4h4-auto.ru

4х4 Авто
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка предохранительного клапана гур мтз

Регулировка предохранительного клапана гур мтз

Ремонт рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Большой люфт руля при работающем двигателе означает, что имеет место износ соединений вала рулевого механизма, возможны увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг. Возможно ослабли подшипники червяка на валу.

Для исправления создавшейся ситуации на первом этапе проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг. Нужно устранить зазоры, поменять необходимые детали и отрегулировать механизм.

Чтобы выяснить, какова величина зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также определить усилие на ободе руля применяют обычно устройство НИИАТ-402 (см. на рис. 2.3.1).

Рис. 2.3.1. Как определить свободный ход руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — прибор НИИАТ-402; 2 рулевое колесо; 3 — рулевая колонка

Динамометр устройства размещают на руле, а указатель — на рулевой колонке. Поворачивая руль в обе стороны до пропадания зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, вычисляют свободный ход руля. Типовой свободный ход рулевого колеса лежит в пределах 25—30°, а приемлемый (допустимый) — 35°.

Чтобы определить, какое усилие развивается на ободе руля, откидывают рулевые тяги от сошки, включают двигатель и при максимальной частоте вращения коленвала тянут на себя одну из ручек динамометра устройства. По размещению на противоположной рукоятке фиксаторного кольца узнают усилие свободного поворота руля. Усилие на руле должно находиться в пределах 30—50 Ньютон.

Если люфт руля выше допустимого значения, начинают регулировать механизмы гидроусилителя. Зазоры в зубчатом сцеплении червяк-сектор (см. рис. 2.3.2) исправляют смещением регулировочной втулки 4, но вначале нужно отвернуть стопорный болт 3. При незначительном изменении свободного хода вала гидроусилителя руля, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3), а далее пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4). Он обычно должен находится в пределах 0,1—0,3 мм. Зазор доводят до ума с помощью прокладок фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Финишируют эту процедуру регулировкой зацепления червяк-сектор. В чем коварство? Нужно чтобы вращения червяка было свободным, без заеданий.

Рис. 2.3.2. Как отрегулировать зазор в зацеплении червяк—сектор поворотом регулировочной втулки МТЗ:
1 — лимб;
2 — стрелка-указатель;
3 — стопорный болт;
4 — регулировочная втулка червяка;
5 — червяк

Рис. 2.3.3. Как снять крышку корпуса ГУР МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — корпус ГУРа;
2 — крышка корпуса ГУРа

Рис. 2.3.4. Как проверить зазор между упором и рейкой трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — рейка;
2 — щуп;
3 — упор

Рис. 2.3.5. Как отрегулировать зазор в зацеплении червяк—сектор установкой прокладок МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — корпус ГУРа;
2 — датчик блокировки дифференциала;
3 — регулировочные прокладки

Тяжелый поворот трактора говорит нам о нехватке рабочей жидкости в баке, снижении ее подачи, либо ошибке в регулировки предохранительного клапана. Еще одна причина — износ или разваливание уплотнительных колец силового цилиндра.

Процедура тестирования техсостояния гидросистемы управления поворотом МТЗ основывается в вычислении давления подачи, которое развивается насосом. Определяем моменты утечек масла в распределителе и силовом цилиндре и регулировку предохранительного клапана. Вроде все верно. Требуемые процедуры осуществляют, как правило, без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, довольствуясь в наличии такого замечательного прибора как КИ-5473 (направление дроссель-расходомер).

Режимы работы гидросистемы управления поворотом сверяют прибором при номинальной частоте вращения коленвала движка, противодавлении 5,0 МПа по известному манометру прибора и температуре охлаждающей жидкости 50—60° С. Далее не забывают о том, что нужно показания шкалы расходов прибора помножить на коэффициент 0,7 L.

Как проверить подачу рабочей жидкости к гидроусилителю руля? По рисунку 2.3.6 от коробки предохранительного клапана отделяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подключают входной рукав КИ-5473. Сливной рукав помещают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Заводят двигатель, доводят давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленвала и по шкале прибора отслеживают подачу рабочей жидкости. При низком уровне подачи, насос необходимо заменить.

При величине подачи не ниже допустимого значения, диагностируют состояние распределителя по количеству утечки масла (рис. 2.3.7).

Рис. 2.3.6. Как проверить насос высокого давления ГУРа трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
а — подключение прибора;
б — схема проверки;
1 — прибор КИ-5473;
2 — нагнетательный трубопровод насоса;
3 — заливная горловина ГУРа

Рис. 2.3.7. Как определить утечку масла в распределителе ГУРа трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
а — подключение прибора;
б — схема проверки;
1 — прибор КИ-5473;
2 — входной рукав прибора;
3 — заливная горловина ГУРа;
4 — распределитель ГУРа

Основные показатели работы распределителя ГУРа при проверке прибором КИ-5473

Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:
номинальная2,0
допустимая1,2
Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:
номинальное7,5
допустимое7,0-8,5

Чтобы подключить входной рукав прибора, сначала нужно выкрутить технологическую пробку (она расположена сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Заводят двигатель и при номинальной частоте вращения коленвала крутят руль вправо или влево до упора. Вращаем рукоятку прибора и выставляем давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов отмечаем показания. При разнице в показаниях прибора при отслеживании подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель необходимо ремонтировать.

Давление, при котором происходит срабатывание предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом определяют манометром, который вкручивают на место технологической пробки (рис. 2.3.8).

Рис. 2.3.8. Как проверить и отрегулировать давление срабатывания предохранительного клапана трактора :
1 — манометр; 2 — регулировочный винт с контргайкой

Для контроля заводят двигатель трактора и при (номинальной частоте вращения коленвала рукояткой прибора полностью закрывают слив масла Колеса при этом повернуты до отказа. Далее по манометру смотрят фактическое давление, при котором включается предохранительный клапан.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора на 4 тактном скутере китай

Клапан нужно отрегулировать в случае пониженного либо повышенного давления срабатывания. Для этого выкручивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, держа руль в конечном положении поворота до упора, выкручивают или вкручивают регулировочный винт до получения необходимого давления.

Если вы обнаружили, что появились резкие толчки при повороте трактора, то скорее всего ослабла затяжка гайки золотника гидронавесного распределителя, или же увеличились зазоры рулевых тяг.

Если затяжка гайки золотника ослабевает, появляются колебания передних направляющих колес. Отчетливо ощущается при передвижении на повышенных скоростях. Следует иметь в виду, что вначале нужно отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг, и только затем динамометрическим ключом затянуть корончатую гайку золотника распределителя усилием не более 20 Н*м. Дальше ее отпускают до совмещения отверстий под шплинт.

Каковы основные неисправности гидроусилителя руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82? Начнем с износа шлицев вала червяка и зубьев сектора. Далее износ зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана. Износ и несоответствие гидравлической плотности точных деталей (золотников, плунжеров, гильз).

Возможно, что при проверке состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора обнаружатся такие неисправности, которые не поддадутся устранению обычными регулировочными операциями. В таком случае, гидроусилитель руля снимают полностью и разбирают для дальнейшей технической экспертизы и замены деталей.

Как все это сделать, как грамотно провести основные операции по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля МТЗ продемонстрированы ниже на рисунках 2.3.9—2.3.30.

До демонтажа гидроусилителя руля отлейте рабочую жидкость и открутите гайку поворотного вала 4. А уже в процессе сборки гидроусилителя внимательно смотрите на усилия затяжки гаек, четкость и однозначность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, и обратите внимание на регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Сборка-разборка и прочие регулировочные операции, которые осуществляют при ремонте гидроусилителя руля, не совсем просты и требуют использования контрольно-испытательного стенда по завершению сборки для настройки всех параметров.

Отремонтированный гидроусилитель руля доводят до ума на контрольно-испытательном оборудовании КИ-4896М. При отладочных работах смотрят свободный ход руля при зафиксированном вертикальном вале ГУРа. Диапазон должен находится в пределах 4—6°. Оценивают работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5—6 МПа. Механическое напряжение на ободе руля не должно превышать 50 Ньютон.


Рис. 2.3.10. Из чего состоит гидроусилитель руля (ГУР) трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей
1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая сошка

Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — наставка;
2 — рулевая сошка;
3 — сливной патрубок;
4 — гайка поворотного вала

Рис. 2.3.11. Расположение деталей датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1, 10 — болты;
2 — крышка;
3 — пружина;
4 — золотник;
5 — толкатель;
6 — кольцо;
7, 9 — корпуса;
8 — клапан;
11— кран

Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — трубка подвода масла;
2 — корпус ГУРа;
3 — сетчатый фильтр;
4 — редукционный клапан

Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — корпус ГУРа;
2 — поворотный вал с сектором

Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Вис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.16. Как снять датчик блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.17. Как снять крышку датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУРа трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня

Рис. 2.3.21. Как снять распределитель трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — втулка;
2 — цапфа;
3 — винт съемника

Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой гайки червяка

Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала и секторе:
1 — метки;
2 — поворотный вал;
3 — сектор

Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе сектора и рейке:
1 — метки;
2 — рейка;
3 — сектор

Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня

Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала:
1 — регулировочный болт;
2 — контргайка

Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

Регулировка и техобслуживание рулевого управления трактора МТЗ-80/82

От состояния рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 во многом зависят безопасность, качество работы и утомляемость водителя. Поэтому техническое обслуживание рулевого управления нужно проводить особенно тщательно.

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодическом контроле уровня масла в корпусе гидроусилителя и его замене, смазывании карданных шарниров рулевого привода, контроле состояния резьбовых соединений рулевого привода и рулевых тяг, сошки и поворотных рычагов, крепления сектора, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса.

Рулевую колонку трактора МТЗ-80, 82 необходимо регулировать с целью исключения возможных вибраций на рулевом колесе.

Для этого рукой заворачивают гайку 12 (см. рис. 1) до соприкосновения последней с втулкой 10. При этом должны быть выбраны зазоры в соединениях, Затем отворачивают гайку 12 на полтора оборота и контрят гайкой 13.

Рис. 1. Привод рулевого механизма МТЗ-80, МТЗ-82

1 — шлицевая втулка; 2 -передний вал; 3, 7 — карданные шарниры; 4 — промежуточная опора; 5 — средний вал; 6 — стойка; 8 — штифт; 9, 12 — гайки; 10 — втулка; 11 — амортизатор; 13 — контр­гайка; 14 — рулевое колесо; 15 — маховичок; 16 — рулевой вал; 17, 21 — винты; 18 — промежуточный вал; 19 — труба рулевой колонки; 20 — серьга; 22 — правая стенка стойка; 23 — фиксатор; 24 — пружина; 25 – рукоятка

Читайте так же:
Регулировка фар на карибе

Масляный фильтр промывают в такой последовательности:

— Отсоединяют подводящий маслопровод 12 (см. рис. 2) от крышки 11 редукционного клапана 14.

— Снимают крышку, для чего сначала отворачивают два болта крепления ее к корпусу 22, а затем, используя их в качестве демонтажных, вворачивают болты в демонтажные отверстия крышки и снимают ее.

— Отсоединяют оставшиеся маслопроводы от редукционного клапана 14.

— Удерживая рукой фильтр 13, выворачивают редукционный клапан и снимают сливной фильтр.

— Промывают фильтр в дизельном топливе.

Для установки фильтра операции выполняют в обратной последовательности:

— Фильтр промывают при ТО-3 (960-1000 моточасов работы).

— Одновременно нужно подтянуть гайку 8 крепления сектора на поворотном валу.

Рис. 2. Гидроусилитель рулевого управления ГУР трактора МТЗ-80 и МТЗ-82

1 — пробка; 2 клапанная крышка; 3 регулировочный винт клапана; 4 червяк; 5 — болт крепления регулировочной втулки; 6 — регулировочная втулка; 7 — сектор; 8 — гайка; 9 — рейка; 10 — регулировочный болт; 11 — верхняя крышка; 12 — гайка; 13 — сливной фильтр; 14 — редукционный клапан; 15 — кран управления АБД; 16 — золотник датчика блокировки дифференциала; 17 — маховичок крана управления; 18 — сошка; 19 — гайка сошки; 20 — сливная пробка; 21 — поворотный вал; 22 — корпус; 23 — упор рейки; 24 — регулировочные прокладки; 25 — шток; 26 — поршень; 27 — передняя крышка цилиндра; 28 — упорный подшипник; 29 — шайба; 30 — сферическая гайка; 31 — золотник

Регулировка гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, 82

Проверяют зацепление червяк-сектор и сектор-рейка, затяжку гайки червяка, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан, а также управление краном блокировки дифференциала.

Зацепление «червяк-сектор» и затяжку гайки червяка ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 регулируют в следующей последовательности:

— Поддомкрачивают трактор, чтобы передние колеса не касались грунта.

— Затем ослабляют затяжку регулировочного болта 5, вводят в паз втулки 6 ключ и поворачивают ее по ходу часовой стрелки до упора зубьев червяка и сектора (при этом сошка 18 должна находиться в среднем положении).

— Втулку поворачивают против хода часовой стрелки так, что­бы по наружному диаметру она провернулась на 10-12 мм. Затягивают болт 5.

— Запускают двигатель и проверяют отсутствие заеданий в зацеплении «червяк-сектор» при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора.

— Если при этом имеют место заедания, то нужно увеличить зазор в зацеплении, отпустив болт 5 и повернув втулку 6 дополнительно по ходу часовой стрелки. Усилие на рулевом колесе не должно превышать 30-40 Н.

Регулировка затяжки сферической гайки 30 червяка ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 заключается в правильной затяжке упорных шариковых подшипников 28 для обеспечения нормального поджатая кольцами подшипников торцов золотника 31.

От правильных регулировок во многом зависит исправная работа гидроусилителя руля МТЗ-80, МТЗ-82.

Чрезмерная затяжка гайки 30 может вызвать перекос золотника и увеличение усилия поворота.

Зазоры между подшипниками и золотником приводят к увеличению свободного хода рулевого колеса, а также к колебаниям колес, так как в этих условиях золотник может произвольно перемещаться, изменяя соответственно направление потока масла в одну или другую полость цилиндра поршня.

Перед затяжкой гайки 30 отворачивают четыре болта крепления распределителя, снимают крышку 29. Крепят распределитель двумя диаметрально расположенными болтами к корпусу гидроусилителя, подложив под головки болтов набор шайб (или гайку), толщина (или высота) которых равна толщине фланца крышки 29.

Затягивают, предварительно расшплинтовав, гайку моментом силы 20 Нм. При этом кольца подшипника 28 должны быть плотно прижаты к торцам золотника 31.

Затем отворачивают гайку на 1/10-1/12 оборота, чтобы совместить прорезь гайки под шплинт и отверстие в червяке, и шплинтуют гайку.

Выворачивают два болта, ввернутые в корпус, устанавливают на место крышку 29 и закрепляют распределитель. Зацепление «сектор-рейка» ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 регулируют прокладками 24 под фланцем упора 23 рейки.

При этом зазор между упором и рейкой 9 должен быть 0,1-0,3 мм. Проверяя этот зазор, нужно поджимать рейку 9 к сектору 7.

Осевой ход поворотного вала трактора регулируют в следующей последовательности:

— Ослабляют затяжку контргайки и вворачивают регулировочный винт 10 до упора в торец вала. Затем выворачивают болт 10 па 1/8-1/10 оборота и контрят его гайкой.

— Предохранительный клапан проверяют следующим образом. В нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 1 подсоединяют манометр со шкалой деления от 0 до 10 МПа.

— Запускают двигатель и поворачивают рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. При максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, доводят температуру масла в гидросистеме до 50±5°С. При этом давление должно достигать 8,8 МПа.

Если показания манометра меньше, повышают давление до требуемых значений, медленно вворачивая винт 3. После регулировки винт 3 нужно законтрить гайкой и установить колпак.

Признак нарушения регулировки предохранительного клапана гидроусилителя МТЗ-80, МТЗ-82 — увеличение усилия на рулевом колесе.

Свободный ход рулевого колеса проверяют на стоянке при работающем двигателе. При этом он не должен превышать 20°.

Если свободный ход рулевого колеса больше, проверяют зазоры в соединениях рулевого привода МТЗ-80, МТЗ-82 и при необходимости подтягивают гайки крепления сошки и сектора, крепление поворотных рычагов передних мостов и шарниров рулевых тяг, затяжку гайки червяка, регулировку зацепления «червяк-сектор», «сектор-рейка» и осевой ход поворотного вала гидроусилителя.

Читайте так же:
Регулировка электромагнитного клапана турбины

Необходимо следить за уровнем масла в гидросистеме рулевого управления. Если уровень масла меньше нижней риски на масломере, работать на тракторе категорически запрещается. При замене масла одновременно нужно промывать заливной фильтр.

После замены масла прокачивают гидросистему рулевого управления трактора МТЗ-80, 82 в таком порядке:

— Поддомкрачивают передний мост до отрыва передних колес от грунта.

— Запускают двигатель и при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя поворачивают рулевое колесо в крайние положения по 8-10 раз (вначале медленно, затем быстро), не удерживая его при этом в крайних положениях.

— Затем проверяют уровень масла и при необходимости доливают его до верхней метки масломера. Распределитель приходится снимать и заново устанавливать в случае замены его уплотнительных колец и промывки деталей.

При установке распределителя выполняют следующее. Проверяют наличие уплотнительных колец на торцах распределителя и положение золотника 31 в его корпусе.

Золотник должен быть установлен так, чтобы его торец с фаской по наружному диаметру был направлен к корпусу гидроусилителя. Противоположная установка золотника приведет к резкому повышению усилия поворота.

Устанавливают распределитель без наружной крышки 29 и крепят его к корпусу гидроусилителя МТЗ двумя диаметрально расположенными болтами, подложив под головки болтов набор шайб, толщина которых равна высоте крышки.

Ставят упорный подшипник 28, шайбу с конусом и затягивают сферическую гайку 30 в соответствии с
рекомендациями, приведенными выше.

Признак правильной затяжки гайки — отсутствие зазоров между золотником и кольцами подшипника и отдачи рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения его вращения влево.

Регулировки оборудования гидросистемы МТЗ-82

При неполном включении шестерни 3 (рис. А) привода гидронасоса или при ее замене возникает необходимость в регулировке зацепления шестерни.

Регулировку производите в следующей последовательности:

— установите рукоятку включения насоса в нижний паз пластины 2 (выключенное положение насоса);

— отпустите болты крепления пластины к баку и запустите дизель;

— на минимальной частоте вращения дизеля поверните рукоятку вместе с пластиной вверх до слышимого касания шестерен, после чего переместите рукоятку с пластиной немного вниз и затяните болты крепления пластины.

Рис.А. Регулировка включения шестерни привода гидронасоса МТЗ-80, 82

Для предохранения гидросистемы МТЗ-82, 80 от перегрузок в распределителе установлен предохранительный клапан, который регулируется на давление срабатывания соответствующее характеристикам гидросистемы трактора.

Регулировка давления срабатывания предохранительного клапана распределителя гидросистемы и автоматического возврата золотника выполняется в следующей последовательности:

— распределитель очищают от пыли и грязи;

— с одной из секций распределителя снимают шланги или выкручивают заглушки установив на их место прибор типа ДР-70, с предварительно полностью открытым дроссельным отверстием, тщательно затягивают соединения;

— снимают пломбу (если она там присутствует) с колпака предохранительного клапана и откручивают колпак;

— придерживая отверткой за шлиц регулировочный винт, отпускают его контргайку; запускают дизель;

— устанавливают рычаг управления секцией распределителя, к которой подключен прибор, в положение «Подъем» и установив номинальные обороты двигателя постепенно, с помощью маховичка, перекрывают отверстие дросселя, увеличивая тем самым давление в гидросистеме;

— о срабатывании предохранительного клапана (шарик отходит от своего седла, пропуская поток масла) свидетельствует остановка изменения положения стрелки прибора при дальнейшем уменьшении сечения дроссельного отверстия прибора.

Давление указываемое стрелкой и соответствует давлению срабатывания предохранительного клапана.

Если полученное таким образом значение давления отличается от нормативного, то его регулируют изменением сжатия пружины клапана вкручивая (увеличение давления) или выкручивая (уменьшение давления) регулировочный винт.

— в случае невозможности повысить давление в гидросистеме до требуемого значения меняют пружину клапана, а если и это не помогает, то чеканят шарик клапана по седлу (выкрутив полностью регулировочный винт ударяя через наставку из мягкого материала по шарику несильными ударами молотка), меняют детали клапана (шарик и седло) или же сдают в ремонт насос или распределитель;

— после установки требуемого давления срабатывания предохранительного клапана регулировочный винт контрят, устанавливают колпак, снимают прибор и устанавливают на место снятые заглушки или шланги.

У распределителей более ранних выпусков давление автоматического возврата золотника в положение «Нейтральное» регулировалось с помощью регулируемого клапана, размещенного в золотнике, что целесообразно выполнять в мастерской и здесь не рассматривается.

Регулировка механизма блокировки рычагов управления ГСВ и распределителем тракторов МТЗ-80, 82

Правильность регулировки механизма блокировки рычагов управления ГСВ проверяют следующим образом:

— Устанавливают рукоятку 3 (рис, 1) в положение «Сброс давления», при этом рукоятка распределителя 4 должна автоматически переместиться и остаться в позиции «Подъем»; Устанавливают рукоятку ГСВ в положение «ГСВ выключен», а рукоятку распределителя 4 в позицию «Плавающее».

— Рукоятка 3 не должна перемещаться вверх из положения «ГСВ выключен» под действием пластины 6. Если эти условия не выполняются, следует произвести регулировку длины тяги 11, управляющей золотником основного цилиндра.

Рис. 1. Органы управления распределителем и ГСВ трактора МТЗ-80,82

1 — рычаг золотника правого вывода; 2 — рычаг золотника левого вывода; 3 -рычаг ГСВ; 4 — рычаг золотника заднего цилиндра: 5 — штифт; 6 — пластина; 7 — вал; 8 — труба; 9 и 11 — тяги; 10 — маховичок, 12 — рычаг

Силовые цилиндры МТЗ-80, 82

Силовые цилиндры трактора МТЗ-82, МТЗ-80 предназначены для подъема, опускания и удержания в определенном положении навесного устройства с навешенными на него сельхозорудиями, а также рабочих органов гидрофицированных прицепных сельскохозяйственных орудий.

На тракторах МТЗ-80/82 применяют два типа цилиндров двойного действия:

— Цилиндр Ц100×200 основной диаметром 100 мм

— Цилиндр Ц75х200 выносной

Оба типа цилиндров конструктивно подобны, но отличаются размерами деталей. На тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 применяют цилиндры двойного действия диаметром 125 мм (основной цилиндр Ц 125×200-24) и диаметром 80 мм (выносной Ц80х200-3).

Читайте так же:
Ремонт бензопилы партнер 351 регулировка карбюратора

Основной цилиндр (рис. 2) установлен на крышке корпуса заднего моста. Он состоит из следующих деталей: корпуса 4. Поршня 2, штока 3, гайки 1, уплотнительных колец 6, упорного кольца 7, манжеты 8, поджимаемой пыльником и пластиной к крышке 5, Маслопровода 9, уплотни­тельных колец 10 и 11

Рис. 2. Силовой гидроцилиндр Ц125 трактора МТЗ

1 — гайка штока; 2 -поршень; 3 — шток: 4 — гильза поршня; 5 — крышка; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — упорное кольцо; 8 — манжета; 9 — маслопровод; 10 — уплотнительное кольцо поршня; 11 — уплотнительное кольцо маслопровода

Маслопроводы, запорное устройство и разрывные муфты трактора МТЗ-82, 8

Агрегаты гидросистемы МТЗ-82, 80 соединены между собой маслопроводами, выполненными из металлических труб (трубопроводы) и гибких армированных резиновых шлангов, а также проходными штуцерами и специальной соединительной арматурой.

Трубопроводы — стальные бесшовные трубки, рассчитанные на давление до 32 МПа предназначены для соединения неподвижно закрепленных па тракторе сборочных единиц.

Шланги высокого давления используют для соединения подвижных сборочных единиц. На концах шлангов установлены металлические наконечники, с помощью которых они соединены со сборочными единицами.

Запорные устройства и разрывные муфты облегчают соединение и отъединение шлангов, предотвращение утечки масла и предохраняют маслопроводы от грязи.

Разрывные муфты кроме того, размыкаясь, предохраняют шланги от разрывов в случае самопроизвольной расцепки с машиной, использующей гидросистему трактора.

Рис. 3. Запорное устройство МТЗ-80, 82

1 — стопорное кольцо: 2 — крестовина; 3 — левый корпус; 4 — накидная гайка; 5 -пружины; 6 -шариковый клапан; 7- уплотнительное кольцо; 8 — правый корпус

Запорное устройство трактора МТЗ-82 состоит из двух одинаковых по конструкции клапанов с резьбовыми концами для подсоединения маслопроводов.

В корпусах 3 (рис. 3) и 8, соединенных гайкой 4, размещены шариковые клапаны 6, которые прижаты к отверстиям корпусов пружинами 5, упирающимися на пластинчатые крестовины 2, Соединение корпусов 3 и 8 уплотнено резиновым кольцом 7.

При завертывании гайки 4 на корпус 8 шарики клапана 6 соприкасаются и, отжимая один другого от гнезд в корпусах 3 и 8, обеспечивают свободный проход для масла.

Если требуется отсоединить шланг от запорного устройства, нужно предварительно отвернуть гайку 4. Тогда шарики под действием пружин и давления масла попадут в гнезда обоих корпусов и закроют выход масла.

Разрывная муфта конструктивно отличается от запорного устройства тем, что две половины ее соединены между собой не гайкой, а шариковым замком. Разрывные муфты поставляют в комплекте с кронштейном 3 (рис. 4) для установки на агрегатируемое орудие.

Муфты встраивают в гидравлические магистрали, соединяющие трактор с прицепным орудием. Они предохраняют шланги от разрывов при случайных рывках или неожиданном отсоединении орудия, а также предотвращают от вытекания масла.

Рис. 4. Разрывная муфта МТЗ-82

1 — упорное кольцо; 2 и 8 -пружины; 3 — кронштейн; 4 — запорная втулка; 5 — уплотнительное кольцо: 6 — опорная втулка; 7 — крестовина; 9 -шариковый клапан; 10 левый корпус; 11 — фиксирующий шарик; 12 правый корпус

Шариковые клапаны 9, крестовины 7 и пружины 2 и 8 унифицированы с деталями запорного устройства. В левом корпусе 10 расположено восемь шариков 11, фиксирующего устройства. Гнезда шариков выполнены в виде конусных отверстий.

В сомкнутом положении муфты шарики 11 входят в кольцевую канавку правого корпуса 12 и удерживаются в ней запорной втулкой 4, Пружина 2, удерживаемая упорным кольцом 1, отжимает втулку 4 до упора в выступ корпуса 10.

Шарики клапана 9, также как и в запорном устройстве, упираются один в другой, обеспечивая необходимое проходное сучение для масла.

На орудии муфту устанавливают так, чтобы кольцевой бурт запорной втулки 4 заходил в паз кронштейна 3. К правому корпусу 12 присоединяют шланг от трактора, а к левому 10 — от орудия.

При аварийном натяжении шланг, подсоединенный к левому корпусу 10, сжимая пружину 2, сместит муфту влево относительно неподвижно закрепленной втулки 4 настолько, что шарики 11 выйдут из-под нее, и обе половины муфты разъединятся, сохранив тем самым шланг от разрыва.

При этом шариковые клапаны 9 под действием пружин 8 сядут в свои гнезда, загерметизировав обе разъединенные стороны.

Быстросоединяемые муфты используют на тракторах МТЗ-80, 82 для присоединения трубопроводов гидрофицированных машин к боковым и задним выводам.

Наружные полумуфты 2 (рис. 5), в которых расположены шарики 6, установлены на выводах трактора, а внутренние полумуфты 7 прикладываются в ЗИП трактора.

Рис. 5. Быстросоединяемая муфта тракторов МТЗ-82

1 — пружина запорного клапана; 2 — наружная муфта; 3 — пружина фиксатора; 4 — запорный клапан; 5.-фиксатор; 6 — шарик; 7 — внутренняя муфта

Соединение полумуфт быстросоединяемой муфты в одно целое производится перемещением фиксатора 5 в сторону наружной полумуфты 2 (шарики 6 при этом располагаются против проточки в фиксаторе) и введением внутренней полумуфты в наружную до упора.

Одновременно с этим клапаны 4, преодолевая усилие пружины 7, отходят от своих гнезд, открывая проход маслу к исполнительным механизмам сельхозорудий.

Фиксатор 5, поджимаемый пружиной 3, при освобождении перемещается в исходное положение и вводит шарики 6 в кольцевую канавку внутренней полумуфты, блокируя ее с наружной полумуфтой.

Разъединение полумуфт осуществляется перемещением фиксатора 5 для освобождения шариков 6, после чего внутренняя полумуфта, освобождаясь от фиксации пружинами 1, выталкивается, перекрывая клапаном 4 выход масла наружу.

Насос дозатор рулевого управления МТЗ

насос дозатор МТЗ

Насос дозатор МТЗ является одной из основных составляющих узла управления трактором. Этот небольшой агрегат устанавливается в гидравлическую систему трактора и используется для нагнетания рабочей жидкости в цилиндры ГУР, вследствие чего значительно облегчает процесс управления сельскохозяйственной машиной.

К машинам, в составе которых установлен насос дозатор рулевого управления мтз, требуется прикладывать намного меньше усилий например, для поворота колес. Это очень важно, особенно когда сельскохозяйственная машина полностью загружена.

Читайте так же:
Как в active directory синхронизация времени

Содержание статьи

  • Принцип работы
  • Устройство
  • Установка
  • Неисправности и ремонт

Преимущества насоса дозатора рулевого управления перед механическими:
Меньшее время отклика на управляющее воздействие руля;
При ударах и вибрациях, возникающих во время движения, действуют свойства амортизации;
Высокий КПД во время преобразования вращения рулевого колеса в поворотное движение колес.

Принцип работы

насос дозатор Принцип работы

Работа насоса дозатора заключается в подаче рабочей жидкости в полость рабочего цилиндра при появлении управляющего воздействия.

Схема работы насоса дозатора рулевого управления выглядит так:

НД подает масло к гидроаккумулятору, а в дальнейшем в маслобак. Во время движения МТЗ по прямой гидравлические цилиндры перекрыты поясками золотника. В следствии масло закачиваемое питающим насосом, идущее к насосу-дозатору, им не задействуется, а поступает в маслобак.

При повороте рулевого колеса происходит смещение золотника. Это приводит к тому, что масло, попадает в насос дозатор МТЗ, а он распределяет жидкость пропорционально углу поворота руля. Масло давится в нужный поворотный цилиндр. Благодаря этому процессу колеса трактора поворачиваются в ту или иную сторону.

Если управляющее воздействие на руль отсутствует, то приводной вал свободно пропускает рабочую жидкость от питающего насоса сразу в дренаж. Таким образом оборудование не реагирует на воздействие дороги на колеса.

Если двигатель не работает, то при повороте руля насос-дозатор всасывает масло и передает его в соответствующую повороту полость цилиндра. Это обеспечивает поворот колес. Но в этом случае усилие на руле сильно возрастает.

Устройство насоса дозатора

Устройство насоса дозатора

Конструктивно насос дозатор рулевого управления МТЗ состоит из:
качаущего узла – зона I;
распределителя – зона II;
обратного клапана – 9;
двух противоударных клапанов – 7;
предохранительного клапана – поз. 6;
двух противовакуумных клапанов — поз. 8.

Зона I представляет собой героторный качающий узел, который состоит из:
1 – статора;
2 – ротора;
3 – золотника;
4 – приводного вала.

Ротор представляет собой зубчатый элемент, расположенный внутри статора. Работа ротора позволяет осуществлять перекачивание мала при поворотах руля. Передача движения золотника на ротор осуществляется с помощью приводного вала 4. Один конец приводного вала крепится к ротору с помощью шлицевого соединения, а другой конец вала вставляется в золотниковую пару.

Зона II – это распределитель, который состоит из:
10 – корпуса
5 – гильзы
3 – золотника

Корпус распределителя литой, в него устанавливается наружная гильза 5 и золотник 3. Эти две цилиндрические детали устанавливаются одна в другую и крепятся на упорном подшипнике.

Работа золотника связана с поворотом вала руля. Открытие каналов золотника происходит при смещении цилиндров друг относительно друга.

Для обеспечения защиты насоса-дозатора от перегрузок предусмотрены предохранительные клапана (поз. 6, 7, 8).

Первый предохранительный клапан насоса дозатора поз. 4 выполняет функцию защиты насоса от воздействия высокого давления. Такой клапан ограничивает возможное максимальное давление до величины в 150 кгс/см 2 (или 15 МПа)

Второй тип клапанов противоударные поз.6. Их функция – защита гидросистемы от скачков давления, которые появляются при ударном воздействии дороги, таком как кочки и выбоины, на колеса машины. Противоударные клапаны настраиваются на давление в пределах 210 кгс/см 2 .

Третий тип клапанов — противовакуумные поз.7. Назначение этого узла заключается в обеспечении подпитки противоположной полости гидроцилиндра после срабатывания противоударного предохранительного клапана. Противовакуумный клапан насоса дозатора необходим для предотвращения появления кавитации.

Установка

Насос дозатор устанавливается на сельскохозяйственные машины, скорость движения которых ограничена 50 км/час.

Фактически установка насоса дозатор МТЗ представляет собой замену системы гидравлического управления руля (ГУР) на систему гидрообъемного рулевого управления (ГОРУ).

насос дозатор мтз комплект

Комплект ГОРУ на насос дозатор МТЗ включает:
два рычага;
дозирующий насос с переходником;
гидроцилиндр с кронштейном;
каналы высокого давления;
усиленная рулевая тяга.

Для выполнения самостоятельной установки необходимо:

Шаг 1 – демонтировать крышку ГУР. Для этого снимаются рычаги управления, затем пластины пыльников, после чего снимаются уплотнительные элементы и сами пыльники. Далее снимается крышка и золотники.

Шаг 2 – Выполняется осмотр подшипников и заменить их при необходимости на новые.

Шаг 3 – Демонтировать червяк и установить на его место вал дозатора

Шаг 4 – Подключение насоса дозатора.

Рулевой насос дозатор МТЗ оборудован четырьмя отверстиями, схема подключения которых выполняется в соответствии с маркировкой:
P – канал для подачи масла под давлением от гидросистемы.
T – канал для отвода масла в дренаж.
L – канал соединяющий трубопроводы с полостями цилиндров для поворота налево.
R – канал соединяющий трубопроводы с полостями цилиндров для поворота направо.

Шаг 5 – после подключения необходимо выполнить проверку работы оборудования.

Неисправности и ремонт

Насколько бы не был надежен каждый узел машины, рано или поздно ему может потребоваться замена или ремонт. Чтобы правильно выполнить ремонт насоса дозатора и определить неисправность необходимо знать признаки каждой поломки.

Неисправность: неравномерная работа переднего моста

Причина 1: смещение оси поворотного вала

Причина 2: зазоры в узле рулевого управления

Проблема: необходимо приложить большое усилие, чтобы повернуть руль.

Решение 1: проверить уровень масла в дозаторе и при необходимости долить.

Решение 2: большое количество воздуха в системе. Необходимо выполнить воздухоудаление.

Неисправность: самопроизвольный поворот руля.

Причина: неисправность золотника. Корректное положение золотника зависит от работы двух вытягивающих его пружин. В случае неисправности одной из них происходит постоянная подача масла в одну из полостей и вследствие этого поворот руля.

Проблема: При повороте руля налево, колеса поворачиваются направо и наоборот.

Решение: проблема заключается в ошибки подключения трубок к насосу дозатору и гидроцилиндру трактора. Необходимо пере подключить трубки с маркировками L и R.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector