4h4-auto.ru

4х4 Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Углы установки колес автомобиля

Углы установки колес автомобиля

Ниже приведена некоторая полезная информацию о различных терминах и углах установки колес, и что они из себя представляют.

Углы, определяющие расположение элементов подвески на передней оси автомобиля:

  • Схождение колес (Toe)
  • Развал (Camber)
  • Продольный наклон оси поворота (Caster)
  • Поперечный наклон оси поворота (King pin)
  • Смещение оси (Set-back)
  • Прилежащий угол

Углы, определяющие расположение элементов подвески на задней оси автомобиля:

  • Схождение колес (Toe)
  • Наклон или развал колеса (Camber)
  • Смещение оси (Set-back)
  • Линия (угол) движения (Thrust line)

Схождение и развал спереди и сзади

Схождение и развал спереди и сзади

схождение и развал

Схождение и отрицательное схождение, как правило, являются наиболее понятным термином. При измерении схождения мы смотрим на то, как параллельны колеса по отношению друг к другу, при взгляде сверху.

Если колеса стоят ближе друг к другу спереди, то схождение положительно (+). Если колеса стоят ближе друг к другу сзади, то схождение отрицательное (-). Причина, почему мы имеем схождение или расхождение в том, что взаимное положение между колесами автомобиля в стационарном положении и в движении различно, из-за деформаций в подвеске и выбора люфтов при движении автомобиля. Как правило, для заднего привода схождение передних колес устанавливается с небольшим положительным схождением. Передне и полноприводные автомобили, как правило, имеют некоторое отрицательное схождение в следствии того, что передние колеса являются тяговыми, и люфты при движении автомобиля выбираются во внутрь (то есть в +).

Неправильное схождение может привести к следующим последствиям:

  • Износ по внешнему краю покрышки – причина: избыточное схождение
  • Износ внутренней поверхности шины -:избыточное отрицательное схождение
  • «Шашечный износ» протектора шины, или так называемые «перья».
  • Неправильное положение рулевого колеса
  • «Плохой» возврат руля при выходе из поворота
  • Повышенный расход топлива из-за трения шин

Возможные причины неправильной регулировки схождения:

  • Неправильная регулировка
  • Неправильные данные, используемые при проведении регулировки
  • Неправильный клиренс
  • Деформации элементов рулевого управления
  • Неправильная калибровка регулировочного оборудования

Примечание : Схождение — -это всегда последний корректирующийся угол.

Отрицательное схождение при повороте автомобиля.

Когда автомобиль поворачивает, колесо на внутренней стороне поворота имеет больший угол поворота (меньший радиус поворота) , чем колесо с внешней стороны. Если колеса в повороте имеют один и тот же угол, они попытаются сходиться. Это могло бы вызвать чрезмерный износ шин и ухудшение управляемости из-за недостаточной поворачиваемости. Конструктивно заложено, что внутреннее колесо имеет больший угол поворота, что приведет к улучшению управляемости и уменьшает износ шин.

Избыточное положительное схождение может привести к следующим последствиям:

  • Чрезмерный износ шин : «оперение»
  • Визг шин на поворотах, даже на низких скоростях
  • Низкая реакция на руль, т.е. недостаточная поворачиваемость

Возможные причины избыточного положительного схождения:

  • Неправильно отрегулировано схождение
  • Неверный наклон рулевых тяг
  • Деформация рулевых тяг
  • Неправильный клиренс

Развал

  • Развал положительный ( + ), когда колесо наклонено верхней частью вне автомобиля
  • Развал отрицательный ( — ),когда колесо наклонено верхней частью внутрь автомобиля
  • Нулевой развал, когда колесо вертикально

Развал регулируется для передних и задних колес автомобиля.

Развал необходим для равномерного распределения нагрузки автомобиля по всему пятну контакта шины в точке контакта, чтобы свести к минимуму износ шин. Развал возможно также использовать, чтобы изменить управляемость автомобиля, иногда за счет износа шин. Отрицательный развал может улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, обеспечивая хороший контакт шины с дорогой при прохождении поворотов.

Неправильный развал может вызвать уводы, а также чрезмерный износ шин. Как правило, разница развала на одной оси (кросс) должна быть не более 30′ (в минутах).

Неправильный развал может привести к следующим последствиям:

  • Износ внутренней поверхности шин:- чрезмерный отрицательный развал
  • Износ на внешнем краю покрышки:- чрезмерный положительный развал
  • Тянет в одну сторону
  • Чрезмерный износ подшипника колеса (из за неравномерной нагрузки)
  • Неудовлетворительная управляемость автомобиля

Возможные причины неправильного развала:

  • Деформация элементов подвески
  • Неправильная регулировка
  • Неправильный клиренс

Продольный наклон шкворня (или оси поворота) (CASTER) — угол между вертикалью и проекцией линии, проходящей через центры шаровых опор, на плоскость, параллельную продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации передних колес в направлении прямолинейного движения.

Иначе кастер – это продольный наклон плоскости качания колеса и может быть просто описан как, наклон вперед или назад Макферсон если смотреть на автомобиль сбоку. Положительный кастор (+), — это когда верхняя опора стойки смещена назад. и чаще используется на современных автомобилях.

Отрицательный кастер — это когда верхняя опора стойки смещена вперед. Положительные кастер обеспечивает лучшую курсовую устойчивость и стабилизацию, чем негативный кастер. Если вы посмотрите на передние колесо и вилку велосипеда, вы увидите, что они образуют положительный кастер, и именно это позволяет ехать на велосипеде не прикасаясь к рулю. Чем больше положительный угол продольного наклона, тем тяжелее руль.

Поскольку в большинстве своем современные автомобили способны развивать высокие скорости, положительный угол продольного наклона необходим для обеспечения высокой стабильности при движении. Электрогидравлическое рулевое управление призвано для преодоления тяжелого руля. Как правило, кастор на левой и правой стороне транспортного средства не должен различаться более чем на 30′ (в минутах), в противном случае автомобиль может тянуть в одну сторону. Автомобиль будет тянуть в сторону с наименьшим углом.

Неправильный кастер может привести к следующим последствиям:

  • Тяжелое рулевое управление — чрезмерный положительный кастер
  • Чрезмерная чувствительность к восприятию дорожных неровностей на руле – избыточный положительный кастер
  • Колебание (биение) руля — : чрезмерный отрицательный кастер усилия на рулевом колесе при левом и правом поворотах, односторонний износ протектора
  • Отсутствие самостабилизации руля — : чрезмерный отрицательный кастер разные визг шин на поворотах.

Возможные причины неправильного castеr:

  • Верхняя опора -Макферсон установлена вперед или назад
  • Продольный рычаг подвески или его крепление перемещается вперед или назад
  • Автомобиль не установлен на ровной поверхности при регулировке
  • Неправильный наклон автомобиля
  • Колеса не блокируются во время регулировки
  • Неправильная регулировка (если регулируется)

Поперечный наклон оси поворота (King pin) (угол наклона оси поворота (НОП))

(на рисунке β ) — это угол наклона оси поворота (шкворня) колеса (a-b) в поперечной плоскости при виде спереди. Задается конструкцией поворотного кулака (на рисунке зеленый) и не регулируется.

Прилежащий угол (на рисунке α + β ) — суммарный угол развала и поперечного наклона шкворня.

НОП, на некоторых конструкциях поддается регулировке..НОП -это угол, который образуется между вертикалью и осью Макферсон всегда наклоненной внутрь если смотреть на автомобиль спереди Как правило этот угол задан производителем и не регулируем.. Тем не менее, некоторые производители используют изменение угла НОП на благо регулирования развала. НОП- всегда положителен. НОП вместе с развалом служит для снижения восприятия ударов от дороги и снижения влияния неравномерности тормозных сил на рулевой механизм. Дорожные удары и неравномерное торможение будут вызывать реакцию на рулевом колесе за счет возникающего момента на плече А-В , что делает автомобиль нестабильным и вызывает сильную реакцию на руле.. Чрезмерные значения угла НОП может загрузить компоненты, такие как шаровые шарниры. НОП также помогает самоцентрированию рулевого управления.

Читайте так же:
Инструкция по регулировке клапанов на мотоцикле урале

Неправильный НОП может привести к следующему:

  • Чрезмерной обратной связи с дорогой
  • Уменьшить самостабилизацию рулевого управления
  • Чрезмерному износу элементов подвески
  • Неправильному развалу
  • Нарушению прямолинейности движения на неровностях

Плечо обката (Scrub Radius) — это расстояние по прямой между точкой, в которой ось поворота колеса пересекается с дорожным полотном, и центром пятна контакта колеса и дороги.

Плечо обката определяется не только конструкцией подвески, но и параметрами колёс.

Проще говоря, при плече отличном от нулевого колесо начинает действовать как рычаг воздействуя на элементы подвески и рулевого управления, возникает дополнительный момент, который необходимо компенсировать рулем.

При положительном плече обката случайное повышение силы сопротивления одного из колес способно вызвать поворот руля в эту же сторону и нарушить курсовую устойчивость автомобиля.

При положительном значении усилие на руле при повороте колес на месте меньше. (колесо катится при повороте руля, а не просто проворачивается на месте), зато при переезде кочек будут заметны рывки.

Изменяя диаметр колеса не забудьте изменить вылет диска, чтобы привести плечо обката в нужные вам значения.

Линия осевого давления (THRUST LINE)— линию осевого давления (направление тяги) можно упрощенно понимать, как перпендикуляр к задней оси. Это несколько упрощённое понятие, так как не принимаются во внимание углы установки самих задних колёс.

Угол осевого давления или угол движения – это угол между осью симметрии автомобиля и направлением тяги.

Направление усилия на заднюю ось, называемое осевой нагрузкой, определяется схождением задних колес. Линия осевого давления определяется разницей между продольной осью симметрии автомобиля и осевыми нагрузками.

Если угол осевого давления не равен «0», то передние колеса стремятся поворачиваться в одинаковом направлении, как и задние колеса, стремясь выправить траекторию движения автомобиля в прямую линию. Как следствие, кузов будет направляться под углом к направлению движения.

Угол осевой нагрузки отрицателен, когда осевая нагрузка направлена влево к водителю, и положителен – при направлении вправо от водителя.

Угол движения должен быть равен «0» для автомобилей с правильно отрегулированными углами установки задних колёс. Угол движения (более 20′) может также говорить о нарушении геометрии кузова. На большем числе современных транспортных средств можно регулировать заднее схождение , а иногда и развал . Если заднее схождение на транспортном средстве является ошибочным, оно будет иметь влияние на управляемость автомобиля. Для движения по прямой водителю придется подруливать, компенсируя увод. Неправильное заднее схождение или несимметричное заднее схождение может негативно повлиять на угол разворота заднего моста (угол тяги автомобиля) ,trust angle.

Неправильный угол тяги может привести к следующим последствиям:

  • Неправильное выравнивание руля
  • Чрезмерный износ задних покрышек, «оперение»
  • Рыскание
  • Недостаточной или избыточной поворачиваемости
  • Движение с перекосом

Возможные причины угла разворота заднего моста (неправильного угла тяги):

  • Заднее схождение неверно отрегулировано, нет симметрии по сторонам
  • Задняя подвеска погнута или повреждена
  • Задний подрамник неправильно выровнен
  • корпус автомобиля неправильно выровнен
  • Крепления задней подвески изношены.

Клиренс — высота дорожного просвета.

Рекомендуется перед посещением сход-развала убедиться, что давление в шинах соответствует норме, износ протектора на левом и правом колесах примерно одинаков, отсутствует люфт в подшипниках и рулевом управлении, колесные диски не деформированы. На автомобилях с регулируемым дорожным просветом проверить регулировку.

Смещение оси (SET-BACK) — это угол, образованный линией, перпендикулярной продольной линии симметрии автомобиля и линии, проходящей через (переднюю или заднюю) ось, соединяющую центры колёс. Например, на передней оси оно возникает при неверной регулировке продольного угла наклона оси колёс (Caster-а).

Смещение оси положительно, когда правое колесо впереди (согласно направлению движения) относительно левого колеса. Оно отрицательно, когда правое колесо позади (согласно направлению движения) относительно левого колеса. Смещение заднего моста вы могли наблюдать на «Волгах», машина едет как бы боком (кстати на «Волге» это происходит когда ослабевает одна стремянка и мост одной стороной перемещается по рессоре вперед или назад).

Как правило, эта ситуация не вызовет проблем, влияющих на управление до тех пор, пока это не станет значительно.

Проверка и корректировка углов установки колёс

При нормальных условиях эксплуатации обычно не требуется частая проверка и корректировка установки колес. Однако, если шины имеют неравномерный износ, если рулевое управление дефектное, или если подвеска нуждается в ремонте из-за дорожного происшествия, следует проверить и откорректировать установку колес.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Если колеса нужно правильно установить, то сам процесс установки следует проводить правильно и точно. Установка колес подразумевает несколько параметров, таких как развал, продольный наклон оси поворота, поперечный наклон оси поворота и т.д. и каждый параметр тесно взаимосвязан с другим параметром.

При проверке и корректировке необходимо учесть все параметры и их связь одного с другим.

2. ГДЕ ПРОВОДИТЬ ИЗМЕРЕНИЯ И ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИБОРОВ

За последние годы появилось множество новых приборов для проверки установки колес, поэтому естественно, что Вы захотите овладеть правильными методами работет с каждым типом прибора. Заметим, что приборы высокой точности могут быть довольно сложными и могут возникать погрешности, о которых Вы не знаете. Поэтому необходимо периодически обслуживать приборы, чтобы обеспечить их постоянную точность и надежность.

Всегда проводите измерения установки колес, когда автомобиль стоит на ровной горизонтальной площадке. Это необходимо потому, что несмотря на точную работу прибора, не могут быть получены правильные значения, если площадка, на которой выполняются измерения не горизонтальна.

3. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕРКИ ПЕРЕД ИЗМЕРЕНИЯМИ УСТАНОВКИ КОЛЕС

Перед измерением установки колес следует проверить каждый параметр, влияющий на установку колес, и должны быть сделаны необходимые исправления. Правильное выполнение этой подготовительной операции обеспечит точность измерений. Параметры, которые следует проверить перед измерениями установки колес, следующие:

• Давление воздуха в шинах (при стандартных условиях)

• Заметный неравномерный износ шин или различия в размерах шин

• Биение шин (радиальное и торцовое)

• Зазор в шаровом шарнире из-за износа

• Зазор в подшипниках передних колес из-за износа

• Зазор в наконечниках рулевых тяг из-за износа

• Длины левой и правой штанг

Читайте так же:
Как регулировать карбюратор для мотоцикла

• Разница между колесными базами левой и правой сторон

• Деформация или износ деталей рулевого привода

• Деформация или износ деталей, связанных с передней подвеской

• Боковой наклон кузова (расстояние от поверхности дороги до низшей точки шасси)

4. ВАЖНОСТЬ УСТАНОВКИ РАССТОЯНИЯ ОТ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОГИ ДО НИЖНЕЙ ТОЧКИ ШАССИ ПЕРЕД ИЗМЕРЕНИЕМ УСТАНОВКИ КОЛЕС

На автомобиле с независимой передней подвеской такие параметры установки колес как развал и продольный наклон оси поворота изменяются в зависимости от нагрузки, потому что изменяется расстояние от поверхности дороги до нижней точки шасси. Поэтому в руководстве должны быть указаны параметры установки колес для определенного клиренса. Если нет специальных указаний, стандартными параметрами установки колес, приведенными в руководстве по ремонту и т.д., являются параметры для указанного клиренса, когда автомобиль не нагружен.

5. ДОРОЖНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

После регулировки передней оси, подвески, рулевого управления и/или установки передних колес проведите следующие дорожные испытания для проверки результатов регулировки:

1. Рулевое колесо должно находиться в правильном положении при прямолинейном движении.

2. При движении по ровной дороге автомобиль должен двигаться прямо без увода влево или вправо.

3. Не должно быть чрезмерного «шимми» или вибрации

Рулевое колесо должно легко поворачиваться в любом направлении и должно быстро и плавно возвращаться в исходное положение при его освобождении.

Рулевое колесо не должно поворачиваться в какую-либо сторону при торможении автомобиля на горизонтальной ровной дороге.

ПРОВЕРКА НА НЕОБЫЧНЫЙ ШУМ

Во время дорожного испытания не должно быть слышно никакого ненормального шума. Кроме того, при полном повороте рулевого колеса детали рулевого управления и подвески не должны касаться шасси или кузова.

6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ

Сравните результаты измерений каждого параметра со стандартными значениями, принятыми для каждой модели автомобиля, и оцените, являются ли результаты хорошими или плохими.

Если измеренные величины имеют отклонения от стандартных значений, необходима корректировка.

Проведите корректировку параметров, для которых имеются механизмы регулировки, используя эти механизмы.

В случае, когда для параметров, таких как поперечный наклон оси поворота, нет механизмов регулировки, найдите неисправную деталь, замените или отремонтируйте ее. Однако, даже когда имеется механизм для регулировки параметров, если отклонение превышает предел регулирования механизмом регулировки, следует также определить неисправную деталь, заменить или отремонтировать ее.

1. УСТАНОВКА ПЕРЕДНИХ КОЛЁС

Для регулировки сходимости измените длины поперечных рулевых тяг, соединяющих рычаги поворотных кулаков.

(1) Если поперечная рулевая тяга расположена позади цапф, увеличение длины поперечной рулевой тяги дает увеличение сходимости. Если поперечная рулевая тяга находится перед цапфами, увеличение длины тяги дает увеличение обратной сходимости.

(2) В случае, когда установлены две поперечные рулевые тяги, регулировка сходимости осуществляется путем одинакового изменения длин левой и правой рулевых тяг. Если длины левой и правой рулевых тяг будут разные, даже точная регулировка сходимости даст неправильную регулировку углов поворота.

2) Развал и продольный наклон оси поворота

Места и методы регулировки развала и продольного наклона оси поворота зависят от типов автомобилей и подвесок.

Регулировка развала и продольного наклона оси поворота осуществляется раздельно или одновременно, в зависимости от системы подвески.

Поскольку сходимость изменяется при регулировке развала и/или продольного наклона оси поворота, после этих регулировок следует всегда проверять сходимость. Процесс регулирования зависит от модели автомобиля, поэтому за подробностями обращайтесь к соответствующему руководству по ремонту.

Обзор методов регулировки для автомобилей, имеющих отдельные механизмы регулировки развала и продольного наклона оси поворота, приведен на следующих трех страницах.

ДЛЯ СПРАВОК

В настоящее время системы подвесок, у которых можно регулировать развал и продольный наклон оси поворота, ограничены несколькими типами.

(1) Раздельная регулировка развала

В соединении между амортизатором и поворотным кулаком предусмотрен эксцентриковый механизм. Развал регулируется изменением относительного угла между амортизатором и поворотным кулаком.

Этот способ регулировки развала используется в подвесках стоечного типа.

(2) Раздельная регулировка продольного наклона оси поворота

Продольный наклон оси поворота регулируется изменением расстояния между нижним рычагом и стойкой с помощью гайки или распорной детали штанги стойки. Этот способ регулировки используется для подвесок стоечного или двухрычажного типов, в которых штанга стойки расположена впереди или позади нижнего рычага.

(3) Одновременная регулировка развала и продольного наклона оси поворота

(а) На внутреннем конце нижнего рычага предусмотрен установочный болт с эксцентриком. Поворот этого болта сдвигает ось нижнего рычага влево или вправо. Это вызывает перемещение нижнего шарового шарнира по дуге, потому что нижний рычаг удерживается штангой стойки. Происходит одновременная регулировка развала и продольного наклона оси поворота. Этот способ регулировки используется для подвесок стоечного и двухрычажного типов.

ДЛЯ СПРАВОК

Развал и продольный наклон оси поворота автомобиля ’’Лексус» LS400 регулируются как указано выше в п.п. (2) и (3) (а).

(б). Между осью верхнего рычага и опорной поверхностью рамы предусмотрены регулировочные прокладки. Угол установки верхнего рычага, т.е., положение верхнего шарового шарнира, изменяется путем увеличения или уменьшения числа и/или толщины регулировочных прокладок. Поскольку ось верхнего рычага крепится к раме в двух точках (с регулировочными прокладками спереди и сзади), развал и продольный наклон оси поворота можно отрегулировать одновременно. Этот способ регулировки применяется в подвеске двухрычажного типа.

(в.) Спереди и сзади нижнего рычага используются установочные болты с эксцентриками. При повороте этих эксцентриков изменяется угол установки нижнего рычага, изменяя, тем самым, положение нижнего шарового шарнира. Этим способом, как и способом, приведенным в п. (б.) , где можно изменять угол установки верхнего рычага, используя упомянутые регулировочные прокладки, можно регулировать одновременно развал и продольный наклон оси поворота. Этот способ регулировки используется в подвеске двухрычажного типа.

(4) Пример регулировок развала и продольного наклона оси поворота

Здесь, используя пример регулировки развала и продольного наклона оси поворота путем вращения установочных болтов с эксцентриками, мы рассмотрим, насколько нужно поворачивать установочные болты.

Ниже показан пример стандартных величин:

РазвалПродольный наклон оси поворота
Стандартная проверкаСтандартная регулировкаСтандартная проверкаСтандартная регулировка
45’±45′45’+30′2°30’±45′2°30’±30′

(а) Измерьте развал и продольный наклон оси поворота

Величины, полученные при измерении: Развал: 2°

Продольный наклон оси поворота: 3°

(б.) Проверьте, находятся ли полученные при измерении величины в пределах стандартных значений. В приведенном здесь примере развал имеет отклонение от стандартных значений, поэтому необходима регулировка.

(в) Найдите пересечение (А) линии развала 2° и линии продольного наклона оси поворота 3° на номограмме.

(г.) Проверьте по номограмме, насколько нужно повернуть передний и задний регулировочные эксцентрики.

Читайте так же:
Ключ для регулировки форсунок омывателя лобового стекла

Передний эксцентрик: +7,5 (поверните болт на 7,5 делений по шкале в направлении ’’плюс”).

Задний эксцентрик: +5 (поверните болт на 5 делений по шкале в направлении . «плюс”).

(д.) Снова измерьте развал и продольный наклон оси поворота, чтобы убедиться в соответствии полученных при измерении величин их стандартным значениям. (Если они не находятся в пределах стандартных значений, проверьте, не деформирован ли рычаг подвески и т.д.).

3) Угол поворота колеса Можно отрегулировать при наличии стопорного болта поворотного кулака, но нельзя отрегулировать, если такого болта нет.

2. УСТАНОВКА ЗАДНИХ КОЛЕС

Установка задних колес независимой задней подвески производится путем регулировки развала и сходимости. Способ регулировки развала и сходимости различен для различных типов подвески. Некоторые модели не имеют механизма регулировки развала.

Обычно предусматривается рычаг с эксцентриком, который определяет положение колеса относительно кузова. Путем поворота этого эксцентрика рычаг можно сдвинуть влево или вправо, изменяя направление колеса и, тем самым, регулируя сходимость.

Подвеска двухзвенного типа со стойкой

Как и при регулировке сходимости передних колес, если длина задних рычагов (правого и левого) неодинакова при раздельной регулировке сходимости задних колес, углы левого и правого колес будут различными независимо от правильности установки сходимости. По этой причине, прежде всего, откорректируйте углы левого и правого колес, а затем отрегулируйте сходимость.

В двухрычажной подвеске одновременно регулируются развал и сходимость. Причина того, что развал и сходимость изменяются одновременно, состоит в том, что на нижних рычагах № 1 и № 2 установлены эксцентрики ниже оси колеса, поэтому если один из рычагов сдвинуть влево или вправо, то изменяется и сходимость.- Если сдвинуть на одинаковую величину оба рычага влево или вправо, изменится развал.

Регулировки можно производить таким же способом, как и для регулировки развала и продольного наклона оси поворота передних колес, используя подобную номограмму.

ПОИСК И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ СУММАРНЫЙ УГОЛ

Суммарный угол рассматривается как сумма углов развала (а) и поперечного наклона оси поворота (b).

Если измерение развала и/или поперечного наклона оси поворота выходит за пределы стандартных значений, причину дефекта зачастую можно отыскать путем проверки суммарного угла, как показано ниже:

У некоторых передних подвесок стоечного типа, используемых в переднеприводных автомобилях с передним расположением двигателя, допускается раздельная регулировка развала. В таких случаях определить причину неправильного развала и поперечного наклона оси поворота с помощью суммарного угла становится невозможным.

Регулировка развала схождения. Сход развал своими руками

Мы не откроем для вас Америку, если скажем, что неправильно устроенный сход развала колеса (СРК), возможно, приведет мало того, что к ухудшению уровня качества покрышки, но и сделает больше расход топлива. По этой причине к выставлению схода развала (СР) нужно отнестись со всей важностью и ответственностью.

Регулировка развала схождения. Сход развал своими руками

Схождение и развал — два параметра настройки подвески, одинаково важных и влияющих на управляемость автомобиля. Настройки подвески необходимо проверять или делать заново при каждом серьезном вмешательстве в конструкцию — например, при замене рулевых тяг или нижнего поперечного рычага подвески.

Развал

Развал — угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. Развал считается отрицательным, если колеса наклонены верхней стороной внутрь, и положительным, если верхней стороной наружу.

Схождение

Схождение — угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Очень часто говорят о суммарном схождении двух колес на одной оси. В некоторых автомобилях можно регулировать схождение как передних колес, так и задних. Схождение измеряют в градусах/минутах, и в миллиметрах. Схождение в миллиметрах — это расстояние между задними кромками колес, минус расстояние между передними кромками колес (в справочниках обычно приводятся данные по штатным колесам, при произвольном диаметре колеса необходим пересчет). Это определение верно только в случае неповрежденных, правильно смонтированных колес. Именно неправильно отрегулированное схождение является основной (но не единственной) причиной ускоренного износа покрышек. Одним из первых признаков неправильно установленного схождения является визг покрышек в повороте при небольшой скорости. При схождении в 5 и более мм покрышка полностью сотрется менее чем за 1000 км. Иногда вместо схождения колес может требоваться выставить их расхождение (например, на задней оси с независимой подвеской колес).

Собственноручно осуществить настройку СР не составит для вас особого труда. Однако на первый взгляд может показаться сложным.

Для вашего же удобства произведем детальный разбор данного вопроса, и дадим нужные рекомендации новичкам в этом деле. Главный и первостепенный момент, от которого полностью зависит устойчивость вашего «железного коня» на дороге — это стабилизация пары управляющих колес. «Что это означает?» — спросите вы. Другими словами, колесам нужно перемещаться по прямой линии, а преодолев поворот возвращаться, как говорится, на исходную.

Из этого выходит, что важность данного действия весьма доступно объяснима. Если машина находится в рабочем состоянии, то не стабилизированные колеса уходят в сторону вследствие толчков от дороги. В таком случае автовладелец вынужден вернуть колеса в прямое состояние. Если брать во внимание тот факт, что это будет происходить перманентно, то человек будет естественно чувствовать заметную усталость. Плюс ко всему, контакты рулевого привода в скором времени износятся. А чем выше скорость, тем больше становится уровень неустойчивости. Это может плохо кончится.

Причины, от которых зависит стабилизация управляемых колес: от их схождения или развала. Контроль СРК вы можете провести в автомастерской, где квалифицированную помощь окажут специалисты, однако, к счастью для вас, самим, без посторонней помощи, решить данный вопрос можно.

Для начала определите необходимость регулировки схода развала.

Перечислим по пунктам:

  1. Постоянный уход транспортного средства от прямолинейной езды в ту или иную сторону.
  2. Различной степени изношенность покрышек.
  3. При осмотре желобка протектора переднего колеса вдоль оси вращения изучите края желобка. Если кромки будут абсолютно одинаковые — будет значить, что все в полном порядке, если же одна из них имеет заостренность, а вторая — нет, значит все не так гладко и возникли проблемы. Однако акцент на этом нужно сделать при спокойной езде. А если любите «погонять», то данная причина возможно обманчива.
  4. Сложно управлять автомобилем, совершая различные маневры.

Если вы заметили одно из вышеперечисленных условий, то ставьте развал схождения. Если вы являетесь автовладельцем с большим опытом работы, то вам не составит особого труда совершить установку схода собственными силами без профессиональной помощи автомехаников.

Настройка схода развала

Для починки вооружитесь следующими предметами:

  • линейкой;
  • мелом;
  • стандартным комплектом инструментов;
  • шнуром с отвесом;
  • ровной площадкой с ямой или подъемником.
Читайте так же:
Приспособление для регулировки клапанов volvo

Узнайте, насколько точно было осуществлено схождение раньше. То есть, «нулевое» ли положение у рулевой рейки на ровном ходу? Как это произвести? Внимательно выполняйте действия: установите вашу «ласточку» на плоской поверхности. Прокрутите руль в одну сторону до упора, сделав метку сверху на руле (посередине круга), затем прокрутите «баранку» максимально в другую. Одновременно с этим, посчитайте количество целых оборотов и частей целой окружности (долей). После подсчета разделите полученное на два и поверните руль в это положение. Если итог равен обычному положению руля, то «нулевое» состояние рейки выставлено. Если же нет, то сделайте это самостоятельно.

Установка «нулевого» положения

Открутите гайку и снимите «баранку». Зафиксируйте руль в посчитанном «нулевом» положении (спицы руля — симметричны). Будем сравнивать с этим положением. Для проверки по очереди крутите «баранку» влево, а потом право — и вправо, и влево он должен прокручиваться равное число оборотов. Поэтому не забудьте считать повороты.

Ослабьте стопорные гайки наконечников рулевых тяг. Одну чуть-чуть выкрутите, а другую — закрутите на такое же число оборотов (это важно!). Подобные действия можно сделать 1 раз и больше не изменять положение «баранки». А в будущем нужно будет только регулировать схождение.

Упорядочивание схождения колес

После того как тщательно проверили прямолинейность, также просмотрите уровень загруженности автомобиля, давление в покрышках, надежно ли крепление подвески и механизма руля. Только после перечня действий переходите, собственно, к проверке и настройке схождения.

Узнать уровень схождения колес несложно. Для этого нужно подсчитать разницу между точками на ободе спереди и сзади его оси геометрии. Чтобы это сделать верно, приобретите специальную цепь с линейкой или натяжной прибор.

Для примерки схождения линейка ставится между колесами так, чтобы наконечники труб прижались в бок покрышек, а цепочки касались земли. Когда поставите стрелку на «нулевое» положение, «железного коня» чуть-чуть перекатите вперед, чтобы линейка оказалась сзади оси колес. Стрелка, чтобы вы знали, должна показывать уровень схождения. Если не соответствует норме, то поправьте ее.

Желаете настроить схождение колес? Для этого вращайте соединительные муфты боковых рулевых тяг. Как только закончите, контрольные гайки крепко затяните.

Регулировка угла развала колес

Это один из трудных процессов, однако, к вашему сведению, вы и это сумеете сделать собственными руками. Предварительно поставьте авто так, чтобы колеса не касались земли. Затем определите те места, где происходит одинаковое биение на боковых частях шин. Установив колеса в положение движения по прямой, рядом с колесом подвесьте груз. Далее вам понадобится вышеупомянутый мел. С его помощью поставьте метки по окружности колеса сверху и снизу. Используя, также вышеупомянутый шнур с отвесом, узнайте дистанцию от обода до шнура.

Их разница между нитью груза и верхней частью обода и будет являться уровнем развала. Для перестраховки и для вашего же спокойствия, прокатите автомобиль, чтобы колесо повернулось на девяносто?

Подобные действия повторить еще несколько раз и зафиксировать у себя полученные результаты.

Теперь снимите колесо «железного коня» и отпустите два болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку. Сдвиньте во внутрь или наружу поворотный кулак. Направление и расстояние зависят от итоговых замеров. Только так у вас получится установить необходимый угол развала. После того, как осуществите эту процедуру, не забудьте болты, поставить колесо на место и вновь провести замеры.

Не будет лишней информацией напоминание о том, что на транспортных средствах с задним приводом разрешают норму угла развала передних колес, примерно в пределах плюс один — плюс три миллиметров, а у автомобилей с передним приводом — от минус одного до плюс одного миллиметра.

По мере того как провели процедуру, проверьте тщательно те болтики, которыми осуществляли регулировку. Затем по завершении РС, проконтролируйте выравнивание машины на самой дороге, непосредственно.

Свершая сход-развал собственными силами, нужно помнить:

  1. Проводите замеры ни один раз, а по четыре-пять, после следует выявить среднеарифметическое значение.
  2. Если развал-схождение отрегулированы верно, ваша «ласточка» не станет уходить в ту или иную сторону во время движения на трассе, а износ протектора шин будет равномерный.

Регулировка должна будет осуществлена только тогда, когда после произведенных действий «железный конь» будет продолжать уходить с заданной траектории. О неверном развале или схождении вам подскажет неравномерный износ покрышек, поэтому, также нужно будет продиагностировать шины.

Если вы все же осуществите собственноручно данную процедуру, то это лишь положительно скажется на вашем бюджете, в котором не произойдет финансовой дыры. Но при этом нужно помнить о том, что все-таки для большого количества современных транспортных средств производители рекомендуют проведение сход/развал в специализированных местах — автосервисах.

Удачи! Надеемся, что наши советы помогут вам при решении тех или иных возникших авто-вопросов и вы их самостоятельно разрешите. Следуйте пошаговой инструкции и все получится!

Как самостоятельно отрегулировать развал схождение: полезные советы

Углы установки колёс автомобиля играют важную роль в обеспечении управляемости и устойчивости машины на дороге. От их значений зависит комфорт и безопасность вождения. Регулируют развал схождение своими руками или на специальном стенде на станции технического обслуживания. Необходимость процедуры обусловлена износом деталей подвески, их заменой либо иным повреждением кузова в результате ДТП. При самостоятельной регулировке нужно соблюдать последовательность выполнения работы, чтобы выставить точные углы и надёжно их зафиксировать.

Развал-схождение

Как самостоятельно отрегулировать развал схождение: полезные советы

Подвеска автомобиля состоит из подвижных деталей, которые сглаживают толчки, возникающие при контакте колеса с дорожным покрытием. Кроме того, такие элементы обеспечивают поворот ступиц для совершения манёвров. Но подвижные соединения увеличивают степень свободы колеса, что приводит к отклонению его оси вращения от оптимального положения.

Правильная установка ступицы предполагает регулировку трёх углов: развала, схождения, кастера. Все они отвечают за ориентирование колёс относительно базы автомобиля, но первые два влияют на управляемость и устойчивость. Развал – это положение колеса относительно вертикали. Для того чтобы при крене автомобиля во время поворота он не терял управление, угол развала должен быть отрицательным. Производители колёсного транспорта указывают значения для незагруженной машины в диапазоне от 0 ° до 10 ° 20 ′. Кроме номинальной величины крена существуют допуски, за пределы которых развал не должен выходить.

Второй важный параметр в настройке ходовой – схождение. Это угол установки колёс относительно оси автомобиля, измеренный в горизонтальной плоскости. От него зависит прямолинейность движения и сцепление протектора при вхождении машины в поворот. Существует 2 варианта установки схождения:

  1. Положительный. Такой угол устанавливают у заднеприводных автомобилей. В этом случае колёса незначительно повёрнуты друг к другу, но при движении расходятся.
  2. Отрицательный. Схождение присуще переднеприводным автомобилям. Здесь, наоборот, колёса повёрнуты в разные стороны, но на скорости устанавливаются параллельно.
Читайте так же:
Как отрегулировать давление в накопительном баке

Менее ответственный угол – кастер. Это величина наклона шкворня подвески и поворотного кулака относительно вертикали. Обычно кастер направлен к задней части машины, чтобы лучше компенсировать качание подвески во время преодоления препятствий. При эксплуатации этот угол не нуждается в корректировке. Его регулируют только после полной замены деталей подвески.

Для регулировки приводных мостов развал-схождение не применяют. Процедура нужна только для многорычажной системы подвески.

Необходимость регулировки

Как самостоятельно отрегулировать развал схождение: полезные советы

Водители автомобилей вынуждены периодически проверять развал и сходимость колёс. Чаще процедуру проводят для передних, но иногда возникает необходимость проверки и регулировки всех осей. Сотрудники сервисных центров рекомендуют контролировать состояние подвески два раза в год, а заезд на СТО совместить с сезонной сменой покрышек. За полгода детали подвески изнашиваются, увеличивается свободный ход цапфы, что приводит к нарушению оптимальной «геометрии» ходовой.

Кроме плановой проверки, регулировка развал-схождения в обязательном порядке понадобится после ремонта подвески. Замена расходных деталей, таких как шаровых, наконечников, стоек и резинометаллических шарниров приводит к тому, что углы установки ступиц выходят за пределы критических значений. В этом случае сделать развал или схождение колёс нужно как можно быстрее. Кроме того, нелишним будет отогнать машину на диагностику, если водитель допустил наезд на препятствие, что привело к удару по подвеске. Чрезмерная нагрузка может повредить или деформировать детали шасси.

Выставить сход и развал понадобится, если автомобилем стало сложней управлять, а на прямом участке его постоянно уводит в сторону, и траекторию движения приходится поддерживать, прилагая усилие к рулевому колесу. Это означает, что углы установки ступиц превысили допустимые значения и нуждаются в корректировке. Кроме того, длительная эксплуатация автомобиля с такими нарушениями приводит к интенсивному и неравномерному износу протектора.

Регулировка

Отрегулировать углы можно на специально оборудованных для этого стендах на СТО либо самому в гараже, оборудованном смотровой ямой. В первом случае мастер выполнит настройку с помощью компьютеризированной аппаратуры. Такой способ более эффективен и точен – все замеры и изменения отображаются в режиме реального времени на экране монитора. Кроме того, в памяти компьютера сохранены углы установки для большинства автомобилей.

Любители самостоятельно ремонтировать свою машину, регулируют положение колёс в гаражном боксе с применением механических средств измерений. Последние не могут обеспечить точность оптических приборов, применяемых в профессиональном оборудовании. Однако проверять рабочие параметры можно гораздо чаще, сэкономив на посещении СТО. Кроме того, благодаря личному контролю водителю всегда будут известны проблемные места в его автомобиле.

Перед регулировкой развал-схождения необходимо обязательно заменить изношенные детали подвески. Ни один мастер не возьмётся за работу, если не будет обеспечена жёсткость крепления колеса.

Инструменты

Для самостоятельной проверки и регулировки угла развала и схождения понадобятся простые измерительные инструменты: отвес, точная металлическая линейка, штангенциркуль. Нелишним будет подготовить П-образную телескопическую штангу с фиксатором в выдвинутом положении. Кроме того, понадобятся рожковые гаечные ключи, комплект накидных головок с воротками, металлическая щётка и баллончик проникающей смазки.

Подготовка и диагностика

Как самостоятельно отрегулировать развал схождение: полезные советы

Перед тем как приступить непосредственно к процедуре, проводят полную диагностику ходовой. В деталях подвески недопустимы люфты и зазоры. Наличие таких дефектов не позволит выполнить регулировку корректно. Кроме того, контролируют состояние защитных пыльников: на них не должно быть повреждений, трещин, проколов. Исправная деталь, у которой нарушена герметичность, быстро испортится, что вынудит водителя её менять, а затем снова устанавливать углы.

При диагностике в первую очередь проверяют шаровые опоры, рулевые наконечники, сайлентблоки и гидравлические стойки. Если они не обеспечивают жёсткость подвески, они подлежат замене. Механики рекомендуют менять детали парами, чтобы уровнять их срок службы и не производить замену смежного элемента после непродолжительного пробега.

Настройка развала

Схема позиционирования колеса по вертикали зависит от модели автомобиля, конструкции его подвески. Выделяют два варианта: регулируемый и нерегулируемый развал. Во втором случае правильное положение колеса обеспечивается жёсткостью кузова и отсутствием выработки в шарнирах подвески. Обычно такие конструкции применяют для крепления ступиц переднеприводных автомобилей. Если угол развала не соответствует норме, необходимо проверить геометрию кузова и состояние шарниров.

В конструкции автомобилей, где предусмотрена возможность изменения положения оси ступицы в вертикальной плоскости, регулируется оно изменением расстояния между нижними или верхними рычагами подвески. Последовательность действий:

  1. Устанавливают автомобиль над смотровой ямой на ровной, горизонтальной площадке.
  2. Проверяют давление в колёсах. В случае необходимости доводят до нормы, заявленной производителем.
  3. На диске колеса мелом делают 2 диаметрально противоположные отметки. Прикладывают отвес к крылу и замеряют расхождения в указанных точках. Чтобы исключить погрешности, возникающие из-за деформации обода, колесо поворачивают на 180 ° и повторяют измерения.
  4. При большой разнице выполняют регулировку. Для этого ослабляют крепление рычага, откручивая гайки или болты. В зависимости от того, в какую сторону необходимо двигать цапфу, добавляют или удаляют дистанционные прокладки. Затягивают крепёж.
  5. Повторно измеряют расстояния от меток до отвеса. Если результат удовлетворительный, закручивают крепление рычага с контрольным крутящим моментом.

Регулировку угла выполняют на незагруженной машине. Дополнительный вес может незначительно влиять на развал путём изменения положения элементов подвески.

Схождения

После выставления цапфы в вертикальной плоскости приступают к регулировке поворота передних колес относительно оси движения. Если автомобиль оборудован многорычажной подвеской задних осей, и в ней меняли детали, то и она подлежит проверке. Принцип наладки зависит от конструкции шасси, но он практически идентичен для всех автомобилей. Схождение колес своими руками регулируют в определённой последовательности:

  1. Располагают автомобиль над смотровой ямой. Проверяют давление в шинах, при необходимости доводят его до нормы.
  2. Устанавливают рулевое колесо в положение для езды прямо.
  3. Телескопической штангой измеряют внутренние расстояния между колёсными дисками спереди и сзади. Разница значений должна быть в пределах диапазона, указанного производителем. Если расстояния разные, проводят корректировку длины рулевых тяг.
  4. Ослабляют контргайку или стяжные хомуты наконечников. Вращением регулировочного элемента изменяют расстояние между крайними точками в рулевой трапеции.
  5. Периодически измеряют сходимость колёс.
  6. Когда результат будет удовлетворителен, затягивают контргайки или хомуты контрольным крутящим моментом.

Самостоятельное выполнение процедуры поможет сэкономить на посещении автосервиса. Но для большинства современных машин рекомендуется проведение развал-схождения на компьютеризированном стенде. Только так можно быть уверенным в корректности установленных углов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector