазора производится ослаблением контргайки / и вращением регулировочного болта 2 (смотреть статью под номером 6.) Контроль производится специальным щупом, который вытягивается из зазора с усилием 2—3 кГ.

Зазоры в клапанах можно отрегулировать, установив первый цилиндр в ВМТ. При этом метка на шкиве коленчатого вала должна совпадать с третьей меткой на крышке распределительных шестерен, и оба клапана должны быть закрыты. После регулировки зазоров в клапанах первого цилиндра в остальных цилиндрах регулировку производят согласно порядку работы двигателя 1—3—4—2, каждый раз проворачивая коленчатый вал на 180°.

Регулировка зазоров в клапанах на двигателе ГАЗ24, УАЗ469, УАЗ451 производится аналогичным образом, как и в двигателе же, как в двигателе «Москвич412», работы цилиндров двигателя, т. е. 1 — раз коленчатый вал проворачивают на 90

линдра устанавливают в ВМТ при такте сжатия: проворачивают вручную коленчатый вал. Предварительно снимается крышка люка на картере сцепления (ГАЗ66). Дальнейшее вращение коленчатого вала продолжается, пока зачеканенный шарик в маховике двигателя совпадет с указателем на картере сцепления или риска на шкиве коленчатого вала совместится с центральной риской планки указателя ВМТ (ГАЗ53А).

При регулировке зазоров в клапанах нужно иметь в виду, что цилиндры правого блока двигателя (по ходу автомобиля) имеют номера 1—4, а левого—5—8. Их счет ведется от первого цилиндра, со стороны вентилятора.

Регулировка зазоров в клапанах на двигателях ЗИЛ130 производится аналогичным образом. Установка поршня первого цилиндра в ВМТ производится совмещением метки на шкиве коленчатого зала с меткой ВМТ на зубчатом указателе.

Регулировка зазоров выполняется в последовательности работы цилиндров двигателя 1—5—4—2—6—3—7—8, вал проворачивают на 90°. Регулировку зазоров в клапанах на двигателях ЯМЗ236, ЯМЗ238 производят, предварительно проверив затяжку болтов крепления осей коромысел с усилием 13 кГм, проворачивают коленчатый вал до тех пор, пока впускной клапан первого цилиндра закроется (поднимется), проворачивают коленчатый вал еще на 1/3—1/4 оборота. При этом оба клапана первого цилиндра будут закрыты — происходит такт сжатия. В этом положении регулируют зазоры. После регулировки зазоров в клапанах первого цилиндра регулировку производят согласно порядку работы двигателя: ЯМЗ236—1—4—2—5—3—6; ЯМЗ238—1—5—4—2—6—3—7—8.

Читайте так же:
Аварийный клапан сброса давления в системе отопления регулировка

В практике можно произвести регулировку зазоров в клапанах на двигателях ЯМЗ236; ЯМЗ238 в другой последовательности. При вращении коленчатого вала совмещают метки на шкиве коленчатого вала с нулевой меткой на крышке распределительных шестерен. При этом оба клапана первого цилиндра должны быть закрыты. После регулировки зазоров в клапанах коленчатый вал проворачивают на 90° и регулируют в четвертом цилиндре, затем проворачивают коленчатый вал на 150° и регулируют во втором цилиндре, проворачивают на 90° и регулируют в пятом цилиндре, проворачивают на 150° и регулируют в третьем цилиндре, проворачивают на 90° и регулируют в шестом цилиндре. В двигателе ЯМЗ238 зазоры в клапанах регулируют аналогичным образом, только каждый раз следует проворачивать коленчатый вал на 90° и регулировку производить согласно порядку работы двигателя. Притирка клапанов, как правило, делается при необходимости или прогнозируется с помощью данных таблицы 6.

Для двигателей ЯМЗ740 регулировку тепловых зазоров производят в следующей последовательности: установив первый цилиндр в ВМТ при такте сжатия, регулируют клапаны в 1 и 5 цилиндрах, затем поворачивают коленчатый вал на 180° и регулируют клапаны в 4 и 2 цилиндрах. Повернув коленчатый вал на 360°, регулируют клапаны в 6 и 3 цилиндрах, а в 7 и 8 цилиндрах — при повороте коленчатого вала на 540°.

В двигателе ЯМЗ741 аналогично устанавливают поршень первого цилиндра при такте сжатия в ВМТ — регулируют зазоры в клапанах 1 и 6 цилиндров, поворачивают коленчатый вал на 150°— в 5 и 10 цилиндрах, на 500°— в 2 и 7, на 450°— в 3 и 8, на 600°— в 4 и 9 цилиндрах.

После регулировки следует вновь проверить зазоры между стержнями клапанов и коромыслами.

Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

Грузовые автомобили

В линейке продукции ЯМЗ много силовых агрегатов. Один из них – ЯМЗ-236. Им укомплектовано огромное количество самой разной строительной и дорожной техники. Этот двигатель устанавливается на МАЗы, «Уралы», дизельные генераторы, а также на некоторые модели автобусов. ЯМЗ-236 – это разработка 55-летней давности, но сегодня альтернативы практически не существует, как и равных ему по характеристикам. Естественно, что для надежной работы двигателю необходимо регулярное обслуживание. Рассмотрим особенности этого мотора и выясним, как выполняется регулировка клапанов ЯМЗ-236.

Универсальный и конкурентоспособный

Наверное, единственное предприятие в России, которое сегодня может выпускать конкурентоспособные дизельные силовые агрегаты для грузовых авто, а также для строительной техники – это Ярославский моторный завод.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

Любой двигатель из линейки олицетворяет собой брутальность, надежность, неприхотливость в обслуживании и простоту. И чаще всего эти моторы показывают отличные возможности по интеграции в технику нового века.

Как создавали мотор

В 50-х годах Ярославский завод получил специальный заказ от государства на разработку и дальнейший запуск в производство мощных дизельных силовых агрегатов, которые должны были прийти на замену уже устаревшим на тот период ЯАЗ. Эти двигатели должны были стать не просто мощнее, но и экономичнее, чем ЯАЗ. В СССР хотели получить универсальный дизельный двигатель внутреннего сгорания, который можно было бы устанавливать на самые разные автомобили.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

Инженеры работали под началом известного талантливого конструктора Чернышева Г.Д. Под его чутким руководством создавался не только 236-й мотор, но и прочие механизмы из этого семейства. Так родился двигатель, которому по сей день нет равных. Он устанавливается на «Урал». Автомобиль от этого очень выиграл в технических характеристиках. Также это лучший мотор для тракторной и строительной техники.

ЯМЗ-236: производство сейчас

Сейчас ОАО “Автодизель” до сих пор производит этот агрегат, но также собирают и его преемника – это ЯМЗ-530.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

Продажи двигателей не падают, хотя теперь их не поставляют на Украину. Но производство неуклонно растет.

Устройство и технические характеристики

Двигатель имеет шесть цилиндров, которые располагаются в два ряда под прямым углом. Такая V-образная компоновка использована с целью уменьшения габаритов агрегата и его веса. Также это сделано для снижения массы автомобиля в целом. Одно из основных отличий этих моторов от всех остальных – рациональное размещение каждого агрегата. Все это отлично сочетается с высокой простотой конструкции. Отмечается хорошая доступность к каждому узлу для обслуживания или ремонта. Узлы мотора требуют регулярного обслуживания. В частности, регулировка клапанов ЯМЗ-236 должна выполняться каждые 40 тысяч километров. Все те элементы, которые требуют регулярного сервиса, находятся в передней части двигателя, а также между цилиндрами.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

Читайте так же:
Матиз регулировка клапанов на горячую

На передней части сверху находится топливный фильтр, компрессор для тормозной системы и электрический генератор. Эти элементы крепятся на верхнюю крышку блока. И компрессор, и генератор в качестве привода используют ремень. Слева на торцевой передней части блока находятся масляные фильтры – грубой и тонкой очистки. С правой стороны снизу расположен стартер. Картер двигателя надежно защищается поддоном. Кстати, поддон одновременно играет роль емкости для масла. На привалочных плоскостях каждого ряда цилиндров находятся головки цилиндров. Там же можно отыскать клапаны системы газораспределения и дизельные форсунки. Клапанный механизм скрыт под стальными крышками. В одной из них имеется патрубок – через него заливают масло.

Блок двигателя

Блок ЯМЗ-236 изготовлен из низклегированного серого чугуна методом литья. Отливка затем обрабатывается при помощи технологии искусственного старения. Это делается для того, чтобы снять термические напряжения и сохранить точную геометрию в процессе эксплуатации. Гильза под цилиндры имеет толстые стенки. Они отцентрированы по двум расточкам в нижней и верхней части блока. Правый ряд камер сгорания немного смещен относительно левого на 35 см. Это необходимо для размещения шатунов.

Головка цилиндров

Головка базового мотора от ОАО «Автодизель» представляет собой цельную отливку из чугуна. Она закрепляется на блоке при помощи специальных шпилек. Последние изготовлены из хромо-никелевого стального сплава и прошли термическую обработку.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилейДля отвода тепла в процессе работы мотора головка оснащена рубашкой для охлаждающей жидкости и всего остального блока. Внутри ГБЦ находятся запрессованные в нее клапаны. Они оснащены пружинными и крепежными деталями. Там же расположены форсунки и коромысла. Седло-клапан вставное, изготовлено из специальных жаропрочных чугунных сплавов. Оно запрессовывается в гнездо внатяг. Между головкой и блоком установлена единая на каждые три цилиндра прокладка-сэндвич.

Механизм ГРМ

Газораспределительный механизм на ЯМЗ-236 верхнеклапанный. Распределительный вал распложен внизу. Клапан приводятся в действие при помощи системы толкателей, коромысел и штанг. Распредвал изготовлен методом ковки из углеродистой стали 45. Толкатели так же стальные, выполненные по технологии штамповки. Клапаны, как впускные, так и выпускные произведены из жароупорных сталей. Периодически дизельный двигатель требует обслуживания. Нужна регулировка клапанов ЯМЗ-236 и кое-какие другие стандартные операции.

Как отрегулировать клапаны?

Данный механизм ГРМ обязательно должен иметь тепловой зазор.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилейЭто сделано для герметизации посадки клапана в его седле, а также компенсации теплового расширения. Размеры зазора в выпускном и впускном клапане должны быть равны между собой. Этот параметр составляет от 0,25 до 0,3 миллиметров. Если двигатель эксплуатируется достаточно долго, тогда зазор допускается увеличить до 0,4 миллиметра. Регулировка клапанов ЯМЗ-236 осуществляется только на холодном моторе. Процесс проводится так. Вначале выключают подачу топлива. Затем откручивают гайки, удерживающие крышку ГБЦ. Крышка снимается, динамометрическим ключом проверяют силу затяжки болтов на осях коромысел. Далее коленчатый вал проворачивают по часовой стрелке. Затем наблюдают за движением впускного клапана на первом цилиндре и ждут, когда он закроется.Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

После этого коленчатый вал проворачивают еще на четыре оборота. Затем при помощи щупа проверяют зазор. Если это необходимо, параметр корректируют при помощи вращения контргайки на регулировочном винте коромысла. При этом болт фиксируется отверткой. Порядок регулировки клапанов ЯМЗ-236 ничем нее отличается от аналогичной процедуры на других моделях двигателей. После окончания процесса необходимо проверить состояние прокладок и при необходимости заменить их.

Современный ЯМЗ-236

Чугун в качестве базового материала на заводе использовали до 2010 года. Но позже инженеры и конструкторы решили, что пора использовать алюминий. Теперь блок и головка блока производятся из этого металла, что значительно упростило ремонт ЯМЗ-236, расточку шеек камер сгорания. Также процедура хонингования стала значительно точнее. При этом блок не утерял своей прочности. На ЯМЗ-236 цена в этом виде составляет 460 тысяч рублей. На вторичном рынке можно купить экземпляры за 50-200 тысяч рублей. Все зависит от состояния.

Технические характеристики

Мотор имеет внушительный рабочий объем – 11 литров. Мощность может варьироваться от 150 до 420 лошадиных сил, в зависимости от типа и наличия турбонаддува. В последних модификациях и версиях параметр можно увеличить до 500 сил. Так как стоимость горючего постоянно растет, производитель сумел уменьшить расход топлива. Так, если «Урал» (автомобиль) потреблял ранее 40 литров на 100 километров пути, то теперь мотор расходует всего 25 литров. При этом грузовик не потерял тяговых характеристик.

Итак, мы выяснили особенности силового агрегата от Ярославского моторного завода.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector