4h4-auto.ru

4х4 Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка ремня вариатора на мотособаке

Регулировка ремня вариатора на мотособаке

Редуктор или вариатор. Что выбрать?
В этой статье, мы не будем детально рассматривать технические особенности, а остановимся исключительно на эксплуатационных моментах использования двух самых популярных трансмиссий на мотобуксировщиках (мотособаках).

Вариатор – это механическая, открытая, клиноременная бесступенчатая передача. Основная задача вариатора плавно изменять частоту вращения ведомого вала. Вариатор САФАРИ состоит из 2х шкивов (ведущего, ведомого) и клиновидного ремня. Работает вариатор в прямой зависимости от количества оборотов двигателя.
Каким образом вариатор меняет передаточное число от двигателя к ведущей звезде мотобуксировщика?
Устройство ведущего шкива (ведущий шкив вращается ведущим валом двигателя) таково, что при воздействии центробежной силы его «щеки» плавно сжимаются и тем самым выжимают клиновидный ремень от центра шкива. Ведомый же шкив, наоборот, при этом разжимается, и на нем ремень утопает все ближе к центру шкива. Чем выше обороты двигателя — тем сильнее сжимается ведущий шкив и разжимается ведомый, тем самым и меняя передаточное число от ведущего вала двигателя к ведущей звездочке. Этот процесс хорошо виден на следующих рисунках:

Двигатель мотобуксировщика не запущен

Двигатель мотобуксировщика запущен на малых оборотах

Двигатель мотобуксировщика запущен на средних оборотах

Двигатель мотобуксировщика запущен на максимальных оборотах

В целом, при использовании вариатора «САФАРИ» в качестве трансмиссии на мотобуксировщиках – он всем хорош, но у вариатора есть один недостаток – он боится попадания воды на ремень. При попадании воды на ремень он увлажняется и теряет сцепку с металлическими щеками диска вариатора — и буксировщик немного теряет в тяговом усилии.
Основным преимуществом вариатора перед понижающим редуктором с автоматическим сцеплением является то что на вариаторе можно ехать на низких оборотах сколь угодно долго. Редуктор низких оборотов не любит.

Понижающий редуктор с автоматическим сцеплением в масляной ванной.

Данный редуктор понижает обороты двигателя и заменяет вариатор, получается нечто похожее на автоматическую коробку передач, добавили газу – поехали, уменьшили подачу газа – остановились.
Редуктор с автоматическим сцеплением применяется в мотобуксировщиках и картингах.
При использовании данного редуктора на всесезонных мотобуксировщиках есть ряд преимуществ перед вариатором «САФАРИ»
Редуктор и сцепление не боятся попадания воды – так как надежно закрыты в алюминиевом корпусе – что для всесезонной техники огромный плюс – так как, в весеннее — осенний период можно легко соскочить например в колею наезженную лесовозами заполненную водой, или попасть в подобные непредвиденные ситуации. Так же, при эксплуатации весной, летом, осенью – часто возникает проблема преодоления бродов – на моделях с редуктором глубина преодолеваемого брода может достигать 50-60 см.
Простота эксплуатации. Не требует, каких либо дополнительных «выставлений» и настроек после снятия/установки.
Основным недостатком редуктора с автоматическим сцеплением является то, что он «не любит» низких оборотов. Т.е держать менее ½ газа более 3х минут – производитель редукторов не рекомендует.
ВЫВОД:
Если вы собираетесь эксплуатировать буксировщик по болотам или в других особо влажных условиях — то, для большей эффективности мы рекомендуем брать модель с редуктором. Максимальная мощность ДВС 9 л/с.
Если же планируется сухая и зимняя эксплуатация, или требуется 13 или 15 л/с то модель с вариатором будет работать эффективнее.

Читайте так же:
Регулировка клапанов ямаха вираго 400

Полярный слон

Про то, как подтягивать и проверять надо читать в Пользовательском мануале ! Там всё доходчиво и правильно расписано.
Про замену пружины в вариаторе читать в теме Замена пружины в вариаторе .
Чертеж съемника в теме Съемник вариатора или можно снять так .

Объясняю, если не читаете инструкцию по эксплуатации.
Самый большой износ ремня происходит при трогании и движение когда скорость менее 10 км в час.
Как рекомендует производитель (не только поларис): не пользоваться повышенной, если двигаетесь до 10 км в час.
На этой скорости происходит сильное проскальзывание ремня, так как вариатор еще полностью не сжал мотор.
При использование пониженной передачи нагрузка на ремень уменьшается в разы.

Отъездил на поларисе 2000 миль на родном ремне, потом снегоход был продан.
Пользуюсь всегда пониженной передачей. Повышенную включаю только когда планирую двигаться со скоростью более 50 км в час. До этого всегда только пониженная. При таком стиле езды ремень легко выхаживает 4500-5000 км.

В лесу всегда скорость минимальная, и вряд ли вы превысите в лесу скорость более 30 км в час. Зачем повышенная?

Заметьте: не только ремень бережете, пользуясь пониженной, но и коробку, вариатор.
Ну а разница по оборотам движка на пониженной и повышенной 500 об. при скорости до 40 км в час (я ставил тахометр на поларис и смотрел разницу).

Как работает вариантор

Ведущий, сжимаясь под центробежной силой грузиков, выталкивает ремень на большой радиус, но ремень хоть и резиновый, но не тянется, поэтому в ведомом он, разжимая пружину, стремится пролезть как можно ниже (на меньший радиус). Кстати был вопрос или топик про шайбу циферки и положение метки на ведомом, это для регулировки усилия пружины которую отжимает ремень, типа по аналогии с машиной ведь вторую передачу на механке можно подоткнуть на 2000 оборотов а можно и на 3000 и на 4000. Вот пружинка эта и отвечает за согласованность оборотов мотора и изменения передаточного числа вариатором.
Зы еще один важный параметр в этой системе это усилие сопротивления вращения гусенице.
Поэтому если вы пытались рассмотреть куда там проваливается ремень, вывесив гусеницу или вообще на нейтрали то все это некорректно. На снегу и под нагрузкой все будет по другому.

Re: О ремне

  • Цитата

Сообщение bender68 » 04 дек 2014, 18:00

Вот таблица применяемых ремней.

В стоке стоит 3211070. Народ ставит 66 и 67. Хвалят.

Кто подскажет почему горят ремни?

  • Цитата

Сообщение Zoobastik » 04 дек 2014, 19:40

Прогиб по сервис мануалу — 32 мм. У меня сейчас стоит на 4 (но это зависит от изношенности ремня).
Регулировал прогиб так:
1. вывесил гусянку.
2. Поставил натяжитель на 1.
3. Завел снеж, сделал несколько оборотов гусей.
4. Померял прогиб- положил сверху на ремень монтажку и металлической линейкой давил вниз на ремень.
5. В зависимости от результатов измерений или переходишь к п.2 — выставляя следующую цифирку или заканчиваешь процесс.

Подлазил рукой, сняв кожух ремня, регулировал на глаз- ваще нужен специнструмент.

.
Рекомендую использовать при езде с большими нагрузками не стандартный ремень #3211070, а ремень с двойным зубом #3211067. При его использовании можно забыть про понижающую передачу, а также можно изменить режим страгивания.
.
Смени стандартный 070-й ремень на #3211067 или на #3211066 — аппарат не узнаешь, даже манеру езды менять не придётся — скока хошь можно пробуксовывать при трогании или движении на малых оборотах. И понижайку почти не потребует.
.
Размеры #3211070 и #3211067 идентичны.
.
Кпд увеличивается за счет иной геометрии боковых сторон и другой, более высокой нагрузочной способности. См. Service Manual для Polaris WT. Проще говоря, при трогании на #3211067 можно работать газом намного плавнее, не давая пробуксовки гусеницы в сложных снеговых условиях; стандартный ремень на таком режиме сразу начинает "вонять". Аналогия — пересаживаясь со 150-сильных моторов на слабый у WT, чтобы не не жечь ремень, меняешь режим работы газом на более резкий, не филигранный (особенно в тяжелых условиях).

Читайте так же:
Регулировка карбюратора явы 12 вольт

AV! Попробуйте, только практика что-то утверждает. Повреждений от проверки не будет, т.к. ремни #3211067 и #3211070 по данным производителя взаимозаменяемы. Есть и еще аналогичный по взаимозаменяемости ремень #3211066, он более мощный (CVT!), но я его рекомендую продвинутым, т.к. требуется изменение настроек вариатора (хотя сам использую без перенастроек — риск в возможности перекрутить двигатель, но ведь никто на данном утилите не ходит на полной дыре даже с 500 кг в санях, мощи и на половине хватает).
.
Отвод теплоты от ремня напрямую зависит именно от площади контакта ремня со шкивами.

Про изношенные тарелки вариатора

На вариаторе выработки нет? Рукой по тарелкам проведи, так на глаз не видно. У меня у самого за 1000 миль уже третий ремень и новый вариатор. У знакомого — за 900 миль второй ремень и сношенный вариатор — я сам смотрел.
А вообще по этой теме я себе уже весь мозг сломал.

> А что если изношенные тарелки вариатора отшлифовать, ну убрать износ, а потом отрегулировать? Такое возможно ?
Я уже спрашивал об этом, никто мне не ответил. Дилеры мне вообще сказали, что мол нельзя или вроде того — не получится.
Я спросил — почему? А говорят там на тарелках "сфера" — типа там не конус, а сложный радиус, который ты сам не выточишь никак.
А я дома на снятом вариаторе к тарелкам плоскость приложил — нет там никакого радиуса, всё плоско и довольно просто.

А восстановить на заводе я думаю, что можно. Даже возможно что и шлифовать там ничего не нужно будет, а достаточно будет хорошего токаря (тарелки-то из дюраля или из алюминия). Сам планирую мой старый вариатор восстановить — торцануть (как на новом) нижнюю часть по высоте ремня, предварительно сняв размеры на новом вариаторе и прототочить на станке до снятия изношенной канавки. А потом на толщину снятого металла подложить под пружину шайбу. А на заводе спецы подскажут, что да как.

Как разобрать и собрать ведомый шкив вариатора

1 Диск неподвижный; 2 Шпонка 6х6х14; 3 Кольцо стопорное; 4 Шайба; 5 Диск подвижный в сборе;
6 Втулка; 7 Пружина; 8 Полумуфта; 9 Кольцо стопорное; 10 Винт М4х12; 11 Вкладыш; 12 Вкладыш; 13 Колпачок; 14 Болт М6х20 регулировочный; 15 Гайка М6 фиксации болта регулировочного

Снятие

Снимите кожух вариатора, глушитель шума впуска и ремень вариатора со снегохода Отверните болт крепления ведомого шкива, зафиксировав при этом вал вариатора включением передачи и стояночного тормоза. Снимите ведомый шкив с вала вариатора вместе с болтом крепления и распорной втулкой.

Читайте так же:
Как отрегулировать карбюратор на бензиновом триммере

Разборка

Для разборки ведомого шкива вариатора используйте приспособление для сжатия пружины (съемник полумуфты ведомого шкива вариатора).

Совместите штифт со шпоночным пазом. Вращая рукоятку приспособления, заглубите полумуфту ведомого шкива для обеспечения доступа к стопорному кольцу. Снимите пружинящее стопорное кольцо 9 при помощи съемника стопорных колец.

Снимите полумуфту 8, подвижный диск 5 шкива. Для снятия полумуфты с вала, при необходимости (если полумуфта самостоятельно под действием пружины не сойдет с вала), воспользуйтесь молотком и алюминиевой выколоткой. Снимите ведомый шкив с приспособления и наносите алюминиевой выколотой легкие удары по валу шкива со стороны полумуфты (ведомый шкив необходимо установить на амортизирующую поверхность или держать навесу).

При необходимости извлеките и поменяйте вкладыши 11 и 12 подвижного диска. Для этого снимите стопорное кольцо 3 и шайбу 4 с обратной стороны подвижного диска. Вкладыши следует выбить через сквозные отверстия в диске (с противоположной стороны от вкладыша). Установку вкладышей выполняйте с использованием клея-герметика. Замену вкладышей выполняйте комплектно по 3 шт. для сохранения равномерного давления на рабочие поверхности полумуфты 8.

шкив2.png

шкив3.png

шкив4.png

шкив1.png

Сборка

Сборку ведомого шкива проводите в обратном порядке.

Для сборки используйте то же приспособление, что и для разборки (съемник полумуфты ведомого шкива вариатора).

Заводская регулировка преднатяга пружины ведомого шкива обеспечивается установкой ее концов в следующие положения:

— диск подвижный – положение 3

— полумуфта – положение 3.

Цифры указаны со стороны установки пружины.

Аккуратно, при помощи приспособления утопите полумуфту в подвижный диск шкива вариатора, но не до конца – необходимо чтобы винтовые выступы полумуфты не касались вкладышей, чтобы обеспечить поворот диска относительно полумуфты.

Поворачивая полумуфту совместите шпоночные пазы вала и полумуфты.

Установите шпонку 2 на место, утопив ее до упора в вал.

Проверните на 120 градусов (приблизительно) подвижный диск в направлении против часовой стрелки, удерживая при этом неподвижный диск на месте.

При этом пружина ведомого шкива получает преднатяг (закручивается).

Зафиксируйте диски в этом положении и утопите полумуфту при помощи приспособления до выхода наружу паза под установку стопорного кольца 9.

Установите стопорное кольцо 9 в паз, шпоночный паз и разъем кольца разместите диаметрально противоположно.

шкив5.png

шкив6.png

шкив7.png

шкив8.png

шкив9.png

шкив10.png

шкив11.png

шкив12.png

шкив13.png

Регулировка преднатяга пружины ведомого шкива

Заводская установленная регулировка преднатяга пружины слегка завышена для компенсации ее приработки в процессе обкатки.

После обкатки (300 км эксплуатации) проверьте величину преднатяга пружины. Преднатяг пружины ведомого шкива должен составлять 6,5±0,5 кгс

Для проверки регулировки преднатяга пружины 7 пользуйтесь безменом и специальным приспособлением – скобой.

Снимите кожух и ремень вариатора. Установите скобу на подвижный диск 5. Зафиксируйте неподвижный диск 1 от проворачивания с помощью стояночного тормоза, тяните подвижный диск 5 безменом (пружинными весами) перпендикулярно радиусу шкива.

Проведите первое измерение усилия закрутки, поворачивая подвижный диск в направлении движения часовой стрелки (со стороны левого борта) на величину 20-30 мм по наружному диаметру. Зафиксируйте показания безмена.

Медленно снимайте усилие с безмена и проведите второе измерение усилия раскрутки, когда подвижный диск начинает возвращаться в исходное положение.

Преднатяг пружины – это среднее арифметическое между этими двумя измерениями.

Читайте так же:
Автоматическая регулировка скорости вращения кулера процессора

Для регулировки преднатяга пружины смените положение конца пружины 7 в полумуфте 8, сдвигая его по часовой стрелке для увеличения преднатяга и против часовой стрелки – для уменьшения.

Если не хватает запаса регулировки преднатяга, измените положение другого конца пружины в подвижном диске (отверстия 1, 2, 3).

Обзор вариатора Сафари для снегохода Буран

Данный тип вариатора чаще всего устанавливается на отечественные снегоходы Буран. Продается почти в каждом магазине запчастей мототехники и знаком почти всем, кто сталкивался с эксплуатацией или ремонтом данного типа снегоходов.

safari1

Вариатор Сафари для снегохода Буран представляет собой автоматическую бесступенчатую клиноременную передачу. Вариатор состоит из двух шкивов – ведущего и ведомого. Ведомый шкив в комплект поставки не входит.

Вариатор осуществляет регулирование передаточного отношения по двум параметрам: частота вращения (обороты) двигателя и сопротивление движению снегохода. В зависимости от сочетания этих параметров при движении снегохода автоматически устанавливается определенное передаточное отношение клиноременной передачи.

Кроме того, ведущий шкив вариатора выполняет функцию муфты сцепления – при падении оборотов двигателя ниже 2200 об/мин происходит разобщение вала двигателя и коробки реверса.

  • диаметр, 210 мм
  • длина,167 мм
  • масса, 3.8 кг

Устройство и работа регулятора

Центробежный регулятор состоит из неподвижного конуса 1 с валом 12; подвижного конуса 3 с грузиками 2, вращающимися на осях; упора 4 с роликами 9, по которым перемещаются грузики; крышки 5 и пружины 6, установленной между упором и крышкой. Неподвижный конус и упор соединены с валом правой резьбой. На коленчатый вал неподвижный конус наворачивается с помощью воротка (момент затяжки 8…10 кГм).

safari_ins

Пружина обеспечивает холостой ход вариатора, так как разводит конуса шкива при уменьшении оборотов двигателя или его остановке. На режиме холостого хода между ремнем и конусной поверхностью подвижного конуса должен быть зазор 1…3 мм, который регулируется кольцами 13, устанавливаемыми между упором и выступом вала.

Центробежный регулятор работает следующим образом: при вращении регулятора центробежные силы, действуя на грузики, стремятся повернуть их таким образом, чтобы отодвинуть подвижный конус от упора и сжать ремень в канавке шкива.

Центробежным силам противодействует возвратная пружина, действие которой грузики преодолевают, начиная с 2200 об/мин.

Дальнейший рост оборотов двигателя приводит к захвату конусами ремня и увеличению силы его сжатия и натяжения от нуля до рабочей величины, достаточной для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению снегохода.

Монтаж и демонтаж шкива.

Для установки шкива наверните его на хвостовик коленчатого вала двигателя, сдвиньте подвижный конус так, чтобы стало доступным отверстие под вороток на валу, и выполните затяжку воротком за вал. Момент затяжки 8…10 кГм. Установите ремень и кожух вариатора в соответствии с руководством по эксплуатации снегохода.

Демонтаж шкива с хвостовика коленчатого вала производится в следующей последовательности:

  1. снять кожух вариатора;
  2. снять вариаторный ремень;
  3. сдвинуть подвижный конус так, чтобы стало доступным отверстие под вороток на валу, и застопорить конус от обратного перемещения с помощью распорки между подвижным конусом и упором;
  4. застопорить коленчатый вал двигателя от проворачивания с помощью металлического предмета, установленного под зуб шестерни электрозапуска;
  5. отвернуть вал, пользуясь воротком.

Регулировка вариатора сафари Safari

Приобретенный Вами шкив вариатора отрегулирован под ремень 33х14х1120La фирм Optibelt, Dayco или Rubena. Допускается применение ремня 34,5х14х1120 без дополнительных регулировок.

Читайте так же:
Регулировка фар кия сефия

safari_ins2

После установки шкива на снегоход Вам необходимо произвести следующие регулировки:

  • Проверьте расстояние Б между кромками конусов15 и 14 ведомого шкива. Для ремня 33х14х1118 оно должно быть 33±0,5 мм (см. рисунок). Правильность этой регулировки можно проверить, вложив ремень в канавку ведомого шкива, — ремень не должен выступать из канавки более чем на 2мм. Если ремень выступает из канавки больше, чем на 2мм, то отверните болт 18 и с помощью съемника демонтируйте неподвижный ведомый конус, снимите с вала шпонку 17, затем установите на вал одно или два кольца 16 из комплекта ЗИП.
  • Произведите сборку в обратной последовательности. Установка одного кольца уменьшает выступ ремня из канавки на 2мм.
  • Проверьте расстояние А между торцами неподвижных конусов шкивов, оно должно быть 55±0,5 мм. При необходимости отрегулируйте это расстояние перемещением двигателя в пазах подмоторного основания.
  • Установите ремень на снегоход, включите нейтраль и поверните ведомый шкив несколько раз, чтобы ремень вышел на внешний диаметр шкива.
  • Проверьте натяжение ремня. Для этого приложите прямую планку к верхней ветви ремня и нажмите примерно в центре ветви с силой 10…11 кгс, при этом прогиб ветви ремня должен быть в пределах 32 ± 5 мм. Отрегулировать натяжение ремня можно можно тремя винтами 20 из комплекта ЗИП, ввернув их в резьбовые отверстия неподвижного ведомого диска 15.
  • При использовании ремня 35х14х1118 прежде всего проверьте, что ремень не заклинивает между конусами регулятора на холостом ходу. Ремень должен опираться на вал шкива при наличии зазора между ремнем и конусами. Для увеличения этого зазора допускается установка регулировочных колец Ø40хØ33х1 между упором и выступом вала.

Техническое обслуживание вариатора Safari

  • Через каждые 3000 км пробега смажьте вал под разрезной втулкой. Для смазки применяйте ЦИАТИМ-201 или Литол-24.
  • Через каждые 6000 км проверьте состояние втулок на осях грузиков и состояние вкладышей 8.
  • Износ втулок грузиков можно оценить по величине радиального люфта грузиков ( см. рис. 2). Величина допустимого люфта не более 1 мм. Износ вкладышей можно оценить по величине зазора между вкладышами и направляющими ребрами подвижного конуса. Величина допустимого зазора не более 1,5 мм.

Предупреждение !
Для исключения наволакивания резины на вал прогревайте двигатель только на нейтрали.
При появлении налета резины на валу регулятора удалите этот налет ветошью, смоченной в бензине.

Разборка регулятора вариатора Сафари.

  1. Снимите регулятор со снегохода
  2. Закрепите неподвижный конус в шпинделе токарного станка или другим способом.
  3. Вставьте деревянный брусок или дюралевый пруток между бобышками подвижного конуса и отверните конус вместе с упором и крышкой. Для облегчения отворачивания допускается произвести легкие удары в районе ребер конуса, по которым скользят вкладыши 8.
  4. Отвинтите шесть болтов, крепящих крышку к подвижному конусу. При отворачивании двух последних болтов крышку необходимо придерживать, чтобы сжатая пружина не «выстрелила».
  5. При разборке упора снимите только вкладыши, промойте оси и ролики в керосине и соберите упор с новыми вкладышами.
  6. Соберите регулятор в обратной последовательности. Момент затяжки упора на валу 7…8 кГм.

Предупреждение !
Не допускайте попадания смазки на конусные поверхности дисков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector